Решение №АА/21219/22 Решение по делу № 050/01/10-2408/2021 от 22 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» ноября 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» ноября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021
о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)
в составе:

Председателя Комиссии: <…>

Членов Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 050/01/10-2408/2021 по признакам нарушения
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» (место нахождения: 111024, г. Москва,
ул. Душинская, д. 7, стр. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию на территории аэропорта «Шереметьево», выразившегося
в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей путем установления, поддержания монопольно высоких цен на продукты питания,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Московским областным УФАС России при осуществлении функций
по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства
в действиях
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в 2020 году выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при оказании услуг общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Шереметьево».

Во исполнение поручения ФАС России от 26.07.2021
№ МШ/62283/21 «О проведении оценки обоснованности повышения
цен на продовольственные товары на территории аэропортов» Московским областным УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды
на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в аэропортах Московской области
в 2020 году.

Во исполнение указанного поручения Московским областным УФАС России проведен анализ обоснованности установления цен хозяйствующими субъектами на услуги общественного питания.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства Московским областным УФАС России возбуждено дело
№ 050/01/10-2408/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
в отношении ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию в аэропорте «Шереметьево», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей путем установления и поддержания монопольно высоких цен на рынке оказания услуг по общественному питанию.

Согласно представленным ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» документам и сведениям о ценах на услуги общественного питания, а также утвержденным прейскурантам, Общество реализует продукты питания, блюда и напитки в кафе/ресторанах «T.G.I. Friday's», «COSTA COFFE»,
«IL Патио» в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево» по ценам, превышающим цены на аналогичные продукты питания, реализуемые Обществом на территории г. Москвы.

В рамках рассмотрения дела ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» представлены следующие пояснения и возражения, а именно.

По мнению ответчика, антимонопольным органом не доказано доминирующее положение ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», а также злоупотребление доминирующим положением Общества на товарном рынке, с расчетом долей.

Указанные товарные рынки на территории города и аэропорта не могут быть сопоставимы между собой.

Отсутствуют доказательства, подтверждающие затруднение доступа (наличие барьеров) входа на соответствующий товарный рынок новых конкурентов.

Московским областным УФАС России не доказан довод о том, что рост цены товара на рассматриваемом рынке не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, Комиссия по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021
о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

В соответствии с аналитическим отчетом Московского областного УФАС России по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному
питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность
на территории аэропорта «Шереметьево», определены географические
и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка.

Анализ на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами проводился в географических границах аэропортового комплекса «Шереметьево» в пределах стерильной зоны.

В соответствии с пунктом 27 Правил проведения предполетного
и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Минтранса России
от 25.07.2007 № 104 (далее Правила досмотра), для проведения досмотра пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля, которые могут состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильная зона).

Под стерильной зоной понимается зона ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном.

В соответствии с приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» стерильной зоной считается зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, которая оборудована местами для сидения и местами общего пользования.

В стерильных зонах могут оборудоваться торговые точки при условии выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты.

На территории стерильной зоны находятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг общественного питания.

Лица (пассажиры), прошедшие пункт проверки/досмотра, не имеют возможности выйти за пределы стерильной зоны аэропорта следовательно, отсутствует возможность приобретения товаров и услуг за пределами стерильной зоны.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241
«Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в аэропортовые сборы за пользование аэровокзалом включен исчерпывающий перечень услуг, которые должны быть оказаны

в аэровокзале.

В соответствии с указанным приказом, а также в соответствии
с приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных
перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» не установлены требования по наличию в аэровокзале мест для принятия пассажирами пищи и напитков, оборудованных дополнительно к размещенным на территории аэровокзала кафе, ресторанам и другим точкам питания.

В соответствии с Правилами досмотра при проведении предполетного досмотра у граждан изымаются, в случае их наличия, опасные вещества
и предметы, запрещенные (разрешенные с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах. Например, пассажиры
не имеют возможности войти в стерильную зону с некоторыми собственными товарами, приобретенными вне стерильной зоны, имеющими форму жидкости, геля или аэрозоля, в контейнерах и емкостях вместимостью более 100 мл. К таким товарам относятся, в том числе, питьевая вода, спиртные
и не спиртные напитки, мягкие виды сыров, косметические средства
и парфюмерия, зубная паста.

Таким образом, в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево» пассажиры имеют возможность осуществить прием пищи и напитков только в кафе, ресторанах и других точках питания.

Учитывая изложенное, географические границы рынка оказания услуг общественного питания определены в границах стерильной зоны аэропорта «Шереметьево».

Предварительное определение товара проведено в соответствии
с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным
приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст – 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

В соответствии с ОКВЭД группировка – 56. Деятельность
по предоставлению продуктов питания и напитков включает услуги
по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих
на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего. Группировка не включает производство продуктов питания, не предназначенных для непосредственного употребления на месте, или полуфабрикатов, или готовых продуктов, которые не являются продуктами питания, продажу продуктов несобственного производства, которые не являются продуктами питания, или
не предназначены для употребления на месте.

Согласно разделу III Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), процедура выявления товара,
не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся
на одном и том же товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;

  • выявление свойств товара, определяющих выбор потребителя,
    и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

  • определение взаимозаменяемых товаров.

Определение продуктовых границ товарного рынка основывается
на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Предварительное определение товара производится на основе:

  • условий договора, заключенного в отношении товара;

  • разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

  • нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

  • общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

  • товарных словарей или справочников товароведов;

  • заключений специалистов, имеющих специальные знания
    в соответствующей сфере;

  • иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

  • экспертных оценок;

  • анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая
из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как
на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации).

В соответствии с разделом 3 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания,
в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, столовых
и других местах общественного питания.

Таким образом, «торговая деятельность» и «услуги общественного питания» рассматриваются как разные товарные рынки (обособленно).

Учитывая изложенное, продуктовыми границами товарного рынка является рынок оказания услуг по общественному питанию.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, Комиссия по рассмотрению дела 050/01/10-2408/2021
о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Как следует из положений статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006

135-ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10
Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу до принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства надлежит провести анализ состояния конкуренции
на товарном рынке и установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы,
за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение
об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Также, из положений части 5.1 статьи 45 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, анализ состояния конкуренции и, соответственно, составление по его результатам аналитического отчета является обязательным этапом как перед возбуждением дела по признакам нарушения запретов, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», так и при рассмотрении дела
о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом, устанавливая обязательность определенных этапов анализа, законодательство не ограничивает деятельность антимонопольного органа при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, который в зависимости от конкретных обстоятельств, включая мнения, пояснения и ходатайства лиц, участвующих в деле, и в соответствии
с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» вправе проводить анализ состояния конкуренции в необходимом для конкретного дела объеме, в том числе вправе расширить сокращенный перечень этапов анализа, установленный для отдельных категорий дел, дополнив необходимыми этапами из стандартного перечня этапов.

Таким образом, анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному питанию в аэропорте «Шереметьево» проведен антимонопольным органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
и Порядка, а также включает в себя все этапы, предусмотренные указанным Порядком.

Доводы Общества относительно раздельного расчета долей группы лиц ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» и ООО «Развитие РОСТ» на одном товарном рынке не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.

Установленные антимонопольным законодательством запреты
на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное (часть 2 статьи 9 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктами 6.4 и 6.5 Порядка доля группы лиц
на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке
и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (коллективное доминирование), определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, при проведении анализа состояния конкурентной среды и установлении доминирующего положения (в том числе коллективного доминирующего положения), расчет долей хозяйствующих субъектов
на соответствующем товарном рынке осуществляется с учетом их групп лиц.

Кроме того, даже в случае учета позиции ответчика по данному делу
и расчета доли ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рассматриваемом рынке без учета объемов ООО «Развитие РОСТ», входящего с ним в одну группу лиц и действующего на одном товарном рынке, доля ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» превысит <…>, а совокупная доля хозяйствующих субъектов, занимающих коллективное доминирующее положение на рассматриваемом рынке также будет превышать <…>.

Учитывая изложенное, произведенный анализ и расчет долей участников рынка подтверждает наличие доминирующего положения
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг по общественному питанию в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево».

Доводы Общества относительно отсутствия выводов о неизменности или подверженности малозначительным изменениям долей хозяйствующих субъектов на рынке, барьеров входа на рынок и отсутствия сведений
о выполнении всех условий, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов
на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов,
или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов,
доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов
на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного
из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация
о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара
на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 6.6 Порядка при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • в течение длительного периода (как правило, одного года,
    а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара,
    не изменяется более чем на десять процентов;

  • в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих
    на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится
    по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

По результатам проведенного анализа на рынке оказания услуг
по общественному питанию хозяйствующими субъектами
установлено,
что исследуемый рынок в 2020 году являлся умеренноконцентрированным
в стерильной зоне, где наблюдается коллективное доминирование пяти хозяйствующих субъектов с долей более
<…>, в том числе
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» с долей более <…>.

Доля ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг
по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево» в 2019 году составляла в стерильной зоне - <…>.

Таким образом, доля ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево», подвержена малозначительным изменениям (не более чем на десять процентов).

Основными из факторов, препятствующих новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать
с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, является ограниченность торговых площадей и высокая арендная плата.

Данный вывод, отраженный в аналитических отчетах при определении барьеров входа на рынок, подтверждается тем, что за анализируемые периоды не произошло существенного изменения состава хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, в том числе долей хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на нем.

Кроме того, для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания на территории аэропорта «Шереметьево» хозяйствующему субъекту необходимо пройти отбор, который предполагает вхождение на рынок только при наличии лучшего коммерческого предложения и возможности оплаты высокой арендной платы. Аренда помещений возможна в случае ухода с рынка действовавшего на нем хозяйствующего субъекта, в том числе по истечению срока действия договора аренды (субаренды), либо в случае открытия новых площадей для оказания услуг общественного питания в терминалах аэропорта.

Доводы Общества о невыполнении третьего условия части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
для признания его доминирующим, также не нашли своего подтверждения
по следующим основаниям.

В соответствии с Порядком определение продуктовых границ рынка предполагает выявление взаимозаменяемых по существенным свойствам товаров с целью признания продуктовыми границами рынка в случае выявления таких, а не взаимозаменяемость услуги общественного питания путем получения ее у хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке.

Выводы о том, что реализуемый хозяйствующими субъектами товар
на рассматриваемом рынке не может быть заменен другим товаром при потреблении отражен в аналитических отчетах, составленных по результатам проведенного анализа, а также в настоящем решении.

Исходя из пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим, должно выполняться также условие того, что рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

Таким образом, антимонопольный орган должен установить, что рост цены товара на рассматриваемом товарном рынке не способствует снижению спроса на него.

Исходя из письменных возражений ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС»
в 2020-2021 гг. произошло снижение потребительского спроса
на товар, реализуемый ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории аэропорта «Шереметьево», а именно сокращение количества реализованных

ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» блюд/напитков в 2020 году по сравнению
с 2019 годом в среднем на <…>, в 2021 году по сравнению с 2019 годом
в среднем на <…>.

Вместе с тем, по результатам проведенного анализа на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами Комиссией установлено, что на рассматриваемом товарном рынке не произошло снижение спроса на товар из-за роста цены на него, ввиду следующего.

Суммарный объем реализации от оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны аэропорта «Шереметьево» составил:

- <…> руб. за 2019 год;

- <…> руб. за 2020 год.

Таким образом, объем реализации от оказания услуг по общественному питанию в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево» в 2020 году сократился на <…> по отношению к 2019 году.

В соответствии с годовым отчетом 2020 года АО «Международного аэропорта «Шереметьево», размещенного на официальном сайте компании (прямая ссылка: https://www.svo.aero/bitrix/upload/sprint.editor/984/984ffe
73d96d040481cb20c537844569.pdf), в 2020 году в связи с сокращением воздушных перевозок, вызванных пандемией COVID-19, число самолетовылетов сократилось на <…> по отношению к 2019 году
и составило
<…>. По пассажирским авиакомпаниям сокращение составило <…>, по бизнес-авиации - <…>.

Пассажиропоток аэропорта по итогам 2020 года сократился на <…>
по отношению к 2019 году и составил <…> млн. пассажиров.
По международным направлениям (МВЛ) пассажиропоток сократился
на <…>, по внутренним направлениям (ВВЛ) - на <…>.

Таким образом, рост цены товара на рассматриваемом рынке
не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар. Снижение объема реализации на рынке услуг общественного питания
в аэропорту «Шереметьево» вызвано обстоятельствами, не связанными
с ростом цен на указанном рынке.

Учитывая изложенное, проведенный анализ на рынке оказания услуг
по общественному питанию хозяйствующими субъектами показал, что совокупная доля пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает <…>, относительные размеры долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке на протяжении длительного периода подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар
не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара
не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц
.

ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением совместного общего собрания участников ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», ООО «Корпкей-теринг», ООО «Интерпит»
и ООО АэроТрейд» (протокол б/н от 10.02.2015),
внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739718280, дата внесения записи 06.12.2002. В соответствии
с Уставом ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» место нахождения юридического лица: 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1.

Основным видом деятельности ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» является: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Комиссией установлено, что стоимость услуг общественного питания ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в кафе/ресторанах, расположенных
в аэропорту «Шереметьево», превышает стоимость, установленную
в кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории
города Москвы, что подтверждается утвержденными прейскурантами
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС».

 

Пример.

Таблица 1. Сравнение цен ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево» и в г. Москве.

Наименование

Цена в аэропорту «Шереметьево» (руб.)

Цена в г. Москва
(руб.)

Ресторан «T.G.I. Friday's»

Американский кофе

<…>

<…>

Капучино

<…>

<…>

Чай цейлон 0,3

<…>

<…>

Салат цезарь с курицей

<…>

<…>

Бургер блю чиз с беконом

<…>

<…>

Картофель фри 100 г

<…>

<…>

Кафе «COSTA COFFE»

Американо Массимо

<…>

<…>

Капучино Медио

<…>

<…>

Ролл красная рыбка

<…>

<…>

Донат клубничный

<…>

<…>

Английский завтрак

<…>

<…>

Ресторан «IL Патио»

Капучино

<…>

<…>

Пицца баварская 40

<…>

<…>

Спагетти IL Патио

<…>

<…>

Стейк стриплойн дольки

<…>

<…>

Феттучини ветчина и грибы

<…>

<…>

Цезарь с куриной грудкой

<…>

<…>

Чай черный с бергамотом

<…>

<…>

 

Таким образом, проведенный анализ цен, установленных
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» при оказании услуг общественного

питания, показал, что стоимость продуктов питания, блюд и напитков
на территории стерильной зоны в аэропорте «Шереметьево», где указанный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, выше стоимости продуктов питания, блюд и напитков, реализуемых Обществом
за пределами аэропорта.

Согласно письменным пояснениям ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» основными факторами, влияющими на формирование цен, являются рост закупочных цен у поставщиков на продукты и напитки, увеличение размера стоимости транспортных и логистических услуг, увеличение структуры расходов, необходимых для осуществления деятельности предприятий общественного питания, расположенных на территории аэропорта «Шереметьево» (индексация арендной платы и увеличение фиксированного курса рубля к доллару США в целях определения рублевого эквивалента арендной платы).

Вместе с тем, по результатам анализа материалов дела
№ 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что прибыль ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» от оказания услуг общественного питания в аэропорту «Шереметьево» превышает прибыль, получаемую Обществом за пределами рассматриваемого рынка.

 

Таблицы 2-3. Сравнение суммы расходов и прибыли в кафе/ресторанах «T.G.I. Friday's» и «COSTA COFFE» в аэропорту «Шереметьево»
и в г. Москве за 2020-2021 гг.

Кафе/ресторан

Выручка,
руб.

Расходы,
руб.

Прибыль,

%

Рентаб-ть,
%

Аэропорт «Шереметьево»

«T.G.I. Friday's»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

г. Москва

«T.G.I. Friday's»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

Кафе/ресторан

Выручка,
руб.

Расходы,
руб.

Прибыль,

%

Рентаб-ть,
%

Аэропорт «Шереметьево»

«T.G.I. Friday's»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

г. Москва

«T.G.I. Friday's»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

«COSTA COFFE»

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Таким образом, рентабельность кафе/ресторанов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», расположенных на территории аэропорта «Шереметьево», значительно выше рентабельности кафе/ресторанов Общества, осуществляющих деятельность в г. Москве.

Высокая рентабельность в рассматриваемом случае является индикатором необоснованного завышения цен на услуги общественного питания, оказываемые ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево», обусловленная доминирующим положением Общества.

Следовательно, стоимость оказания услуг по общественному питанию
в кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории аэропорта «Шереметьево» превышает сумму необходимых для производства
и реализации такого товара (работ, услуг) расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» представлены сведения о наличии дополнительных управленческих расходов на аудиторские, консалтинговые, юридические услуги и коммерческих расходов центрального и регионального офисов, которые не были представлены Обществом ранее в рамках Анализа. В соответствии
с пояснениями ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», при учете указанных дополнительных расходов, деятельность компании является убыточной.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено,
что представленные дополнительно управленческие расходы и коммерческие расходы центрального и регионального офисов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» распределены по кафе/ресторанам города Москвы
и кафе/ресторанам аэропорта «Шереметьево» неравномерно.

 

Таблица 4. Доля дополнительных управленческих расходов
и коммерческих расходов центрального и регионального офисов, представленных ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в кафе/ресторанах
г. Москвы и в аэропорту «Шереметьево» в общем объеме выручки.

Наименование кафе/
ресторана

2020

2021

Выручка

Доп.

расходы

%

Выручка

Доп. расходы

%

г. Москва

Costa Coffee Belorussky

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Costa Coffee Yaroslavskiy

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Costa Coffee Leningradskiy

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Fridays Mega Khimki

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Friday's Aviapark

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Friday's Belaya Dacha

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Аэропорт «Шереметьево»

Costa Coffee (МВЛ)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Costa Coffee C SVO

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

TGIF's Bar (МВЛ)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Таким образом, существенная доля представленных ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» дополнительных (косвенных) расходов распределена
на кафе/рестораны аэропорта «Шереметьево», а их доля в общем объеме выручки неоправданно высокая (в среднем <…> % от общего объема выручки, без учета иных, в том числе прямых расходов). Доля таких расходов в выручке кафе/ресторанов г. Москвы составила в среднем
<…>%.

Кроме того, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» не представлены обоснования причин невключения указанных расходов в рамках анализа рынка до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Также отсутствуют документы, подтверждающие несение указанного объема дополнительных расходов в деятельности кафе/ресторанов аэропорта «Шереметьево».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства приняла заключение об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021 и направила его копию лицу, участвующему
в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы
в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На заключение об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021 поступили возражения ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», однако, представленные возражения не содержали каких-либо новых пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных
в заключении об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела № 050/01/10-2408/2021 было отложено для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг
по общественному питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории стерильной зоны аэропорта «Шереметьево» в 2021 году.

По результатам анализа на рынке оказания услуг по общественному
питанию хозяйствующими субъектами установлено, что рассматриваемый рынок являлся умеренноконцентрированным, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» не занимало доминирующее положение на указанном рынке в 2021 году.

В связи с отсутствием в 2021 году доминирующего положения
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на указанном товарном рынке, Обществом прекращено нарушение антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения дела № 050/01/10-2408/2021 и представленных ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» возражений, Комиссия пришла к следующим выводам.

Представленные ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» возражения не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.

Выводы Комиссии о необходимости квалифицировать действия
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» по пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подтверждены материалами дела, произведенными расчетами и результатами проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг общественного питания хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта «Шереметьево», а также отражены
в заключении об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Положения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
устанавливают запрет
на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В рассматриваемом случае Комиссией были оценены действия
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и изучены все приобщенные к материалам дела доказательства, в результате чего
в действиях, совершенных
ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в 2020 году установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуреции.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела
№ 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, дала оценку всем имеющимся в деле доказательствам и установила факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением
    на рынке оказания услуг общественного питания на территории аэропорта «Шереметьево», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, путем установления и поддержания монопольной высоких цен на продукты питания на территории стерильной зоны в 2020 году.

  2. В связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства и отсутствием доминирующего положения на указанном товарном рынке в 2021 году, предписание не выдавать.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации
    об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны