Определение б/н Дело № 082/05/28-1523/2023 от 10 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 082/05/28-1523/2022
ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
07.11.2023 г. Симферополь
Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее — Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<...>– заместитель руководителя;
Члены Комиссии:
<...>– специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти,
<...> – специалист 1 разряда;
УСТАНОВИЛ:
Управлением выявлены признаки нарушения части 7 статьи 28 Закона о рекламе при размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - сервисе Яндекс.Директ контекстной рекламы следующего содержания: «Апарт-комплекс Garden в Севастополе у моря от застройщика Апартаменты от 4,8 млн! СПА, бассейн, парковая зона у моря! Проект «все в одном»! Море 100 метров. Закрытая территория. Парковая зона. ФЗ-214».
ООО «Яндекс» в ответ на запрос Управления указало, что указанное рекламное объявление размещено в рамках договора возмездного оказания услуг, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «КЛИК.РУ», № 32246/15 от 01.03.2015.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Указанная рекламная информация в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – продаже строящихся объектов недвижимости апарт-комплекса Garden.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о долевом строительстве) предметом регулирования такого закона являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
Пунктом 2.2 указанной статьи предусмотрено, что лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о долевом строительстве объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства, индивидуальный жилой дом в границах территории малоэтажного жилого комплекса.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о рекламе, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Указанная норма Закона о рекламе требует в обязательном порядке для данного вида рекламы размещать непосредственно в рекламе следующие сведения:
- адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом,
- фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.
При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.
Таким образом, положения части 7 статьи 28 Закона о рекламе не обязывают размещать проектную декларацию, предусмотренную федеральным законом, непосредственно в рекламе, однако указанная реклама должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://наш.дом.рф), на котором размещены вышеуказанные документы, и указание о том, какую информацию можно получить на данном сайте.
Вышеуказанная реклама не содержит адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в сети «Интернет» (https://наш.дом.рф).
Таким образом, по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: в поисковом браузере «Яндекс» размещена реклама следующего содержания:«Апарт-комплекс Garden в Севастополе у моря от застройщика Апартаменты от 4,8 млн! СПА, бассейн, парковая зона у моря! Проект «все в одном»! Море 100 метров. Закрытая территория. Парковая зона. ФЗ-214» без указания наименования застройщика и адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, содержит признаки нарушения части 7 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно письму ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором доменного имени garden-resort.ru в соответствии с регистрационными данными является: общество с ограниченной ответственностью «КЛИК.РУ» (ИНН: 7743771327).
Согласно сведений, размещенных на сайте наш.дом.рф, застройщиком апарткомплекса «GARDEN» является общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик ГРИН», входящее в группу компаний Карбон.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рекламы является общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Карбон», рекламопроизводителем является ООО «КЛИК.РУ», рекламораспространителем является ООО «Яндекс».
14.08.2023 Управлением возбуждено дело №082/05/28-1523/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 28 Закона о рекламе.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пояснениям ООО «Яндекс» от 03.11.2023г. основным документом, регулирующим порядок оказания Услуг Яндекс.Директ, является «Оферта на оказание услуг Яндекс.Директ», размещенная в открытом доступе в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»). В соответствии с п. 3.1. указанной Оферты обязательным условием оказания Яндексом услуг является принятие и соблюдение рекламодателем, применение к отношениям сторон по Договору требований и положений, определенных обязательными документами, в том числе, среди прочего таким документом являются «Правила показа», размещенные в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/direct_display_rules (далее - «Правила показа»).
Так, абз. 4 п. 3.2. Правил показа устанавливает:
«В соответствии с требованиями ФЗ ”О рекламе” реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна, в частности, содержать фирменное наименование (наименование) застройщика. Наименование застройщика определяется автоматически на основании документов, представленных Рекламодателем, и/или информации, представленной в открытых источниках. Контроль за правильностью автоматически определенного наименования обеспечивает Рекламодатель. В случае несогласия Рекламодателя с наименованием,определенным автоматически, Рекламодатель обращается в службу поддержки с помощью формы обратной связи по адресу: https://yandex.ru/support/direct/troubleshooting.»
Указанная информация размещается автоматически с момент запуска рекламной кампании (при условии предварительного предоставления соответствующих сведений) и/или, соответственно, с момента предоставления соответствующих документов и проверки их отделом модерации сервиса Яндекс.Директ.
В случае отсутствия соответствующих сведений информация о застройщике не проставляется и отсутствует в объявлении.
В отношении предупреждения «Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф» Общество пояснило, что указанные сведения добавлены автоматически, непосредственно в момент начала размещения объявления, предоставив в подтверждение размещения указанной информации скриншоты.
Также установлено, что коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) Garden указано в проектной декларации застройщика.
В соответствии с подпунктом а пункта 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Правила» производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия Управления, руководствуясь, подпунктом «а» пункта 40 Правил,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Производство по делу № 082/05/28-1523/2022 прекратить.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.