Постановление №08-28/А80-16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 08-28/А80-16

 

«11» мая 2016 г.                                                                                          г. Москва

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) Стрельников Дмитрий Юрьевич, рассмотрев материалы дела               № 08-28/А80-16 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), возбужденного в отношении публичного акционерного общества МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАНК (адрес: 107023, г. Москва,
ул. Большая Семеновская, д. 32, стр. 1; ОГРН: 1107711000022;
ИНН: 7750005588; КПП: 775001001; дата регистрации в качестве юридического лица - 09.02.2010) (далее – ПАО МОСОБЛБАНК), в отсутствие законного представителя ПАО МОСОБЛБАНК, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Московским областным УФАС России установлен факт поступления на территории Московской области 13.05.2015 в 13:29 на абонентский номер <…> СМС-сообщения (отправитель: MOSOBLBANK, СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «Сергей Васильевич, отличные ставки по вкладу Весенний процент – 15% годовых в рублях за полгода; в валюте до 5,5% годовых. ПАО МОСОБЛБАНК 88002001415 http://mosoblbank.ru/retail/deposit/promo/?vesna=1», без указания всех
существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат
воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона
от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на
рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под
рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
ПАО МОСОБЛБАНК обобщенного характера и является рекламой.

Рассылка смс-сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер <...> что позволяет
говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в СМС-сообщениях, как предназначенной
исключительно для конкретного абонента.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к
вкладу, предоставляемому ПАО МОСОБЛБАНК, содержит существенные условия оказания финансовой услуги («15% годовых в рублях за полгода; в
валюте до 5,5% годовых
») и создает впечатление, что какие-либо иные
условия, оказания рекламируемой финансовой услуги, отсутствуют.  

В соответствии с Приложением № 1 к Приказу Акционерного
коммерческого банка МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАНК открытое
акционерное общество от 13.03.2015 № 257 «О введении в действие срочного вклада «Весенний процент» для физических лиц» утверждены следующие процентные ставки по срочному вкладу физических лиц «Весенний
процент»:

Таблица 1

Ставки по вкладу «Весенний процент»

Срок

Минимальная сумма

Годовая процентная ставка

Российские рубли

Доллары США

Евро

Российские рубли

Доллары США

Евро

Весенний процент

181 день

10 000

100

100

15,00

5,50

5,40

Исходя из Таблицы 1, в рассматриваемой рекламе не указаны все
условия привлечения денежных средств потребителей во вклад «Весенний процент», а именно:

1) размер минимального вклада для получения процентной ставки по вкладу в рублях, указанной в рекламе, составляет 10 000 рублей;

2) процентная ставка 5,5 % по вкладу в валюте может быть
предоставлена ПАО МОСОБЛБАНК при соблюдении следующих условий:

- валюта вклада – доллары США;

- минимальная сумма вклада 100 долларов;

- срок вклада – 181 день.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе были указаны только
привлекательные условия вклада: максимальные размеры процентных ставок по вкладу «Весенний процент». Вместе с тем, условия, которые позволили бы потребителю в полном объеме оценить приемлемость условий
привлечения денежных средств во вклад «Весенний процент», в
рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Поскольку распространенная ПАО МОСОБЛБАНК реклама
финансовой услуги, а именно вклада «Весенний процент» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и
информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама
банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму
доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в
рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе всех условий, влияющих на сумму доходов,
которые получат вкладчики или на сумму расходов, которые понесут лица, воспользовавшиеся вкладом «Весенний процент», искажает смысл информации о рекламируемом банковском продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы. 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно абзацу второму пункта 24 постановления Пленума Васшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у
сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных
консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях
оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения
обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемого вклада.

Рассматриваемая реклама распространялась на основании договора предоставления услуг № SMS-31/12-10 от 02.12.2010 г., заключенного между ПАО МОСОБЛБАНК и ООО «ОСК».

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 договора № SMS-31/12-10
от 02.12.2010 г. предметом указанного договора является предоставление
ПАО МОСОБЛБАНК доступа к программному приложению,
обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке SMS-сообщений (далее- Услуги). Услуги предоставляются в соответствии с установленными ООО «ОСК» Правилами предоставления Услуг
(Приложение № 2 к указанному договору) и оплачиваются согласно
действующими тарифами (Приложение № 1 к указанному договору).

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель -
изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ПАО МОСОБЛБАНК является рекламодателем
указанной рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании изложенного установлен факт нарушения
ПАО МОСОБЛБАНК части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.

Ответственность за совершение данного административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к материалам дела № 08-28/А80-16, прихожу к выводу о том, что у ПАО МОСОБЛБАНК имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – ПАО МОСОБЛБАНК (адрес: 107023, г. Москва, ул. Большая
Семеновская, д. 32, стр. 1; ОГРН: 1107711000022; ИНН: 7750005588;
КПП: 775001001; дата регистрации в качестве юридического лица - 09.02.2010) подтверждается протоколом по делу № 08-28/А80-16 об
административном правонарушении от 29.04.2016 г., а также другими
материалами дела.

Сроки давности привлечения ПАО МОСОБЛБАНК к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.

Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Руководствуясь ст. 33, 34, 38 Закона о рекламе и ст. 4.1, 4.4, 4.5, ч. 1
ст. 14.3, ст. 23.48, 29.9, 29.10 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО МОСОБЛБАНК (адрес: 107023, г. Москва, ул. Большая
Семеновская, д. 32, стр. 1; ОГРН: 1107711000022; ИНН: 7750005588;
КПП: 775001001; дата регистрации в качестве юридического лица - 09.02.2010) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере
100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа:

ИНН 7703671069 КПП 773401001

УФК по Московской области

(для Московского областного УФАС России)

Отделение 1 Москва,

г. Москва 705,

р/с 40101810600000010102

БИК 044583001

ОКТМО 46000000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 0319881416051200000445580

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по факсу 8(499)755-23-23 доб. 050-892.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                        Д.Ю. Стрельников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Жуков

(499) 755-23-23 (доб. 050-215)

Связанные организации

Связанные организации не указаны