Решение б/н Стратегии инвестиций от 27 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/7-10658/2019
«27» ноября 2019 года
г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в
составе:
председателя Комиссии – <...>а,
членов Комиссии – <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело № 077/05/7-10658/2019 по признакам нарушения ООО «ИД
«КАРДОС», ООО «ЕР», ООО «РА «АРТ Реклама», ИП Сорокина Ю.А., ООО
«ЦФК «Стратегия инвестиций», КПК «Стратегия инвестиций» пункта 7 статьи 7,
части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
(далее — Закон о рекламе),
в присутствии представителей
ООО «ИД «КАРДОС»
в лице
<...> (по доверенности № б/н от 29.07.2019), генерального директора ООО «РА
«АРТ Реклама» в лице <...> (на основании приказа № 1 от 12.09.2017),
в отсутствие представителей ООО «ЕР», ИП Сорокина Ю.А., ООО «ЦФК
«Стратегия инвестиций»,
КПК «Стратегия инвестиций»
(уведомлены
надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/7-10658/2019 возбуждено Московским УФАС России в
отношении ООО «ИД «КАРДОС», ООО «ЕР», ООО «РА «АРТ Реклама», ИП
Сорокина Ю.А., ООО «ЦФК «Стратегия инвестиций», КПК «Стратегия
инвестиций» на основании заявления Южного Главного управления Банка
России и материалов по факту распространения в выпуске газеты «Планета
здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер
№ 37 (800) за сентябрь 2018 года рекламы финансовой группы «Стратегия
инвестиций».
Факт размещения рассматриваемой рекламы в указанных газетах не
отрицается лицами, участвующими в деле, подтверждаются фотографиями
заявителя, а также сведениями, представленными лицами, участвующими в
деле.
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в
совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «ИД «КАРДОС» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 20.11.2013 за основным государственным регистрационным номером
2
5137746099596, ИНН 7719861820.
ООО «ЕР» является юридическим лицом, действующим на основании
Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц
19.09.2016 за основным государственным регистрационным номером
1167746876010, ИНН 9715274084.
ООО «РА «АРТ Реклама» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 12.09.2017 за основным государственным регистрационным номером
1177746957300, ИНН 7724419536.
ООО «ЦФК «Стратегия инвестиций» является юридическим лицом,
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный
реестр юридических лиц 11.04.2006 за основным государственным
регистрационным номером 1067746480383, ИНН 7735519042.
КПК «Стратегия инвестиций»
является юридическим лицом,
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный
реестр юридических лиц 19.01.2018 за основным государственным
регистрационным номером 1187746038996, ИНН 7714421913.
ИП Сорокин Юрий Александрович является индивидуальным
предпринимателем,
включен в Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей 13.12.2006, за основным государственным
регистрационным номером 306770000541802, ИНН 771530616898.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как
предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама,
распространяемая в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019
и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года, а
следовательно, сведения были распространены широкому заранее
неопределенному кругу лиц, на территории г. Москвы.
Газета «Планета здоровья» зарегистрирована как печатное средство
массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой
информации ПИ № ФС77-63016 от 10.09.2015), учредителем которого является
ООО «ИД «КАРДОС», территория распространения — Российская Федерация,
зарубежные страны.
3
В выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019
размещалась реклама следующего содержания: «Индивидуальная стратегия
частного капитала...И пока мечтатели мечтают, практичные люди действуют —
обращаются в Центр финансовых Консультаций «Стратегии Инвестиций» и
приумножают свои сбережения...Теперь о конкретных цифрах. Размещая
100000 рублей на срок от 3 месяцев, можно получать ежемесячный доход от
1500 рублей. А вложив 400000 рублей — от 7350 рублей...ООО Центр
финансовых консультаций «Стратегии Инвестиций» ОГРН 1067746480383.
Кредитный потребительский кооператив «СтратегииИнвестиций» ОГРН
1187746038996. Свидетельство СРО Союзмикрофинанс № 813. НКО
«Национальное потребительское общество взаимного страхования»...».
Газета «Юго-Восточный Курьер» зарегистрирована как печатное средство
массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой
информации А-0779 от 16.04.1999), учредителем которого является Префектура
Юго-Восточного административного округа города Москвы, территория
распространения — город Москва. Издателем данной газеты на момент
распространения рассматриваемой рекламы было ООО «ЕР».
В выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018
года размещалась реклама следующего содержания: «В Центре Финансовых
Консультаций «Стратегия Инвестиций» предлагают несколько способов
вложения сбережений. Большой популярностью пользуются инвестиции в
бизнес...Инвестировать в бизнес можно суммы свыше 50000 рублей на срок от 3
месяцев. Прибыль инвесторов составляет свыше 13% годовых. А доходы можно
получать каждый месяц или в конце окончания срока договора...ООО Центр
финансовых консультаций «Стратегии Инвестиций» ОГРН 1067746480383.
Кредитный потребительский кооператив «СтратегииИнвестиций» ОГРН
1187746038996. Свидетельство СРО Союзмикрофинанс № 813. НКО
«Национальное потребительское общество взаимного страхования»...».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари),
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для
продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается
банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга
по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией
и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств
юридических и физических лиц.
4
Объектом рассматриваемой рекламы являлись финансовые услуги по
привлечению денежных средств физических лиц, оказываемые КПК «Стратегии
Инвестиций» — лицом, осуществляющими профессиональную деятельность в
указанной сфере.
На основании изложенного рассматриваемая информация является
рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается
реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется
получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия
таких разрешений.
В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание
банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление
финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими
соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в
соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих
саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности,
оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким
требованиям, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009
№ 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Закон о кредитной кооперации),
кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго
уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового
рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых
организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним
нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за
днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные
кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации
в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для
кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой
организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового
рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в
сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при
наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка,
объединяющей кредитные кооперативы);
3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные
кооперативы).
Согласно части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, до
вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка,
5
объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют
права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива
(пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного
кооператива (пайщиков).
По данным, предоставленным Южным Главным управлением Банка
России и Главным управлением Банка России по Центральному федеральному
округу, а также государственного реестра кредитных потребительских
кооперативов, размещенного на официальном сайте Банка России в сети
Интернет, КПК «Стратегия Инвестиций» 23.08.2018 прекратил членство в
саморегулируемой организации с сфере финансового рынка (далее — СРО) по
причине утраты 23.08.2018 СРО «Союзмикрофинанс» статуса
саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
Между тем, рассматриваемая реклама размещалась после прекращения
КПК «Стратегия Инвестиций» членства в СРО, а равно после утраты права на
привлечение денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и
приема в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива
(пайщиков).
В соответствии с данными государственного реестра кредитных
потребительских кооперативов, размещенного на официальном сайте Банка
России в сети Интернет, КПК «Стратегия Инвестиций» вступил в
саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка Межрегиональный
союз потребительских кооперативов только 12.11.2018.
Таким образом, рассматриваемая реклама размещалась в печатных
средствах массовой информации в период отсутствия у КПК «Стратегия
Инвестиций» права на осуществление рекламируемой деятельности.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в
рассматриваемой рекламе нарушения пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28
Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама услуг КПК «Стратегия Инвестиций»,
распространяемая в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019
и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года,
является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность
за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе,
несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель; за
нарушение требований, установленных частью 14 статьи 28 Закона о рекламе,
несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
6
Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не
только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на
рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное
содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу)
рекламировать.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе
рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое
доведение объекта рекламирования до сведения потребителя.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение
рекламы в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019
осуществлялось на основании в том числе договора № 64/17-Т от 25.09.2017,
заключенного между ООО «ИД «Кардос» и ООО «РА «АРТ реклама», по
условиям которого ООО «ИД «Кардос» обязуется принять рекламно-
информационные материалы, предоставленные ООО «РА «АРТ реклама», и
опубликовать их в полном объеме без изменений и искажений (пункт 2.1.1), при
этом ответственность за содержание и оформление рекламно-информационных
материалов, за их соответствие действующему законодательству Российской
Федерации, несет ООО «РА «АРТ реклама» (пункт 4.5).
Также в указанном выпуске газеты «Планета здоровья» реклама
распространялась в рамках агентского договора № 11-17 от 09.11.2017,
заключенного между ООО «РА «АРТ реклама» и ООО «ЦФК» «Стратегия
инвестиций», по условиям которого ООО «РА «АРТ реклама» обязуется оказать
услуги по размещению рекламно-информационных материалов ООО «ЦФК»
«Стратегия инвестиций» в издании (пункт 1.1), при этом ответственность,
предусмотренную для рекламодателей и рекламопроизводителей, за
несоответствие предоставленных рекламных материалов действующему
законодательству Российской Федерации несет ООО «ЦФК» «Стратегия
инвестиций» (пункт 4.9).
Комиссией установлено, что распространение рекламы в выпуске газеты
«Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года осуществлялось на
основании договора на размещение рекламных и информационных материалов
№ 01-рек от 26.03.2018, заключенного между ООО «ЕР» и ИП Сорокиным
Ю.А., по условиям которого ИП Сорокин Ю.А. Обязан предоставлять
материалы, соответствующие требованиям печати, законодательства
Российской Федерации о рекламе (пункт 2.4.2), а ООО «ЕР» вправе не
принимать к размещению материалы, которые не соответствуют в том числе
действующему законодательству Российской Федерации (пункт 2.1.4).
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы являются
ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций» и
ИП Сорокин Ю.А., а
рекламораспространителями — ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР».
7
Согласно письменным пояснениям ООО «ЕР» до выпуска газеты «Юго-
Восточный курьер» за сентябрь 2018 года рекламодателем было представлено
действующее свидетельство о членстве КПК «Стратегия инвестиций» в СРО, в
связи с чем сомнений в легитимности деятельности указанного кооператива у
издателя не имелось.
Из пояснений ООО «ИД «Кардос» и ООО «РА «АРТ реклама» следует,
что при согласовании содержания выпуска газеты «Планеты здоровье» № 16
(63) от 27.08.2019 рекламодателем также было представлено действующее
свидетельство о членстве КПК «Стратегия инвестиций» в СРО, и ввиду того,
что 17.08.2019 содержание номера было полностью согласовано, а 21.08.2018
номер был подписан в печать, внести какие-либо изменения в выпуск газеты в
виде исключения рекламного макета из него не представлялось возможным.
В свою очередь Комиссия, оценивая заявленные доводы, не находит
правовых оснований для их принятия, поскольку на печатные издания,
зарегистрированные в качестве средств массовой информации, возложен ряд
предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, в
том числе по соблюдению Закона о рекламе при размещении такими изданиями
рекламных материалов, которые в данном случае не были изданиями
соблюдены. В частности с учетом того, что выпуск газеты «Планеты здоровье»
№ 16 вышел в свет 27.08.2018, а членство КПК «Стратегия инвестиций» в СРО
прекратилось 21.08.2018, Комиссия приходит к выводу, что у
рекламораспространителя имелось время для принятия мер по недопущению
распространения указанной рекламы, при этом отсутствие для этого
технической возможности в данном случае документально не подтверждено и
является организационным вопросом издательства, который не может снимать с
него соответствующих обязанностей, возложенных на него как на
рекламораспространителя.
Довод о том, что Банк России не уведомляет о прекращении прекращении
членства кредитных организаций в СРО несостоятелен, поскольку такие
сведения находятся в открытом доступе на официальном сайте Банка России в
сети интернет и у рекламораспространителей имелась возможность
допонлительно их уточнить.
Таким образом, при распространении рекламы услуг КПК «Стратегия
Инвестиций» в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в
выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер» № 37 (800) за сентябрь 2018 года в
действиях ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокина Ю.А., ООО
«ИД «Кардос» и ООО «ЕР» установлено нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о
рекламе, в действиях ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокин Ю.А.
- части 14 статьи 28 Закона о рекламе.
При этом, лица участвующие в деле - ООО «РА «АРТ Реклама» и КПК
«Стратегия инвестиций», признаются заинтересованными лицами, поскольку
ввиду установленных обстоятельств не являются рекламодателями и
рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.
8
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в
целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом
(лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
В рассматриваемом деле установлено, что факт распространения рекламы
услуг КПК «Стратегия Инвестиций» в выпуске газеты «Планета здоровья» и в
выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер» имел единичный характер и в других
выпусках данных печатных изданий не размещалась, сведения об обратном в
Московском УФАС России отсутствуют.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписаний лицам, в чьих действиях установлено
нарушение положений Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокина Ю.А.,
ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР» нарушившими требования пункта 7 статьи 7
Закона о рекламе, ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокин Ю.А.
нарушившими требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе при
распространении рекламы услуг КПК «Стратегия Инвестиций» в выпуске
газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в выпуске газеты «Юго-
Восточный Курьер» № 37 (800) за сентябрь 2018 года.
2. Не выдать ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокину Ю.А.,
ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР» предписания о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд г. Москвы в
порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
9
Председатель Комиссии
<...>
Члены Комиссии
<...>а
<...>а