Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-355/77-18 о нарушении процедуры торг... от 25 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-355/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>а - начальника административного отдела,

<...>а - специалиста 1 разряда отдела кадров, государственной службы и делопроизводства,

при участии представителей:

от организатора торгов: ООО «Карбо» - <...> (доверенность от 01.03.2018 б/н),

в отсутствие <...>, АО «ЕЭТП» (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.02.2018 № ИГ/9526/18),

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО «Карбо» (далее - Организатор торгов) при проведении торгов посредством аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства (реестровый
220118/22604738/01) (далее - Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в ненадлежащем обеспечении возможности ознакомления с имуществом, подлежащим продаже на Торгах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 1041 (далее - Положение о порядке реализации имущества) определен порядок реализации движимого имущества (за исключением акций долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, бесхозяйного и изъятого имущества, кладов, товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства) или поступившего в собственность государства в порядке, наследования.

В соответствии с пунктом 2 данного Положения продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с государственным контрактом от 04.07.2017 № ТУ-201707/059, заключенным между Территориальным управлением Росимущества в Новосибирской области и ООО «Карбо», последний оказывает услуги по реализации конфискованного, движимого бесхозного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей на территории г. Новосибирска и Новосибирской области.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) 22.01.2018 Организатором торгов размещено извещение о проведении электронного аукциона на реализацию автомобиля марки «Хонда-Одиссей», 2002 года выпуска, черного цвета, кузов № RA7-1201472 (подлежит реализации по частям), автомобиля «Субару Легаси», 2002 года выпуска, цвет - черный, тип кузова – универсал, кузов BH5-214393, регистрационные знаки Республики Кыргызстан «B5468AI» (подлежит реализации по частям), автомобиля «Хонда Одиссей», 2000 года выпуска, цвет белый, кузов № RAB-1019425, двигатель № F23A225036, государственный регистрационный знак KGZH0151 (подлежит реализации по частям), автомобиля «Хонда Одиссей», 2003 года выпуска, кузов № RA6-1312291 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Хонда-CRV», 2002 года выпуска, цвет вишневый, кузов № SHSRD88602U014745, двигатель № K20A41014724, VIN № SHSRD88602U014745, гос. Регистрационный знак Кыргызской Республики B8155AC (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Subaru Legacy», 2002 года выпуска, синего цвета, кузов № BE5-117197 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Honda Odyssey», 2000 года выпуска, белого цвета, кузов № RA7-1060338 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Мазда-Трибут», 2001 года выпуска, кузов № JMZCU08131RV44815 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Mercedes-Benz CLK 200», фиолетового цвета, 1998 года выпуска, VIN WDB2083351F061551 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Honda Stepwgn», черного цвета, 2002 года выпуска, номер кузова № RF3-1084803, двигатель № K20A2107753 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Lexus IS200» черного цвета, 2000 года выпуска, VIN: JTDBS182500024485 (подлежит реализации по частям), автомобиля марки «Субару-Аутбек», серебристого цвета, 2004 года выпуска, двигатель № EJ25C126854 (подлежит реализации по частям), обращенных в федеральную собственность (далее - Извещение).

Торги проводятся в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Положением о порядке реализации имущества.

Торги проводятся на электронной площадке - АО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru (далее по тексту - ЭТП), дата и время окончания приёма заявок - 19.02.2018 09:00, дата рассмотрения заявок - 22.02.2018 00:00, дата и время проведения аукциона - 26.02.2018 10:00.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «е» пункта 10 Положения о порядке реализации имущества в информационном сообщении о проведении аукциона указываются: наименование имущества, количество и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристики имущества) с указанием на то, что имущество находится в федеральной собственности; сроки и время ознакомления покупателя с имуществом.

В соответствии с пунктом 3 Извещения указаны описание и характеристики имущества, его целевое назначение: марка автомобиля, год выпуска, цвет, тип кузова, регистрационный знак; количество имущества; начальная (минимальная) цена лота с НДС 18% (руб.); размер задатка по лоту составляет 10 % от начальной (минимальной) цены (руб.); шаг аукциона по лоту составляет 1 % от начальной (минимальной) цены (руб.).

В соответствии с пунктом 17 Извещения предусмотрен следующий порядок осмотра имущества:

Осмотр имущества обеспечивает организатор аукциона без взимания платы.

Осмотр осуществляется по письменному заявлению претендента, направленному на электронный адрес Организатора торгов – karbo@aobns.ru за 1 рабочий день до предполагаемой даты осмотра.

Осмотр осуществляется с понедельника по пятницу с 09:00 часов до 13-00 часов (время Новосибирское) по адресу: г. Новосибирск, Северный проезд, д. 7/9.

Лицо ответственное за обеспечение доступа к выставленному на электронный аукцион имуществу - Иванов Дмитрий Валерьевич тел. 89039097986.

Согласно доводам жалобы, 24.01.2018 Заявителем на электронный адрес Организатора торгов направлено письмо с заявкой на осмотр имущества, на которое ответ Заявителем не получен. Также Заявитель пытался связаться с должностным лицом Организатора торгов по номеру телефона, указанному в Извещении, однако линия была занята и недоступна. 26.01.2018 Заявитель самостоятельно прибыл на место осмотра имущества по адресу, указанному в Извещении, но не смог пройти на территорию, в связи с пропускным режимом. В тот же день Заявителем снова было отправлено письмо на электронный адрес Организатора торгов, на которое Заявитель так же ответа не получил.

Представитель Организатора торгов возражал против доводов Заявителя, ссылаясь на то, что сотрудник Организатора торгов находился на месте, телефон был в рабочем состоянии, а Заявителю не следовало ограничиваться несколькими звонками по номеру телефона.

По мнению представителя Организатора торгов, препятствия в ознакомлении с реализуемым имуществом возникли у Заявителя по его же вине, в то время как Организатором торгов порядок ознакомления с выставленным на Торги имуществом в Извещении полностью и надлежащим образом регламентирован.

Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя, возражения Организатора торгов, а также информацию, опубликованную на сайте ЭТП, установила следующее.

В целях применения пункта 10 Положения о порядке реализации имущества, а также достижения основной цели выставления имущества на публичную продажу - получения наивысшей цены за отчуждаемое имущество - под порядком ознакомления с имуществом следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов и потенциального участника таких торгов в целях получения последним всей необходимой ему информации относительно выставленного на продажу объекта для принятия им решения относительно участия либо неучастия в проводимых торгах.

В этой связи в документации о проведении торгов должны быть указаны четкие сведения относительно такого порядка, детально регламентирующие действия каждого из их участников, включая организатора торгов, а также исключающие возможность субъективного правоусмотрения последнего при разрешении вопроса о таком ознакомлении и предоставлении участникам торгов всей необходимой информации о выставленном на продажу имуществе.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, искусственным путем сократить количество потенциальных участников торгов, а также к нарушению законодательно установленных принципов недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

 

 

Между тем, как усматривается из материалов дела, в документации применительно к порядку ознакомления с имуществом указаны контакты должностного лица Организатора торгов (мобильный номер телефона, адрес в г. Новосибирск), а также время получения информации об имуществе (с 09:00 часов до 13-00 часов (время Новосибирское).

Указание только мобильного номера телефона сотрудника и электронной почты лишь Организатора торгов объективно не обеспечивает равенства всех участников торгов в получении необходимой им информации, поскольку ставит возможность такого получения в зависимость как от технической функциональности предложенного средства связи (возможные сбои в работе, отсутствие соединения), так и от действий самого Организатора торгов и его ответственных сотрудников, осуществляемых ими по собственному усмотрению.

Указание адреса электронной почты невозможно признать порядком ознакомления с имуществом в контексте пункта 10 Положения о порядке реализации имущества, поскольку названные сведения также не обеспечивают равный доступ всех заинтересованных лиц к документам и сведениям относительно выставленного на продажу имущества и, ввиду отсутствия в документации о проведении Торгов указания на алгоритм действий их организатора в целях обеспечения прав участников на ознакомление с имуществом, оставляют разрешение данного вопроса исключительно на усмотрение последнего.

В этой связи наличие в извещении о проведении торгов названных сведений о соблюдении Организатором торгов требований упомянутой нормы права не свидетельствуют.

Вместе с тем, Комиссия считает, что Заявитель проявил должную заботливость и осмотрительность, а также заинтересованность в ознакомлении с имуществом.

В составе Извещения не указаны сведения о системе пропускного режима и наличия контроля на объекте.

Приведенная в Извещении информация о порядке ознакомления с имуществом не содержала исчерпывающего описания порядка ознакомления, поскольку из Извещения не усматривается, что объекты находятся под охраной, не приведено контактов лиц, с которыми возможно непосредственно на месте связаться с целью реализации своих прав, не указаны особенности ознакомления с имуществом (в частности те сложности, с которыми столкнулся Заявитель), не указано, необходимо ли наличие пропуска для доступа к имуществу (порядок его получения при необходимости).

При этом возможность свободного доступа к продаваемому имуществу не предусмотрена, ввиду чего обязанность презюмировать ее наличие у заинтересованных в участии в торгах лиц отсутствует.

В силу подпункта «е» пункта 9(3) Положения о порядке реализации имущества обязанность по организации подготовки и размещения информационных сообщений о проведении аукциона возложена на организатора торгов.

Нормы Положения о порядке реализации имущества предусматривают обеспечение равного доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации об их проведении.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Организатором торгов принята на себя обязанность по предоставлению потенциальным участникам торгов возможности ознакомления с продаваемым имуществом, а порядок реализации такой возможности определяется им самостоятельно.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Таким образом, предусмотрев в Извещении возможность ознакомления с имуществом, Организатор торгов одновременно принял на себя и обязательство обеспечить реализацию такой возможности.

Более того, из текста Извещения усматривается однозначное требование об осуществлении такого ознакомления исключительно по предварительной записи, что в контексте ч. 1 ст. 8 ГК РФ свидетельствует о необходимости предварительного согласования заинтересованными лицами соответствующих действий с организатором торгов.

Последний, в свою очередь, установив соответствующие требования в Извещении, принимает на себя обязательство обеспечить возможность такого ознакомления всем заинтересованным лицам.

Кроме того, следует также отметить, что даже гипотетическая возможность свободного ознакомления с выставленным на торги имуществом не освобождает организатора торгов от обязанности по соблюдению требований пункта 10 Положения о порядке реализации имущества.

Нарушения со стороны Организатора торгов порядка ознакомления с имуществом способно привести к недостижению основной цели публичных торгов, поскольку количество их участников в настоящем случае может быть искусственно ограничено лицами, изначально извещенными обо всех характеристиках продаваемого объекта и с которыми изначально планируется заключить договор купли-продажи имущества.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заявитель не получил возможности ознакомления с имуществом должников в установленном в Извещении порядке.

Непредставление Организатором торгов соответствующей возможности свидетельствует о несоблюдении последним требований пункта 10 Положения о порядке реализации имущества.

Доказательств обратного Организатором торгов не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Торги аннулированы 05.02.2018, в связи с истечением срока действия государственного контракта от 04.07.2017 № ТУ-201707/059, заключенным между Территориальным управлением Росимущества в Новосибирской области и Организатором торгов.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать жалобу <...> на действия ООО «Карбо» (ОГРН 1103925008813, ИНН 3906216928, КПП 390601001) при проведении Торгов обоснованной.

  2. 2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 10 Положения о порядке реализации имущества.

  3. 3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Организатору торгов не выдавать, так как Торги аннулированы и восстановление нарушенных прав Заявителя возможно в судебном порядке.

  4. 4. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.02.2018 № ИГ/9526/18.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <...>а

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны