Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении п... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

при участии представителей:

от заказчика - ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова: <...> (доверенность от 23.03.2018 № 139/03.02-26/02.02), <...> (доверенность от 23.03.2018 № 140/03-02-26/02.02), <...> (доверенность от 23.03.2018 № 138/03.02-26/02.02);

от заявителя - ООО «ЭнергоСервисСтрой»: <...> (доверенность от 12.03.2018 № 1);

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «ЭнергоСервисСтрой»
(далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГАОУ ВО Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту в отделении повышенной комфортности - 2 этаж здании УКБ № 1 по адресу: г. Москва, ул. Б. Пироговская, д.6, стр.1, для нужд Клинического Центра ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) в 2018 году (реестровый № 31806186884) (далее - Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось во включении в Конкурсную документацию необоснованных требований в части подтверждения участником опыта по успешному выполнению работ.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

16.06.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

26.02.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Дата окончания подачи заявок определено 20.03.2018, дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса - 26.03.2018.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 1.12.2.3 Положения о закупках при проведении закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки и (или) к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе, к опыту участника закупки.

Согласно пунктам 3.5.3.6 и 3.5.4.5 Положения о закупках Заявка на участие в конкурсе должна включать документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и конкурсной документацией, другие документы и сведения, которые установлены требованиями конкурсной документации или направляемые по решению участника закупки.

Согласно подпункту «с» пункта 14 Информационной карты Конкурсной документации в состав заявки должна входить справка о квалификации участников закупки, в том числе, наличии у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора) (форма 4).

В соответствии с примечанием в Форме 4 документами, подтверждающими опыт участника по успешному выполнению работ, является: копия (-и) ранее исполненного(-ых) контракта(-ов ) с приложением актов оказанных услуг и выполненных работ, заключенного(-ых) с данным участником не ранее 1 января 2014 года, подтверждающего(-их) опыт успешного1 выполнения работ по текущему ремонту зданий учреждений здравоохранения, в том числе, больниц, родильных домов, диспансеров, медицинских центров, лечебно-диагностических корпусов, поликлиник. Под опытом успешного выполнения работ понимается – исполнение в полном объеме участником закупки своих обязательств по контракту и без применения неустоек (штрафов, пеней).

Заявитель в жалобе указывает, что требование о подтверждении опыта выполнения работ именно в указанных Заказчиком учреждениях ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку специальная квалификация для выполнения ремонта в таких учреждениях не требуется специальная квалификация, а также участник может иметь необходимый опыт выполнения ремонта только в других учреждениях и органзациях.

Заказчик против доводов жалобы возражал, ссылаясь на то, что требования установлены ввиду специфики предмета Конкурса, а именно работы проводятся в здании учреждения здравоохранения, где действуют правила внутреннего распорядка и существует определенный производственный режим, присутствует необходимость соблюдения стерильности в лабораториях, установлено время приема больных, необходимость принимать во внимание учебный процесс студентов, а также необходимость наличия у подрядчика сведений осмотра его работников на туберкулез.

Комиссия, изучив Закупочную документацию, пришла к выводу о том, что вышеуказанные подпункты Конкурсной документации содержат условия, влекущие необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из буквального толкования положений Формы 4 Конкурсной документации, для подтверждения опыта выполнения работ по текущему ремонту необходим опыт работы исключительно с учреждениями здравоохранения, то есть наличие опыта работы в других местах недостаточно, что само по себе значительно сужает круг потенциальных участников закупки.

По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае ни из Конкурсной документации, ни из объяснения Заказчика объективно не следует, в чем состоит специфика выполнения текущего ремонта именно в зданиях учреждений здравоохранения. При этом доводы относительно необходимости учета режима студентов, соблюдения стерильности в лабораторияхи и другие не обуславливают такую специфику, поскольку аналогичные требования могут предъявляться к подрядчикам при выполнении работ в организациях других целевых направлений.

Техническим заданием Конкурсной документации предусмотрены нормативно-правовые акты, устанавливающих требования к составу и технологии выполнения работ:

  • СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные работы»;

  • СНиП 3.01.04-01 «Общие правила производства ремонтно-строительных работ»;

  • СНиП 3.01.87 «Контроль качества строительства» (изд.5, 2001 года);

  • СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;

  • СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

  • СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

  • СНиП 21-09-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения».

При этом Комиссия обращает внимание, что в приведенном перечне нормативно-правовых актов отсутствует какой-либо документ, устанавливающий требования и стандарты по выполнению ремонтных работ именно в учреждениях здравоохранения. То есть Заказчик по сути имея потребность в выполнении ремонта с учетом специфических требований в связи с характером объекта, как указано в возражениях на жалобу, мог их предусмотреть непосредственно в Конкурсной документации, например в технической части или требованиях, предъявляемых к участникам закупки.

Вместе с тем Московское УФАС России полагает, что при проведении Конкурса Заказчик должен был исходить из целей правового регулирования соответствующих правоотношений и обеспечить доступ максимальному кругу лиц для участия в торгах, что могло быть обеспечено, в том числе, засчет однозначно сформулированных положений документации без возможности их вариативного толкования. Указанные действия способствовали бы обеспечению максимального широкого круга участников конкурентной процедуры и позволили бы обеспечить потребность Заказчика в надлежащем выполнении подрядных работ в отношении объекта недвижимости.

Также Комиссия обращает внимание, что отсутствие у потенциального участника закупки опыта выполнения работ в учреждениях здравоохранения не может свидетельствовать о его непрофессионализме и несоответствии потребностям Заказчика, поскольку у него может иметься требуемый опыт выполнения работ в других учреждениях и организациях.

Доказательств объективной необходимости в наличии опыта выполнения текущего ремонта в учреждениях, круг которых Заказчик определил согласно примечанию Формы 4 конкурсной документации, представителями Заказчика не представлено.

Повышенные требования к участникам закупки - потенциальным контрагентам должны иметь объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭнергоСервисСтрой» (ОГРН 1157746996945, ИНН 7721370875, КПП 772101001) на действия ФГАОУ ВО Первый МГМУ
    им. И.М. Сеченова (ОГРН 1027739291580, ИНН 7704047505, КПП 770401001) при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 24.2 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <...>а

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

    1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-515/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<...>ой - заместителя руководителя Московского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>а - начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по
делу
№ 1-00-515/77-18 от 26.03.2018,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (ОГРН 1027739291580, ИНН 7704047505, КПП 770401001) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту в отделении повышенной комфортности - 2 этаж здании УКБ № 1 по адресу: г. Москва, ул. Б. Пироговская, д.6, стр.1, для нужд Клинического Центра ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) в 2018 году (реестровый № 31806186884) (далее - Конкурс):

Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

  1. Заказчику внести изменения в документации по Закупкам с учетом решения Комиссии от 16.03.2018 № 1-00-515/77-18.

  2. Заказчику отменить Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.03.2018 № 31806186884/1 (250-к).

  3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 26.03.2018 по делу 1-00-515/77-18.

  4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

  5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса.

  6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru в срок до 30.05.2018 включительно.

  7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.05.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

 

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии: <...>а

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>а

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны