Постановление №492 Постановление от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/7.32.4-500/2020 об административном правонарушении

 

«16» июля 2020 г.                                                                                                      г. Саранск

 

<…> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол №81 и материалы дела об административном правонарушении № 013/04/7.32.4-500/2020, возбужденного в отношении должностного лица - заместителя директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство» <> (паспорт серия <…> ) по признакам нарушения части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии <…>, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения административного дела (ознакомлена с определением лично 10.07.2020 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании поступившей в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) жалобы Общества с ограниченной ответственностью «БОРД» (далее - ООО «БОРД», Заявитель) (вх. № 3934 от 06.08.2019) на действия организатора торгов Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство» (далее также Организатор торгов, КУ г.о. Саранск «Градостроительство») при проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (извещение на сайте www.torgi.gov.ru № 170719/1047111/01), рассмотрены изложенные в ней обстоятельства.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Мордовского УФАС России принято решение № 436 от 20.08.2020 г. и выдано обязательное для исполнения предписание № 63 от 20.08.2020 г. Жалоба была признана обоснованной, а действия организатора торгов, выразившиеся во включении в проект договора при проведении аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций пунктов 2.3.15, 2.3.16, признаны нарушением части 1 статьи 445, части 3 статьи 423 Гражданского кодекса российской Федерации, части 3 статьи 10  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Протокол об административном правонарушении № 81 от 10.07.2020 г. составлен в присутствии <…> Содержание протокола об административном правонарушении №81 от 10.07.2020 г. соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Существо нарушения выразилось в следующем.

10.07.2019 г. Администрацией г.о. Саранск принято Постановление № 1275 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций».

На официальном сайте в сети Интернет https://torgi.gov.ru/ размещено извещение        (№ 170719/1047111/01) о проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее также – Аукционы). Также извещение о проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций опубликовано в газете «Вечерний Саранск» от 17.07.2019 №28 (1401).

Аукционы проводились Казенным учреждением городского округа Саранск «Градостроительство» в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.08.2013 № 334 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе», Положением о порядке организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22.05.2008 № 84) с учетом отчетов об оценке рыночной стоимости права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и протокола заседания Комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 10 июля 2019 года.

Как следовало из жалобы ООО «БОРД», пункты 2.3.15, 2.3.16 проекта договора, заключаемого по результатам торгов, содержат требования к рекламораспространителю, противоречащие действующему законодательству.

Так, согласно пункту 2.3.15 Договора сторона 2 (рекламораспространитель) обязуется «в течение действия настоящего Договора оказывать содействие Администрации городского округа Саранск в размещении социальной рекламы на рекламных конструкциях в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2.3.16 Договора сторона 2 (рекламораспространитель) обязуется «распространять социальную рекламу на безвозмездной основе по просьбе «стороны 1» в пределах пяти процентов годового объема общей рекламной площади рекламной конструкции, в том числе в праздничные дни, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако, исходя из системного толкования норм Закона о рекламе, а также норм других отраслей права (в частности, статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации), Заявитель приходит к выводу, что процесс распространения наружной рекламы (в том числе социальной рекламы) включает в себя не только «размещение социальной рекламы на рекламных конструкциях» или «предоставление рекламных площадей», как это предусмотрено пунктами 2.3.15 и 2.3.16 Договора, но и всю совокупность действий рекламораспространителя по доведению рекламы до ее потребителей, путем ее приведения и поддержания в состоянии, пригодном для визуального восприятия. При этом процесс распространения наружной рекламы включает в себя, в том числе, выполнение работ по монтажу (демонтажу) рекламных материалов, поддержание их в надлежащем состоянии, замену рекламных материалов в течение периода размещения, устранение дефектов рекламных материалов.

В связи с вышеизложенным Заявитель предположил, что в соответствии со статьями 432, 431 ГК РФ, частью 3 статьи 10 Закона о рекламе для целей размещения наружной социальной рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем должен быть заключен самостоятельный договор на размещение (распространение) социальной рекламы, устанавливающий все существенные условия распространения наружной социальной рекламы, а включение этого условия в договор, заключаемый по результатам аукциона на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, является неправомерным.

Не согласившись с доводами Заявителя, КУ г.о. Саранск «Градостроительство» представило в адрес антимонопольного органа возражения на жалобу ООО «БОРД», в которых поясняло, что органы местного самоуправления заключают договоры на производство социальной рекламы с исполнителями, которые выбираются путем открытых конкурсов, на которых кандидаты представляют комиссии к оценке свои работы и проекты. Победитель конкурса заключает с муниципальным заказчиком муниципальный контракт. Исполнение его контролируется и принимается муниципальным заказчиком. Проведение данных процедур ни коим образом не затрагивает интересы рекламораспространителей.

Из представленных доводов КУ г.о. Саранск «Градостроительство» следовало, что пункты 2.3.15 и 2.3.16 оспариваемого Договора не нарушают нормы действующего законодательства, а указывают на содействие в распространении социальной рекламы в пределах утвержденных норм.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно пункту 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Заключение договора на распространение социальной рекламы предусмотрено статьей 10 Закона о рекламе.

Согласно части 2 статьи 10 Закона о рекламе органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок обязательного заключения договора установлен в статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения обязательного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Следовательно, рекламораспространитель обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится с предложением о распространении социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы.

В соответствии с положением части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Договор на распространение социальной рекламы (равно как и рекламы) является гражданско-правовым договором, а именно договором оказания услуг. Согласно нормам статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые услуги подлежат оплате в порядке и в сроки, которые указаны в договоре. Поэтому при обязательности для рекламораспространителя заключения договора оказания услуг по распространению социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы, безвозмездность такого договора законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Вместе с тем, пункт 2.3.15 проекта Договора обязывает рекламораспространителя в течение срока его действия оказывать содействие Администрации г.о. Саранск в размещении социальной рекламы на рекламных конструкциях в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», а пункт 2.3.16 устанавливает его обязанность распространять социальную рекламу по просьбе Администрации г.о. Саранск в пределах пяти процентов годового объема общей рекламной площади рекламной конструкции, в том числе в праздничные дни, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о том, что пункты 2.3.15, 2.3.16 проекта Договора противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 10 Закона о рекламе.

Равным образом нарушают они и требования части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Однако ввиду того, что в данном случае проект договора является частью Извещения о проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, у потенциального участника аукциона по умолчанию отсутствует возможность заявить о несогласии с пунктами 2.3.15, 2.3.16 проекта договора, что свидетельствует о нарушении КУ г.о. Саранск «Градостроительство» требований части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответственность за совершение вышеуказанных действий устанавливается частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство» от 15.12.2017 года №187-ЛС <…> назначена на должность заместителя директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство».

Согласно части 3 Должностной инструкции заместитель директора участвует в организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. 

В соответствии с частью 6 Должностной инструкции заместитель директора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством.

Таким образом в действиях (бездействии) <…> имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, а именно: нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

На основании изложенного, <…> является должностным лицом, подлежащим административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ в связи с неисполнением возложенных на нее обязанностей.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Место совершения административного правонарушения: Казенное учреждение городского округа Саранск «Градостроительство» (<…>).

Время совершения административного правонарушения: 17.07.2019 года.

Факт нарушения установлен 20.08.2019 года.

Учитывая изложенное, в действиях <…> присутствует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 5 статьи 25.2 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

С учетом норм части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов исчисляется сроком в один год со дня совершения административного правонарушения.

На дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ не истек.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.

Таким образом, <…> является виновной в совершении противоправных действий, выразившихся во включении в проект договора при проведении аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций пунктов 2.3.15, 2.3.16, нарушающих требования части 1 статьи 445, части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

– оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение <…>.

С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств и при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 26.11, 29.9 – 29.11, а также частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать должностное лицо - заместителя директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство» <…> (паспорт серия <…>) нарушившим часть 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к должностному лицу - заместителю директора Казенного учреждения городского округа Саранск «Градостроительство» <…> (паспорт серия <…>) меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 16111601071019000140, ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение – НБ Республика Мордовия, БИК 048952001 Расчётный счёт 440101810022020017002;<…>; Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Временно исполняющий обязанности    

руководителя Управления                                                                                   <…> 

 

 

 

 

Постановление вступило в законную силу                         «___» _______________ 2020 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны