Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении п... от 11 мая 2018 г.
реш_противореч_порядок_оценки-1526046356.odt (72.88 Кб)
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.03.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,
членов Комиссии:
<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
при участии представителей:
от заказчика - ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова: <...> (доверенность от 23.03.2018 № 139/03.02-26/02.02), <...> (доверенность от 23.03.2018 № 140/03-02-26/02.02), <...> (доверенность от 23.03.2018 № 138/03.02-26/02.02);
от заявителя - ООО «ЭнергоСервисСтрой»: <...> (доверенность от 12.03.2018 № 1);
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «ЭнергоСервисСтрой»
(далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГАОУ ВО Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту в отделении повышенной комфортности - 2 этаж здании УКБ № 1 по адресу: г. Москва, ул. Б. Пироговская, д.6, стр.1, для нужд Клинического Центра ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) в 2018 году (реестровый № 31806186884) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось во включении в Конкурсную документацию необоснованных требований в части подтверждения участником опыта по успешному выполнению работ.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
16.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
26.02.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Дата окончания подачи заявок определено 20.03.2018, дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса - 26.03.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1.12.2.3 Положения о закупках при проведении закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки и (или) к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе, к опыту участника закупки.
Согласно пунктам 3.5.3.6 и 3.5.4.5 Положения о закупках Заявка на участие в конкурсе должна включать документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и конкурсной документацией, другие документы и сведения, которые установлены требованиями конкурсной документации или направляемые по решению участника закупки.
Согласно подпункту «с» пункта 14 Информационной карты Конкурсной документации в состав заявки должна входить справка о квалификации участников закупки, в том числе, наличии у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора) (форма 4).
В соответствии с примечанием в Форме 4 документами, подтверждающими опыт участника по успешному выполнению работ, является: копия (-и) ранее исполненного(-ых) контракта(-ов ) с приложением актов оказанных услуг и выполненных работ, заключенного(-ых) с данным участником не ранее 1 января 2014 года, подтверждающего(-их) опыт успешного1 выполнения работ по текущему ремонту зданий учреждений здравоохранения, в том числе, больниц, родильных домов, диспансеров, медицинских центров, лечебно-диагностических корпусов, поликлиник. Под опытом успешного выполнения работ понимается – исполнение в полном объеме участником закупки своих обязательств по контракту и без применения неустоек (штрафов, пеней).
Заявитель в жалобе указывает, что требование о подтверждении опыта выполнения работ именно в указанных Заказчиком учреждениях ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку специальная квалификация для выполнения ремонта в таких учреждениях не требуется специальная квалификация, а также участник может иметь необходимый опыт выполнения ремонта только в других учреждениях и органзациях.
Заказчик против доводов жалобы возражал, ссылаясь на то, что требования установлены ввиду специфики предмета Конкурса, а именно работы проводятся в здании учреждения здравоохранения, где действуют правила внутреннего распорядка и существует определенный производственный режим, присутствует необходимость соблюдения стерильности в лабораториях, установлено время приема больных, необходимость принимать во внимание учебный процесс студентов, а также необходимость наличия у подрядчика сведений осмотра его работников на туберкулез.
Комиссия, изучив Закупочную документацию, пришла к выводу о том, что вышеуказанные подпункты Конкурсной документации содержат условия, влекущие необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из буквального толкования положений Формы 4 Конкурсной документации, для подтверждения опыта выполнения работ по текущему ремонту необходим опыт работы исключительно с учреждениями здравоохранения, то есть наличие опыта работы в других местах недостаточно, что само по себе значительно сужает круг потенциальных участников закупки.
По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае ни из Конкурсной документации, ни из объяснения Заказчика объективно не следует, в чем состоит специфика выполнения текущего ремонта именно в зданиях учреждений здравоохранения. При этом доводы относительно необходимости учета режима студентов, соблюдения стерильности в лабораторияхи и другие не обуславливают такую специфику, поскольку аналогичные требования могут предъявляться к подрядчикам при выполнении работ в организациях других целевых направлений.
Техническим заданием Конкурсной документации предусмотрены нормативно-правовые акты, устанавливающих требования к составу и технологии выполнения работ:
-
СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные работы»;
-
СНиП 3.01.04-01 «Общие правила производства ремонтно-строительных работ»;
-
СНиП 3.01.87 «Контроль качества строительства» (изд.5, 2001 года);
-
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;
-
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
-
СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
-
СНиП 21-09-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения».
При этом Комиссия обращает внимание, что в приведенном перечне нормативно-правовых актов отсутствует какой-либо документ, устанавливающий требования и стандарты по выполнению ремонтных работ именно в учреждениях здравоохранения. То есть Заказчик по сути имея потребность в выполнении ремонта с учетом специфических требований в связи с характером объекта, как указано в возражениях на жалобу, мог их предусмотреть непосредственно в Конкурсной документации, например в технической части или требованиях, предъявляемых к участникам закупки.
Вместе с тем Московское УФАС России полагает, что при проведении Конкурса Заказчик должен был исходить из целей правового регулирования соответствующих правоотношений и обеспечить доступ максимальному кругу лиц для участия в торгах, что могло быть обеспечено, в том числе, засчет однозначно сформулированных положений документации без возможности их вариативного толкования. Указанные действия способствовали бы обеспечению максимального широкого круга участников конкурентной процедуры и позволили бы обеспечить потребность Заказчика в надлежащем выполнении подрядных работ в отношении объекта недвижимости.
Также Комиссия обращает внимание, что отсутствие у потенциального участника закупки опыта выполнения работ в учреждениях здравоохранения не может свидетельствовать о его непрофессионализме и несоответствии потребностям Заказчика, поскольку у него может иметься требуемый опыт выполнения работ в других учреждениях и организациях.
Доказательств объективной необходимости в наличии опыта выполнения текущего ремонта в учреждениях, круг которых Заказчик определил согласно примечанию Формы 4 конкурсной документации, представителями Заказчика не представлено.
Повышенные требования к участникам закупки - потенциальным контрагентам должны иметь объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ЭнергоСервисСтрой» (ОГРН 1157746996945, ИНН 7721370875, КПП 772101001) на действия ФГАОУ ВО Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова (ОГРН 1027739291580, ИНН 7704047505, КПП 770401001) при проведении Конкурса обоснованной. -
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 24.2 Положения о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <...>а
Члены Комиссии: <...>
<...>а
-
-
ПРЕДПИСАНИЕ
-
по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.03.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,
членов Комиссии:
<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу
№ 1-00-515/77-18 от 26.03.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (ОГРН 1027739291580, ИНН 7704047505, КПП 770401001) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту в отделении повышенной комфортности - 2 этаж здании УКБ № 1 по адресу: г. Москва, ул. Б. Пироговская, д.6, стр.1, для нужд Клинического Центра ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) в 2018 году (реестровый № 31806186884) (далее - Конкурс):
Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
-
Заказчику внести изменения в документации по Закупкам с учетом решения Комиссии от 16.03.2018 № 1-00-515/77-18.
-
Заказчику отменить Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.03.2018 № 31806186884/1 (250-к).
-
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 26.03.2018 по делу № 1-00-515/77-18.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru в срок до 30.05.2018 включительно.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.05.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
-
-
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-
Председатель Комиссии: <...>а
Члены Комиссии: <...>
<...>а