Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-447/77-18 о нарушении ... от 23 апреля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «АОК»


ул. Нижн. Красносельская, д. 21, Москва, 105066
 

  1. АО «Международный аэропорт «Внуково»

    ул. 1-я Рейсовая, д. 12, Москва, 119027

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-447/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>а - заместителя руководителя Московского УФАС России,,

членов Комиссии:

<...>а - заместителя начальника правового отдела,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

при участии представителей:

от заказчика - АО «Международный аэропорт «Внуково»: <...> (по доверенности от 15.03.2018 № 05-916), <...> (по доверенности от 15.03.2018 № 05-915);

в отсутствие ООО «АОК» (надлежащим образом извещено письмом от 14.03.2018 № ИГ/11995/18),

рассмотрев жалобу ООО «АОК» на действия заказчика - АО «Международный аэропорт «Внуково» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки (реестровый № 31806196200) алее
- Закупка)
,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неосновательном установлении в Закупочной документации подкритерия оценки заявок «Выручка участника закупки».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о Конкурсе такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

16.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

28.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки с начальной (максимальной) ценой договора 5 133 000,00 руб (реестровый № 31806196200).

Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок
- 13.03.2018. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки - 27.03.2018.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 7 статьи 22.2 Положения о закупках оценка и сопоставление Заявок на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с критериями и порядком, указанными в Закупочной документации.

Согласно пункту 1 Формы 2 «Предложение о квалификации участника процедуры закупки» участником представляется «Выручка участника закупки», где требуется указать размер выручки за 2016 год. Если участник не имеет выручки, то в столбце 3 указывается слово «отсутствует».

Согласно пункту 23 Информационной карты Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (часть 12 п. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ):

Критерий №1 – Цена договора

коэффициент значимости – 0,2

Оценивается сумма, предложенная в заявке участника - 20%

Критерий № 2 –Квалификация участника процедуры закупки - 80%

коэффициент значимости – 0,8

Для оценки заявки участника закупки по критерию оценки «Квалификация участника процедуры закупки» устанавливаются показатели, раскрывающие содержание указанного критерия, их величины значимости и порядок расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям:

п/п

Наименование критерия оценки «Квалификация участника процедуры закупки »

Максимальное количество баллов

1.

Выручка участника закупки

60

2.

Количество договоров по оценке недвижимого имущества и/или акций и/или долей и/или прав аэропортов и аэропортовых комплексов, исполненных в период 2015-2017 гг., подтвержденных актами выполненных работ

30

3.

Рейтинг участника в списке Оценщиков–партнеров ПАО «Сбербанк России» в соответствии с данными рейтинга на сайте ПАО "Сбербанк России" https://www.sberbank.ru/ru/legal/partners/partner_drkk/rating

10

Итого:

100

Сумма максимальных значимостей всех критериев составляет 100%.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 Информационной карты Закупочной документации предусмотрен порядок оценки заявок по Критерию № 2 «Квалификация участника процедуры закупки»:

п/п

Наименование подкритерия (показателя)

Максимальное значение показателя, баллы

1

Выручка участника закупки

60

Оценке и сопоставлению по данному подкритерию подлежит размер выручки участника закупки по итогам 2016 года. В качестве подтверждения участник должен предоставить в составе заявки копию заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год.

Размер указанной в Отчете о прибылях и убытках выручки за 2016 год участник должен указать в Форме 2 «Предложение о квалификации участника процедуры закупки» в тыс. руб.

Указание в Форме 2 размера выручки за 2016 год без предоставления в составе заявки копии заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год будет рассматриваться как несоответствие заявки требованиям закупочной документации и является риском участника. Декларирование размера выручки участника закупки по итогам 2016 года не предусмотрено.

Если участник не имеет выручку по итогам 2016 года, то в Форме 2 он указывает слово «отсутствует», и тогда отсутствие в составе заявки копии заверенного уполномоченным лицом участника закупки Отчета о прибылях и убытках за 2016 год не будет рассматриваться как несоответствие заявки требованиям закупочной документации, а такой участник получает 0 (ноль) баллов.

Баллы участникам, имеющим выручку по итогам 2016 года, выставляются по формуле:

Бв = Вimax х 60, где:

Бв – бальная оценка по критерию «Выручка участника закупки» для i-го участника;

Вmax – максимальная годовая выручка по заявкам, поступившим на запрос предложений;

Вi – размер годовой выручки участника по i-й заявке.

Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритерию «Выручка участника закупки».

Заявителем оспаривается установление в Закупочной документации данного подкритерия, в связи с тем, что, по мнению Заявителя, данный сведения о выручке не являются показателем квалификации и качества услуг компании.

Заказчик возражал против доводов жалобы, ссылаясь на то, что условие о размере выручки участника является для Заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности, установление требования к размеру указанной в Отчете о прибылях и убытках выручки за 2016 год связано с объективной потребностью Заказчика и не может привести к ограничению количества участников закупки.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела доказательства, доводы жалобы и возражения Заказчика установила следующее.

Согласно положениям Закупочной документации оценке и сопоставлению по спорному подкритерию подлежит размер выручки участника закупки по итогам 2016 года, при этом, с чем именно Заказчик будет сопоставлять данное условие, из Закупочной документации не следует. В рассматриваемом случае отсутствует объективная связь между данным подкритерием и предметом Закупки, в связи с чем не представляется возможным определить, как данный показатель позволит Заказчику оценить квалификацию участника закупки в части опыта оказания услуг по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки.

Также Комиссией установлено, что за соответствие спорному подкритерию участник может получить 60 баллов, что, в свою очередь, представляется Комиссии не отвечающим принципам обеспечения конкуренции. Сравнивая весовую нагрузку указанного подкритерия с другими: № 2 «Количество договоров по оценке недвижимого имущества и/или акций и/или долей и/или прав аэропортов и аэропортовых комплексов, исполненных в период 2015-2017 гг., подтвержденных актами выполненных работ» и № 3 «Рейтинг участника в списке Оценщиков–партнеров ПАО «Сбербанк России» в соответствии с данными рейтинга на сайте ПАО «Сбербанк России» https://www.sberbank.ru/ru/legal/partners/partner_drkk/rating», вес которых составляет 30 и 10 баллов соответственно, установление веса спорного подкритерия «Выручка участника закупки» в 60 баллов обеспечит преимущество участникам с крупным денежным оборотом, но не участникам, имеющим опыт оказания аналогичных предмету Закупки услуг, подтвержденный договорами.

Выявленные обстоятельства фактически свидетельствуют о том, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, вопреки его доводам об обратном, не отвечает принципам осуществления закупок и влечёт невозможность объективной оценки предложений участников торгов.

При этом, тот факт, что Заказчик желает получить услуги от организации, которая не является так называемой «фирмой-однодневкой» и имеет стабильные финансовые показатели, фактически означает лишь необходимость установления данных требований в закупочной документации в качестве самостоятельно значимых положений.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о подтверждении доводов жалобы Заявителя в части неправомерности установления в Закупочной документации спорного подкритерия.

Заказчиком доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 22.2 Положения о закупках.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1
    статьи 3 Закона о закупках,
    пункта 22.2 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

  1. ООО «АОК»


    ул. Нижн. Красносельская, д. 21, Москва, 105066
     

  2. АО «Международный аэропорт «Внуково»

    ул. 1-я Рейсовая, д. 12, Москва, 119027


 

  1.  


 


 

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-447/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

16.03.2018 г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>а - заместителя руководителя Московского УФАС России,,

членов Комиссии:

<...>а - заместителя начальника правового отдела,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.12.2017 по делу № 1-00-447/77-18,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Международный аэропорт «Внуково» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по оценке объекта оценки по состоянию на дату оценки (реестровый № 31806196200) алее - Закупка):

    1. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    2. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 16.03.2018 по делу № 1-00-447/77-18.

    3. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    4. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.

    6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.04.2018.

 

Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 04.05.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 


 

Председатель Комиссии: <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны