Решение б/н Решение по делу № 384-16-13 от 20 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация  г. Заозерный

 Красноярского края

ул. 40 лет Октября, 33, г. Заозерный,

Красноярский край, 663960

 

 

 ООО «Эколог плюс»

ул. 40 лет Октября, 42, г. Заозерный, 663960

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №384-16-13

 

 

20 января 2014 года                                                                                  г. Красноярск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена  на заседании Комиссии  27 декабря 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 20 января 2014 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...> – старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело №384-16-13, возбужденное в отношении администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края (40 лет Октября улица, 33, г. Заозерный, Красноярский край, 663960) (далее – Администрация), общества с ограниченной ответственностью  «Эколог плюс» (ул. 40 лет Октября, 42, г. Заозерный, 663960) (далее  - ООО «Эколог плюс») по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в заключении антиконкурентных соглашений по предоставлению муниципального имущества в пользование (транспортные средства) путем заключения дополнительных соглашений от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 о пролонгации  оконченного договора аренды 3/50 от 12.03.2012 без проведения публичных процедур, что повлекло (могло повлечь)  ограничение, недопущение   конкуренции 

 в присутствии представителя Администрации <…>

в отсутствии представителя ООО «Эколог плюс», уведомленного надлежащим образом  о месте и времени рассмотрения дела

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело выделено из дела № 318-17.1/13, возбужденного в отношении администрации города Заозерный, в связи с установлением в действиях Администрации и ООО «Эколог плюс» признаков нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении соглашений по предоставлению/получению в пользование ООО «Эколог плюс» муниципального имущества (транспортные средства) без проведения процедуры торгов  путем заключения дополнительных соглашений от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 о пролонгации  оконченного договора аренды 3/50 от 12.03.2012.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что 29.02.2012 Администрацией был проведен открытый аукцион на право заключения договора  аренды муниципального имущества, находящегося в казне г. Заозерного, а именно автомобиля модель КО-440-2/ГАЗ 3309 с боковой загрузкой, предназначенного для вывоза твердых бутовых отходов. Победителем указанного аукциона признано ООО «Эколог плюс», с которым был заключен договор аренды № 3/50 от 12.02.2012 сроком действия с 20.03.2012 по 20.02.2013.

По истечению срока действия договора аренды № 3/50 от 12.02.2012 договор был продлен сторонами дополнительными соглашениями от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 (каждое из которых заключено на срок 30 дней).

01.02.2013 на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества сроком на 11 месяцев. В том числе  Лотом № 1 был выставлен автомобиль Мусоровоз модель КО-440-2/ГАЗ 3309. Заявки по указанному аукциону принимались с 01.02.2013 по 19.03.2013. Заявки рассматривались 21.03.2013, открытый аукцион проводился 25.03.2013.

В  период проведения указанного аукциона Администрацией с ООО «Эколог плюс» были заключены дополнительные соглашения от 21.02.2013, от 22.03.2013  к договору аренды № 3/50 от 12.02.2012 с целью обеспечения бесперебойного вывоза ТБО.

 По результатам открытого аукциона победителем было признано ООО «Рыбинский коммунальный комплекс».

Распоряжением от 01.04.2013 Администрацией утверждена комиссия по приемке транспортных средств у ООО «Эколог плюс» ООО «Рыбинский коммунальный комплекс».

10.04.2013 по результатам проведения торгов Администрацией с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» был заключен договор аренды № 2/64 Мусоровоза моделью КО-440-2/ГАЗ 3309, о чем был подписан соответствующий акт приема-передачи, в котором были описаны замечания по принимаемому в аренду автомобилю.

16.04.2013 ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» обратилось в адрес Администрации (исх. № 168) с просьбой расторгнуть договор аренды на Мусоровоз моделью КО-440-2 в связи с тем, что машина не пригодна для использования по назначению. Указанное подтверждается актом приема передачи к договору аренды № 2/64 от 10.04.2013, согласно которому у мусоровоза отсутствовали два рычага на гидрораспределителе, опорная гидравлическая лапа, правое переднее крыло имело вмятину, кузов имел следы ожогов, отсутствовали верхние люки, был неисправен ручник, главный тормозной цилиндрчто?, отсутствовал тросик капота, фонарь заднего хода, колеса были изношены и имели боковые порезы.

Учитывая изложенное, Администрация обратилась в адрес ООО «Эколог плюс» (исх. от 18.04.2013 № 448) с уведомлением о том, что победитель открытого аукциона, проведенного 25.03.2013 отказался от подписания договоров аренды, в том числе мусоровоза, в связи с чем ООО «Эколог плюс» признано победителем торгов. Обществу предложено подписать соответствующий договор.

ООО «Эколог плюс» направило в адрес Администрации письмо (исх. от 22.04.2013 №8), в котором сообщило, что общество отказывается от подписания договора аренды на мусоровоз в связи с тем, что сумма предложенной арендной платы не приемлема, что повлечет увеличение оплаты за услуги вывоза ТБО населению г. Заозерного.

Учитывая изложенное, в связи с отказом ООО «Эколог плюс» от подписания договора аренды на условиях проведенного аукциона, с целью неприостановления оказания услуг населению по вывозу ТБО до результатов проведения новых торгов на право заключения соответствующего договора, предыдущий договор аренды № 3/50 от 12.02.2012, заключенный с ООО «Эколог плюс», дополнительными соглашениями от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 был повторно продлен.

Также установлено, что вышеуказанный мусоровоз являлся предметом конкурса, проведенного в сентябре  2011 года Администрацией на право заключения договора аренды транспортного средства,  находящегося в муниципальной собственности г. Заозерного, победителем которого стало ООО «Строй Плюс». Однако, в связи с тем, что у последнего отсутствовала лицензия на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО, единой комиссией принято решение об отмене результатов открытого конкурса. В связи с тем, что до проведения указанного конкурса мусоровоз находился в пользовании у ООО  «Эколог плюс» на основании договора аренды № 29 от 11.03.2011, то до проведения  следующих торгов в декабре 2011 года указанным мусоровозом продолжало пользоваться ООО «Эколог плюс» на основании  дополнительных соглашений от 12.04.2011, от 13.05.2011,  от 14.06.2011, от 15.07.2011, от 16.08.2011, от 17.09.2011, от 17.10.2011, от 19.11.2011, от 20.12.2011 о продлении действия договора аренды  № 29  от 11.03.2011, который был заключен на срок 30 календарных дней администрацией   г. Заозерный и ООО «Эколог – плюс» на период проведения торгов. Однако, в дальнейшем, в связи с признанием торгов не состоявшимися, администрация г. Заозерный и ООО «Эколог-плюс» заключала указанные дополнительные соглашения  о пролонгации окончившегося договора аренды № 29 от 11.03.2011 без проведения публичных процедур.

Также Комиссией установлено, что 05.07.2013 были подведены итоги проведения открытого аукциона на право заключения договоров аренды, в том числе вышеуказанного мусоровоза, в результате которого победителем признан индивидуальный предприниматель Павлов Е.В., с которым был заключен  договор аренды № 9/72 от 15.07.2013.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации (исх. от 11.10.2013 № 2027, вх. от 14.10.2013 № 19469) дополнительные соглашения от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, от 24.05.2013, от 25.06.2013 о пролонгации договора от 12.03.2012 № 3/50 заключались в связи с тем, что в эти периоды разрабатывалась аукционная документация и проводился открытый аукцион на право заключения договоров аренды транспортных средств, а оказание услуг по сбору и вывозу ТБО от населения г. Заозерного необходимо постоянно.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу статьи 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает  возможность заключения  договоров,  предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.

  В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ  «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.

Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  вступил в действие 7 марта 2010 года.  

Согласно части 9 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» по истечении срока договора аренды, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Однако, как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, дополнительные соглашения от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 о пролонгации  договора аренды № 3/50 от 12.03.2012 заключались сроком менее трех лет. Кроме того, согласно извещению о проведении торгов в форме открытого аукциона, размещенного в сети «Интернет» 01.02.2013,  стоимость мусоровоза составляет 970 000 рублей, арендная плата, определяемая по результатам рыночной оценки, составляет в год 132 041 рубль. Однако,  в соответствии с условиями договора аренды № 3/50 от 12.03.2012, арендная плата установлена в размере 10 503,15 рублей в месяц, соответственно 126 037,8 рублей в год. Таким образом, размер арендной платы для ООО «Эколог плюс» установлен в меньшем размере, чем определен по результатам рыночный оценки.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок пролонгации договора аренды № 3/50 от 12.03.2012 дополнительными соглашениями от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013, установленный частью 9 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» был нарушен.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. В результате заключения соглашения (дополнительного соглашения) к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникают новые обязательства.

Таким образом, при заключении администрацией и ООО «Эколог плюс» дополнительных соглашений от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 (не в порядке части 9 статьи 17. 1 Федерального Закона «О защите конкуренции»), являющихся новыми договорами аренды  возникли новые обязательства, соответственно, их заключение должно было осуществляться в порядке, установленном частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», т.е. по результатам публичных процедур.

Однако, дополнительные соглашения от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 к договору аренды № 3/50 от 12.02.2012 в нарушение  вышеуказанных требований действующего законодательства заключены не по итогам проведения торгов. На условиях, проведенного 25.03.2013 аукциона ООО «Эколог плюс» необоснованно отказалось от заключения договора аренды муниципального имущества и вступило с администрацией в антиконкурентные соглашения о продлении ранее заключенного договора аренды № 3/50 от 12.02.2012 на прежних условиях.

 Нарушение антимонопольного законодательства было также допущено Администраций и ООО «Эколог плюс» при заключении дополнительных соглашений от 12.04.2011, 13.05.2011, 14.06.2011, 15.07.2011, 16.08.2011, 17.09.2011, 17.10.2011, 19.11.2011, 20.12.2011 о пролонгации договора аренды № 29 от 11.03.2011, который был заключен сроком действия 30 дней в порядке исключения, предусмотренного п. 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1. заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Таким образом, Администрация, предоставив право пользования мусоровозом ООО «Эколог плюс» на срок более 30 календарных дней без проведения торгов на основании дополнительных соглашений от 12.04.2011, 13.05.2011, 14.06.2011, 15.07.2011, 16.08.2011, 17.09.2011, 17.10.2011, 19.11.2011, 20.12.2011 о пролонгации договора аренды № 29 от 11.03.2011, вступила с ООО «Эколог плюс» в антиконкурентные соглашения о предоставлении муниципального имущества в пользование обществу в обход процедуры торгов.

Согласно  части 1 статьи 16  ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Сама возможность заключения соглашения (осуществление согласованных действий) между органами местного самоуправления  и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение (действия) приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации и  ООО  «Эколог плюс» нарушения  статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившего в заключении антиконкурентных соглашений (дополнительных соглашений от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 к договору аренды № 3/50 от 12.02.2012), имеющих своей целью создание преимущественных условий деятельности ООО «Эколог плюс» путем предоставления в пользование муниципального имущества -  Мусоровоза моделью КО-440-2/ГАЗ 3309 без торгов, что создало преимущественные условия получения муниципального имущества обществом во временное владение и пользование, а также препятствие к доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение пользоваться муниципальным имуществом, что ограничило конкуренцию за право пользования вышеуказанным муниципальным имуществом.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

 1. Признать администрацию г. Заозерный и ООО «Эколог плюс» нарушившими ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентных соглашений, связанных с предоставлением (получением) в пользование ООО «Эколог плюс» муниципального имущества (транспортных средств) без проведения публичных процедур путем заключения дополнительных соглашений от 12.04.2011, 13.05.2011, 14.06.2011, 15.07.2011, 16.08.2011, 17.09.2011, 17.10.2011, 19.11.2011, 20.12.2011 о пролонгации договора аренды № 29 от 11.03.2011; а также от 21.02.2013, от 22.03.2013, от 23.04.2013, 24.05.2013, 25.06.2013 о пролонгации  договора аренды № 3/50 от 12.03.2013, что создало необоснованные преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности ООО «Эколог плюс» на рынке оказания услуг по вывозу отходов и ограничило доступ на данный рынок иных  хозяйствующих субъектов.

2. В связи с тем, что указанные нарушения антимонопольного законодательства являются оконченными предписание не выдавать. 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                <...>

 

                                                                                                               <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны