Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 1-00-1303/77-18 о нарушении ... от 21 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Торий»

(АО «НПП «ТОРИЙ»)

 

Обручева ул., д. 52, г. Москва, 117393

 

2. Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-Строительное управление 25»

(ООО «ПСУ 25»)

 

3-й Гражданский пер., д. 2А, мкр. Болшево, г. Королев, Московская обл., 141060

 

3. АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,
г. Москва, 115114

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1303/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.07.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

«...» —заместителя руководителя;

членов Комиссии:

«...» — ведущего специалиста-эксперта правового отдела;

«...» — главного специалиста-эксперта отдела административных производств;

при участии представителей:

от АО «НПП «ТОРИЙ»: «...»;

от ООО «ПСУ 25»: «...»;

рассмотрев жалобу ООО «ПСУ 25» (далее также — Заявитель) на действия АО «НПП «ТОРИЙ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложения в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту, восстановлению и промывке канализационных трубопроводов (реестровый № 31806684821) (далее — Запрос предложений);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении процедуры выразилось в установлении в Документации о закупке неправомерных требований к участникам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Установлено, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

18.05.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

04.07.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее — Извещение) с начальной (максимальной) ценой договора — 9 982 197,02 руб.

Согласно Извещению дата окончания подачи заявок — 02.08.2018. Дата рассмотрения заявок — 02.08.2018. Дата оценки и сопоставления заявок — 06.08.2018.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В разделе 14.3 Закупочной документации установлены обязательные требования к содержанию документации.

На основании подпункта 7 пункта 14.3.6 Закупочной документации документация должна содержать установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 4.6.1 Закупочной документации установлено, что описание продукции должно быть подготовлено участниками процедуры закупки в соответствии с требования пункта 13 Информационной карты.

В пункте 13 Информационной карты закреплено, что участник должен выразить свое согласие на поставку товара, выполнения работ, оказания услуг на условиях, указанных в Закупочной документации, без направления участником процедуры закупки собственных предложений — по форме Технического предложения, установленной в подразделе 1.1.

В форме Технического предложений Заказчиком установлены обязательные требования к товарам необходимым к поставке по условиям договора.

Исходя из доводов жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении в Техническом задании к товарам: «Песок», «Битумы нефтяные», «Люк чугунный», «Бетон», «Горячекатаная арматурная сталь», «Гвозди», «Доски деревянные» требований, ограничивающих конкуренцию. Более того, Заказчиком в закупочной документации не представлено обоснования необходимости установления к вышеперечисленным товарам таких требований.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласен, указывая на то факт, что в Закупочную документацию были своевременно внесены изменения. Также, в соответствии с пунктом 14.3.6. (7) Положения о закупке Заказчик не обязан указывать в закупочной документации обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, ввиду их отсутствия, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства в сфере закупок.

Установлено, что Заявителем 12.07.2018 в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении разъяснения и внесения изменений в документацию. Информация, содержащаяся в запросе о даче разъяснений положений документации фактически идентичная доводам жалобы.

Согласно письменным пояснений Заказчика по результатам рассмотрения запроса Заявителя о предоставлении разъяснений в положения документации были внесены соответствующие предмету запроса изменения.

Между тем, Комиссией в результате рассмотрения жалобы выявлено, что измененная версия документации содержит в своем составе ряд нарушений.

Так, в Техническом задании установлены избыточные требования к товару необходимого к поставке по условиям договора, в том числе по товару: «Люк чугунный ГОСТ 3634-99», а именно Заказчиком установлено предоставление конкретного значения по параметру: «Глубина установки крышки в корпус»;

по товару: «Битумы нефтяные дорожные ГОСТ 22245-90» Заказчиком установлено предоставление конкретного значения по параметрам: «Растяжимость при 25 °С», «Растяжимость при 0 °С», «Изменение температуры размягчения после прогрева».

Между тем, данное значение не может быть известно участникам на момент заполнения заявки на участие в процедуры, так как законодатель не обязывает участников на момент подачи заявки иметь товар в наличии.

Так, например, согласно ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц, таким образом, данные значения становятся известными только при проведении испытаний партии товара.

По товару: «Песок ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 8735-88» Заказчиком установлено требование к параметру: «Удельная активность в песке радия». Так согласно пункту 6.6 ГОСТа 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия»  удельную эффективную активность естественных радионуклидов в материалах из отсевов дробления определяют по ГОСТ 30108.

Также в силу пункта 5.4 ГОСТа 31424-2010 предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемого материала из отсевов дробления документом о качестве, в котором указывают в том числе удельную эффективную активность естественных радионуклидов в соответствии с пунктом 4.2.9.

В соответствии с пунктом 4.2.9 ГОСТа 31424-2010 материалам из отсевов дробления должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область их применения в соответствии с ГОСТ 8736 для песка и пылевидной составляющей и ГОСТ 8267 - для щебня.

Между тем, согласно ГОСТ 8736 значение показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов проводят в специализированных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке на право проведения гамма-спектрометрических испытаний или в радиационно-метрических лабораториях органов надзора, следовательно значение по данному параметру становится известными только после проведения испытаний партии товара.

Аналогичные требования, значения по которым становится известным исключительно только по результатам проведения определенных испытаний установлены Заказчиком также к товарам: «Бетон», «Смеси асфальтобетонные».

Необходимо учитывать, что лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет в последующем безусловное отклонение такой заявки Заказчиком, что лишает участника закупки возможности принять участие в такой процедуре.

Кроме того, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.

Следовательно, вышеприведенные примеры подробного изложения в закупочной документации требований к описанию участниками закупок функциональных характеристик товара необходимого к поставке излишне детализированы и ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в процедуре.

Исходя из вышеизложенного, требования в Закупочной документации Заказчика установлены таким образом, что непосредственно при заполнении заявки вводят участников закупки в заблуждение, что, в свою очередь влияет не только на количество участников вышеуказанной закупки, а также на качество заполнения заявки участников, и в последующем на результат рассмотрения заявки Заказчиком.

На заседании Комиссии представителем Заказчика не дано пояснений относительно необходимости установления в закупочной документации такого рода требования.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПСУ 25» (ОГРН 1075018001882 ИНН 5018116380 КПП 501801001) на действия АО «НПП «ТОРИЙ» (ОГРН 1167746089471 ИНН 7728328640 КПП 772801001) при проведении запроса предложения в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту, восстановлению и промывке канализационных трубопроводов (реестровый № 31806684821) обоснованной.

2. Установить в действиях АО «НПП «ТОРИЙ» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать АО «НПП «ТОРИЙ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии «...»

 

 

Члены Комиссии «...»

 

 

«...»

 

 

1. Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Торий»

(АО «НПП «ТОРИЙ»)

 

Обручева ул., д. 52, г. Москва, 117393

 

2. Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-Строительное управление 25»

(ООО «ПСУ 25»)

 

3-й Гражданский пер., д. 2А, мкр. Болшево, г. Королев, Московская обл., 141060

 

3. АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,
г. Москва, 115114

  1.  

  2. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1303/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

23.07.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

«...» — заместителя руководителя;

членов Комиссии:

«...» — ведущего специалиста-эксперта правового отдела;

«...» — главного специалиста-эксперта отдела административных производств;

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.07.2018 по делу № 1-00-1303/77-18,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «НПП «ТОРИЙ» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложения в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту, восстановлению и промывке канализационных трубопроводов (реестровый № 31806684821) (далее — Закупка);

1. Заказчику внести изменения в Документацию о закупке с учетом решения Комиссии от 23.07.2018 по делу № 1-00-1303/77-18.

2. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию о закупке до даты окончания приема заявок.

3. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки.

4. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.

5. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 07.09.2018.

6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 14.09.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

       

 

Председатель Комиссии «...»

 

 

Члены Комиссии «...»

 

 

«...»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны