Решение №08-21/1-15 Решение по делу № 08-21/1-15 от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/1-15

 

«12» марта 2015 года                                                                                г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьев С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/1-15 по факту поступления 26.12.2014 в 12:00 на принадлежащий <…> абонентский номер <…>
СМС-сообщения (отправитель: MOSOBLBANK, СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «<…>,
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО предлагает вклад «Удачный», ставки в рублях: 18% годовых за 3 мес и 19% - за год; в валюте – до 7,8%. Подробнее:88002001415,
www.mosoblbank.ru/LK», с признаками нарушения
ч. 1 ст. 18, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе»,  в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- АКБ МОСОБЛБАНК ОАО (далее - Мособлбанк) (место нахождения: 107023, г. Москва, ул. Семеновская Б, д. 32, стр. 1), <…>;

в отсутствие представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы», и заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <…> о направлении 26.12.2014 в 12:00 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: MOSOBLBANK,
СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «<…>, АКБ МОСОБЛБАНК ОАО предлагает вклад «Удачный», ставки в рублях: 18% годовых за 3 мес и 19% - за год; в валюте –
до 7,8%. Подробнее:88002001415,
www.mosoblbank.ru/LK», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения указанного обращения установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, выразившимися в распространении рекламы без указания в рекламе всех существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица.

Согласно позиции Мособлбанка, рассматриваемое СМС - сообщение распространялось в рамках договора № SMS – 31/12-10
от 02.12.2010, заключенного между Мособлбанком и ООО «ОСК». По мнению Мособлбанка, в рассматриваемом СМС – сообщении указаны все существенные условия оказания финансовой услуги (вклада «Удачный»), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с объяснениями Мособлбанка, заявитель является клиентом банка и при подписании договора выразил свое согласие на обработку персональных данных и на получение рекламы услуг, предоставляемых Мособлбанком.

Согласно позиции ОАО «Мобильные ТелеСистемы» следует, что рассматриваемое СМС-сообщение направлено ООО «ОСК» через сервисную платформу ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на основании агентского договора.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
Мособлбанка обобщенного характера и является рекламой.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к вкладу, предоставляемому Мособлбанком, содержит существенные условия оказания финансовой услуги («18% годовых за 3 мес и 19% - за год; в валюте – до 7,8%.») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, оказания рекламируемой финансовой услуги, отсутствуют.

В соответствии с Приложением № 1 к Приказу Акционерного коммерческого банка МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАНК открытое акционерное общество от 23.12.2014 № 2238 «О введении в действие срочного вклада «Удачный» для физических лиц» утверждены следующие процентные ставки и условия по вкладу «Удачный»:

Таблица 1

Ставки по вкладу «Удачный»

Срок

Минимальная сумма

Годовая процентная ставка

Российские рубли

Доллары США

Евро

Российские рубли

Доллары США

Евро

Удачный

365 дней

30 000

500

500

19,00

7,80

7,60

91 день

18,00

7,40

7,30

Исходя из Таблицы 1, в рассматриваемой рекламе не указаны все условия привлечения денежных средств потребителей во вклад «Удачный», а именно:

1) размер минимального вклада для получения процентной ставки по вкладу в рублях, указанной в рекламе, составляет 30 000 рублей;

2) процентная ставка 7,8 % по вкладу в валюте может быть предоставлена Мособлбанком при соблюдении следующих условий:

- валюта вклада – доллары США,

- срок вклада – 365 дней,

- минимальная сумма вклада 500 долларов.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия вклада: максимальные размеры процентных ставок по вкладу «Удачный». Вместе с тем, условия, которые позволили бы потребителю в полном объеме оценить приемлемость условий привлечения денежных средств во вклад «Удачный», в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Поскольку распространенная Мособлбанком реклама финансовой услуги, а именно вклада «Удачный» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона
от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе всех условий, влияющих на сумму доходов, которые получат вкладчики или на сумму расходов, которые понесут лица, воспользовавшиеся вкладом «Удачный», искажает смысл информации о рекламируемом банковском продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с абзацем вторым пункта 24 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемого вклада.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона
от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что указанное СМС-сообщение, направлено ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
<…>, заключая договор об оказании услуг связи  от 24.06.2014, выразил согласие на получение рекламы при использовании абонентского номера <…>. Доказательства, подтверждающие отказ от получения рекламы, в материалы дела не представлены. 

Кроме того, Мособлбанком в материалы дела представлен договор
№ <…> от 26.03.2012 года, заключенный между
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО и <…>, согласно пункту 6.3 которого при подписании договора клиент соглашается в том числе на получение рекламы банковских услуг.

Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела № 08-21/1-15 факт нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе не подтвердился.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения пункта части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «26» марта 2015 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьев

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

 Е.А. Жукова   

 

 

В.В. Горбанева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 500-15-37

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА 08-21/1-15 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«13» февраля 2015 г.                                                                            г. Москва  

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заместитель руководителя Управления С.Е. Муравьев, рассмотрев материалы о распространении СМС-рекламы следующего содержания «<…>, АКБ МОСОБЛБАНК ОАО предлагает вклад «Удачный», ставки в рублях: 19% годовых за 3 мес и 19% - за год; в валюте – до 7,8%. Подробнее:88002001415, www.mosoblbank.ru/LK» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <…> о направлении 26.12.2014 в 12:00 на абонентский номер заявителя <…> СМС-сообщения (отправитель: MOSOBLBANK,
СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «<…>, АКБ МОСОБЛБАНК ОАО предлагает вклад «Удачный», ставки в рублях: 19% годовых за 3 мес и 19% - за год; в валюте –
до 7,8%. Подробнее:88002001415,
www.mosoblbank.ru/LK», без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения указанного обращения установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, выразившимися в распространении рекламы без указания в рекламе всех существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение ч. 1 ст. 18 указанного закона несет рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО (место нахождения: 107023, г. Москва,
ул. Семеновская Б, д. 32, стр. 1).

Рекламораспространителем указанной рекламы является
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147, г. Москва,               ул. Марксистская, д. 4).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. п. 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г.№ 508 и п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 08-21/1-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО и ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе -
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО (место нахождения: 107023, г. Москва,
ул. Семеновская Б, д. 32, стр. 1), ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4);

- заявитель – <…>

3. Назначить дело № 08-21/1-15 к рассмотрению на 12 марта 2015 года
в 11 часов 00 минут по адресу: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44,
3 этаж, каб. № 3.

4. В соответствии со ст.ст. 33, 34 Федерального закона от 13.03.2006 г.
№ 38-ФЗ «О рекламе» АКБ МОСОБЛБАНК ОАО представить не позднее 10 дней с даты получения указанного Определения, следующие документы и сведения:

4.1 копии учредительных документов АКБ МОСОБЛБАНК ОАО;

4.2 копии свидетельства о внесении АКБ МОСОБЛБАНК ОАО в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

4.3 копии документов (приказов, решений) подтверждающих полномочия законного представителя (генерального директора и т.д.)
АКБ МОСОБЛБАНК ОАО;

4.4 рекламные материалы (включая утвержденные макеты) указанной рекламы, в том числе все вносимые в них изменения, договоры на производство, размещение и распространение указанной рекламы (со всеми приложениями);

4.5 копии документов (карточки банковского продукта и др.), утверждающих условия привлечения вклада, указанного в рекламе;

4.6 копии платежных документов по оплате услуг за размещение указанной рекламы;

4.7 сведения о сроках распространения указанной рекламы, в том числе в настоящее время;

4.8 копии документов подтверждающих наличие письменного согласия владельца абонентского номера <…> на получение рекламы;

4.9 копию договора, в соответствии с которым АКБ МОСОБЛБАНК ОАО предоставлено право осуществлять рассылку СМС - сообщений с номера MOSOBLBANK;

4.10 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также, при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.

5. В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» представить не позднее 10 дней с даты получения указанного Определения, следующие документы и сведения:

5.1 копию договора на предоставление услуг связи по абонентскому номеру <…>;

5.2 детализацию (выписку) по абонентскому номеру <…> за период получения рекламы;

5.3 согласие заявителя на получение СМС-сообщения;

5.4 сведения о лицах, распространявших (- ющих) указанное СМС - сообщение;

5.5 копию договора по абонентскому номеру <…>;

5.6 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также, при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.

Запрашиваемые документы, необходимые для осуществления Федеральным антимонопольным (территориальным органом) его законной деятельности, должны быть достоверны, представлены в полном объеме и заверены надлежащим образом.

Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление таких сведений не в полном или искаженном виде, влечет наложение административного штрафа, в соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       С.Е. Муравьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

8 (499) 500-15-37

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны