Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-2235/77-18 о нарушении процедуры торг... от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Общество с ограниченной ответственность «ЭФИТЕЛ»

(ООО «ЭФИТЕЛ»)

 

Пресненская наб., д. 6, стр. 2, г. Москва, 123317

 

2. Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы»

(ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ»)

 

Фуркасовский пер., д. 6, г. Москва, 101000

 

3. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-ТЕНДЕР»

(ООО «РТС-ТЕНДЕР»)

 

Тараса Шевченко наб., д. 23А, эт. 25,
пом. № 1, г. Москва, 121151

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2235/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.12.2018 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

«...» — заместителя руководителя;

членов Комиссии:

«...» — старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;

«...» — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

в присутствии представителей:

от ООО «ЭФИТЕЛ»: «...» по доверенности от 07.12.2018 № Э-18/03;

от ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ»: «...» по доверенности
от 07.12.2018 № 77АВ9800548,
«...» по доверенности от 31.08.2017
№ 77АВ5331204;

рассмотрев жалобу ООО «ЭФИТЕЛ» (далее - Заявитель) на действия ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплексных услуг по организации и предоставлению вычислительных ресурсов для обеспечения функционирования информационных систем ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» (реестровый № 31807155903) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Конкурсной документации Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Заказчиком 26.10.2018 размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках), действующее на дату размещения извещения о проведении Конкурса (далее - Конкурс).

15.11.2018 в ЕИС опубликовано Извещение, дата размещения актуальной версии Извещения — 04.12.2018.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 645 663 580,56 руб.

В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок — 03.12.2018, дата рассмотрения заявок — 04.12.2018, дата подведения итогов — 12.12.2018.

В подпункте 1.1 пункта 11 Информационной карты установлены обязательные требования к участникам закупочной процедуры, в том числе участник должен иметь в наличии действующие лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

- на услуги связи по предоставлению каналов связи

- на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- на оказание телематических услуг связи.

Территория оказания услуг связи указанных лицензий должна соответствовать адресу указания услуг (адресу размещения предлагаемого Исполнителем центра обработки данных).

Исходя из текста жалобы, указанное требование установлено Заказчиком неправомерно, поскольку для оказания услуг, предусмотренных Конкурсной документации, наличие вышеуказанных лицензий не требуется.

На заседании Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87
«Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» утвержден перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — Перечень).

В пункте 1.5 Технического задания Заказчиком установлен перечень работ выполняемых по условиям договора заключаемого по результатам проведения закупочной процедуры.

Так, исполнитель должен оказать следующие услуги:

предоставление инфраструктуры Облака ПД, Облака ГИС, Облака ФГИС в ЦОД Исполнителя;

− обследование инфраструктуры ИС Заказчика, конфигурации СПО и ППО и подготовка технического плана миграции, подготовка и согласование ПМИ;

− перенос (миграция) ИС Заказчика из инфраструктуры Заказчика на предоставляемую инфраструктуру ЦОД Исполнителем;

− демонтаж, перенос СЗИ и СКЗИ Заказчика из инфраструктуры Заказчика в предоставляемую инфраструктуру ЦОД Исполнителем и выполнить монтажные, коммутационные и пуско-наладочные работы;

− обеспечение информационной безопасности;

− организация защищенного с использованием шифровальных (криптографических) средств канала связи для передачи информации, в том числе с целью удаленного доступа, между ЦОД Исполнителем и инфраструктурой Заказчика для управления ИС Заказчика, СКЗИ и СЗИ Заказчика, размещенных в ЦОД Исполнителя;

− обеспечение взаимодействия ИС Заказчика в ЦОД Исполнителя с внешними ИС и сетями связи (СМЭВ, Интернет, корпоративной сеть передачи данных Заказчика);

проведение приемо-сдаточных испытаний;

размещение оборудования Заказчика в ЦОД Исполнителя.

В пункте 3.5 Технического задания Заказчиком установлены требования к размещению оборудования Заказчика в ЦОД Исполнителя.

В пункте 3.6 Технического задания Заказчиком установлены требования к предоставлению доступа в сеть Интернет.

В соответствии с Перечнем лицензированию подлежит деятельность в области оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, в том числе при обеспечении предоставления пользователю возможности передачи сообщений электросвязи по каналам связи, образованным линиями передачи сети связи лицензиата (пункт 4 раздела XIII Перечня).

К таким услугам, в свою очередь, относятся услуги, предусмотренные Заказчиком в пункте 1.5 Технического задания по организации защищенного с использованием шифровальных (криптографических) средств канала связи для передачи информации, в том числе с целью удаленного доступа, между ЦОД Исполнителем и инфраструктурой Заказчика для управления ИС Заказчика, СКЗИ и СЗИ Заказчика, размещенных в ЦОД Исполнителя.

Также, согласно Перечню лицензированию подлежит деятельность в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в том числе при соединение по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации.

В пункте 1.5 Технического задания к такому роду услуг относится обеспечение взаимодействия ИС Заказчика в ЦОД Исполнителя с внешними ИС и сетями связи (СМЭВ, Интернет, корпоративной сеть передачи данных Заказчика).

Перечнем также предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность в области оказания телематических услуг связи, в том числе при обеспечении доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет (пункт «в» части 4 раздела XVI Перечня).

К таким услугам, в свою очередь, относятся услуги, предусмотренные Заказчиком в пункте 3.6 Технического задания, в том числе Заказчиком установлено, что для облака ПД должен быть предоставлен внешний неограниченный доступ в сеть Интернет на максимальной гарантированной скорости не менее 1 Гбит\с.

Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего правового подтверждения.

Также Заявитель ссылается, что для ОКПД, указанных Заказчиком в Извещении не требуется предоставление такой лицензии.

Заказчик на заседании комиссии пояснил, что предметом договора (объектом закупки) является оказание комплексных услуг по организации и предоставлению вычислительных ресурсов для обеспечения функционирования информационных систем Заказчика. Заказчиком в Техническом задании предусмотрено выполнение работ, в том числе подлежащих лицензированию. Между тем, на законодательном уровне не закреплено соотношение конкретной лицензируемой деятельности с конкретным ОКПД и/или ОКВЭД.

Более того, ОКВЭД 2 предназначен для квалификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, а ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных в том числе с классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики; разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; реализаций комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач; обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке; подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне и т.д.

При таких обстоятельствах, данный довод жалобы не нашел своего правового подтверждения, в связи с чем признается Комиссией необоснованным.

В подпункте 1.1 пункта 11 Информационной карты установлены обязательные требования к участникам закупочной процедуры, в том числе участник должен иметь в наличие действующие лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых использованием шифровальных  (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области  шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных  (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Исходя из текста жалобы, указанное требование установлено Заказчиком неправомерно, поскольку Конкурсной документацией Заказчика не предусмотрено получение доступа к сведениям, составляющим государственную тайну при оказании услуг. Более того, Заявитель указывает, что в техническом задании не предусмотрено выполнение работ, на которые участник должен представить соответствующие лицензии.

На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313
«Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» утверждено соответствующее положение (далее — Положения).

Согласно пункту «а» части 3 Положения положение не распространяется на деятельность с использованием шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Таким образом, сведения составляющие государственную тайну, в информационных системах не обрабатываются.

Согласно Перечню выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств в состав лицензируемых услуг входит предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

В пункте 3.1 Технического задания уставлено, что исполнитель предоставляет Заказчику аттестованный ЦОД (инфраструктуру) по классу не ниже К2 в соответствии с требованиями приказа ФСТЭК России № 17 от 11.02.2013 для возможности размещения ИС Заказчика, а также обязан:

− предоставить Заказчику возможности по контролю и управлению (администрированию) СЗИ и СКЗИ информационных систем Заказчика, находящихся в собственности Заказчика и размещаемых в ЦОД Исполнителя;

− предоставить Заказчику доступ к необходимой информации (журналам регистрации событий) и иные необходимые привилегии, требуемые Заказчику для выявления инцидентов в отношении информационных систем Заказчика, размещаемых в ЦОД Исполнителя, и реагирование на них;

− предоставить Заказчику возможности по управлению конфигурацией инфраструктуры ИС Заказчика, размещаемых в ЦОД Исполнителя, и их системы защиты информации;

− предоставить Заказчику возможности по контролю (мониторингу) за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в информационных системах Заказчика, размещаемых в ЦОД Исполнителя.

В соответствии с пунктом 1.5 Технического задания Исполнитель должен осуществить:

- демонтаж, перенос СЗИ и СКЗИ Заказчика из инфраструктуры Заказчика в предоставляемую инфраструктуру ЦОД Исполнителем и выполнить монтажные, коммутационные и пуско-наладочные работы;

- обеспечение информационной безопасности;

- организацию защищенного с использованием шифровальных (криптографических) средств канала связи для передачи информации, в том числе с целью удаленного доступа между ЦОД Исполнителем и инфраструктурой Заказчика для управления ИС Заказчика, СКЗИ и СЗИ Заказчика, размещенных в ЦОД Исполнителя.

Таким образом, исходя из установленных в пункте 1.5 и в пункте 3.1 Технического задания требований следует, что Исполнитель обязан предоставить Заказчику возможности по управлению (администрированию) системой защиты информации, размещенной в ЦОД Исполнителя, информационной системы и обеспечить защиту передаваемой информации.

Размещаемая информационная система предполагает использование защищенных каналов связи для обеспечения защиты передаваемой информации (включая персональные данные), в том числе для управления инфраструктурой (в рамках реализации меры ЗИС.3).

Система криптографической защиты при передаче информации по каналам связи, обеспечиваемая Заказчиком является частью системы защиты информации и подлежит управлению по защищенным каналам связи поскольку является частью государственной информации системы класса К2.

Таким образом, организация защищенного канала связи обеспечивается на оборудовании Заказчика в части эксплуатации системы (подключения администраторов и пользователей системы) и оборудования ЦОД, входящем в состав аттестованной инфраструктуры, в части настройки системы защиты информации (подключения администраторов средств защиты).

Следовательно, Исполнитель должен представить канал связи с использованием шифровальных средств, а соответствующая деятельность является лицензируемой.

При таких обстоятельствах, данный довод жалобы не нашел своего правового подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.

В подпункте 2 пункта 11 Информационной карты Заказчиком установлены дополнительные обязательные требования к участникам закупочной процедуры в том числе о наличие у участника действующего сертификата Uptime Institute Tier III или Tier IV (любого вида сертификации) на центр обработки данных, в котором предполагается размещение информационных систем Заказчика. Соответствие данному требованию подтверждается копией вышеуказанного сертификата. Также подтверждается наличием соответствующей записи в базе данных «Uptime Institute», доступной по адресу: https://ru.uptimeinstitute.com/TierCertification/. Участник предоставляет скриншот страницы указанного сайта с записью в базе данных «Uptime Institute» наименования центра обработки данных, предлагаемого Исполнителем с уровнем Tier III или Tier IV.

Исходя из текста жалобы, указанное требование установлено Заказчиком неправомерно, поскольку предоставление такого рода сертификатов не предусмотрено техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Представитель Заказчика по факту установления спорного требования в Конкурсной документации пояснил следующее.

В ИТ-отрасли существуют общепринятые и общеизвестные механизмы сертификации/подтверждения качества центров обработки данных необходимым критериям, включающим:

- оценку производительности, мощности и инженерных требований объекта;

- оценку механических и электрических систем, а также рекомендации по архитектурным и строительным аспектам;

- проверку проектной документации поставщиками и независимой от подрядчика сторонней организацией;

- проверку сторонней организацией соответствия создания объекта проектной документации;

- практические испытания ключевых систем в реальных условия для подтверждения производительности объекта;

- идентификацию проблем управления и эксплуатации, которые могут подвергнуть риску надежность и производительность.

Соответствие указанным критериям подтверждается международными организациями, признанными в качестве экспертных участниками отрасли производителями оборудования для построения центров обработки данных, в их числе Uptime Institute.

В пункте 1.3 Технического задание Заказчиком содержится обоснования требования надежности по классификации Uptime Institute не ниже Tier III, в том числе Заказчик ссылается на обеспечение возможности проведения ремонтных работ (включая замену компонентов системы, добавления и удаления вышедшего из строй оборудования) без остановки работы технологической площадки, резервирование инженерных систем, наличие нескольких каналов распределения электропитания и охлаждения.

При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения.

Таким образом, Заявителем ограничивающий характер оспариваемых требований в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя с установленными требованиями не может быть признано фактором ограничения конкуренции со стороны Заказчика.

Принимая во внимание совокупность обстоятельств, а также факт недоказанности заявленных доводов, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭФИТЕЛ» (ОГРН 1157746554327 ИНН 7703383790) на действия ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» (ОГРН 1027700133911
ИНН 7707082071)
при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничение на размещение Конкурса, наложенное письмом Московского УФАС России от 05.12.2018 № ИГ/59731/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: «...»

 

 

члены Комиссии: «...»

 

 

«...»


 


 


 


 


 


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны