Решение б/н Стратегии инвестиций от 27 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/7-10658/2019
«27» ноября 2019 года
                    г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по 
г. Москве  по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской 
Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в 
составе:
председателя Комиссии – <...>а,
членов Комиссии – <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело № 077/05/7-10658/2019 по признакам нарушения ООО «ИД 
«КАРДОС», ООО «ЕР», ООО «РА «АРТ Реклама», ИП Сорокина Ю.А., ООО 
«ЦФК «Стратегия инвестиций», КПК «Стратегия инвестиций» пункта 7 статьи 7, 
части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» 
(далее — Закон о рекламе),
в присутствии представителей
 ООО «ИД «КАРДОС» 
в лице
<...> (по доверенности № б/н от 29.07.2019), генерального директора ООО «РА 
«АРТ Реклама» в лице <...> (на основании приказа № 1 от 12.09.2017),
в отсутствие представителей ООО «ЕР», ИП Сорокина Ю.А., ООО «ЦФК 
«Стратегия инвестиций»,
 КПК «Стратегия инвестиций» 
(уведомлены 
надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/7-10658/2019 возбуждено Московским УФАС России в 
отношении ООО «ИД «КАРДОС», ООО «ЕР», ООО «РА «АРТ Реклама», ИП 
Сорокина Ю.А., ООО «ЦФК «Стратегия инвестиций», КПК «Стратегия 
инвестиций» на основании заявления Южного Главного управления Банка 
России и материалов по факту распространения в выпуске газеты «Планета 
здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер 
№ 37 (800) за сентябрь 2018 года рекламы финансовой группы «Стратегия 
инвестиций». 
Факт размещения рассматриваемой рекламы в указанных газетах не 
отрицается лицами, участвующими в деле, подтверждаются фотографиями 
заявителя, а также сведениями, представленными лицами, участвующими в 
деле.
Не установив оснований для отложения или приостановления 
рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в 
совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы 
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского 
УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «ИД «КАРДОС» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 20.11.2013 за основным государственным регистрационным номером 
2
5137746099596, ИНН 7719861820.
ООО «ЕР» является юридическим лицом, действующим на основании 
Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 
19.09.2016 за основным государственным регистрационным номером 
1167746876010, ИНН 9715274084.
ООО «РА «АРТ Реклама» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 12.09.2017 за основным государственным регистрационным номером 
1177746957300, ИНН 7724419536.
ООО «ЦФК «Стратегия инвестиций» является юридическим лицом, 
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный 
реестр юридических лиц 11.04.2006 за основным государственным 
регистрационным номером 1067746480383, ИНН 7735519042.
КПК «Стратегия инвестиций» 
является юридическим лицом, 
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный 
реестр юридических лиц 19.01.2018 за основным государственным 
регистрационным номером 1187746038996, ИНН 7714421913.
ИП Сорокин Юрий Александрович является индивидуальным 
предпринимателем,
 включен в Единый государственный реестр 
индивидуальных предпринимателей 13.12.2006, за основным государственным 
регистрационным номером 306770000541802, ИНН 771530616898.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является 
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с 
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и 
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, 
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут 
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и 
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации 
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как 
предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в 
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на 
восприятие которых реклама направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама, 
распространяемая в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 
и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года, а 
следовательно, сведения были распространены широкому заранее 
неопределенному кругу лиц, на территории г. Москвы.
Газета «Планета здоровья» зарегистрирована как печатное средство 
массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой 
информации ПИ № ФС77-63016 от 10.09.2015), учредителем которого является 
ООО «ИД «КАРДОС», территория распространения — Российская Федерация, 
зарубежные страны.
3
В выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 
размещалась реклама следующего содержания: «Индивидуальная стратегия 
частного капитала...И пока мечтатели мечтают, практичные люди действуют — 
обращаются в Центр финансовых Консультаций «Стратегии Инвестиций» и 
приумножают свои сбережения...Теперь о конкретных цифрах. Размещая 
100000 рублей на срок от 3 месяцев, можно получать ежемесячный доход от 
1500 рублей. А вложив 400000 рублей — от 7350 рублей...ООО Центр 
финансовых консультаций «Стратегии Инвестиций» ОГРН 1067746480383. 
Кредитный потребительский кооператив «СтратегииИнвестиций» ОГРН 
1187746038996. Свидетельство СРО Союзмикрофинанс № 813. НКО 
«Национальное потребительское общество взаимного страхования»...».
Газета «Юго-Восточный Курьер» зарегистрирована как печатное средство 
массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой 
информации А-0779 от 16.04.1999), учредителем которого является Префектура 
Юго-Восточного административного округа города Москвы, территория 
распространения — город Москва. Издателем данной газеты на момент 
распространения рассматриваемой рекламы было ООО «ЕР».
В выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 
года размещалась реклама следующего содержания: «В Центре Финансовых 
Консультаций «Стратегия Инвестиций» предлагают несколько способов 
вложения сбережений. Большой популярностью пользуются инвестиции в 
бизнес...Инвестировать в бизнес можно суммы свыше 50000 рублей на срок от 3 
месяцев. Прибыль инвесторов составляет свыше 13% годовых. А доходы можно 
получать каждый месяц или в конце окончания срока договора...ООО Центр 
финансовых консультаций «Стратегии Инвестиций» ОГРН 1067746480383. 
Кредитный потребительский кооператив «СтратегииИнвестиций» ОГРН 
1187746038996. Свидетельство СРО Союзмикрофинанс № 813. НКО 
«Национальное потребительское общество взаимного страхования»...».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом 
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического 
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты 
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное 
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), 
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является 
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для 
продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается 
банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга 
по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией 
и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств 
юридических и физических лиц.
4
Объектом рассматриваемой рекламы являлись финансовые услуги по 
привлечению денежных средств физических лиц, оказываемые КПК «Стратегии 
Инвестиций» — лицом, осуществляющими профессиональную деятельность в 
указанной сфере.
На основании изложенного рассматриваемая информация является 
рекламой, что сторонами по делу не оспаривается. 
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается 
реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется 
получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия 
таких разрешений.
В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание 
банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление 
финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими 
соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в 
соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих 
саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, 
оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким 
требованиям, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 
№ 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Закон о кредитной кооперации), 
кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго 
уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового 
рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном 
Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых 
организациях в сфере финансового  рынка» и принятыми в соответствии с ним 
нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за 
днем наступления одного из следующих событий: 
1)  получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой 
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные 
кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации 
в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для 
кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой 
организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового 
рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2)  прекращение своего членства в саморегулируемой организации в 
сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при 
наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, 
объединяющей кредитные кооперативы);
3)  создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой 
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные 
кооперативы).
Согласно части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, до 
вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, 
5
объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют 
права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива 
(пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного 
кооператива (пайщиков). 
По данным, предоставленным Южным Главным управлением Банка 
России и Главным управлением Банка России по Центральному федеральному 
округу, а также государственного реестра кредитных потребительских 
кооперативов, размещенного на официальном сайте Банка России в сети 
Интернет, КПК «Стратегия Инвестиций» 23.08.2018 прекратил членство в 
саморегулируемой организации с сфере финансового рынка (далее — СРО) по 
причине утраты 23.08.2018 СРО «Союзмикрофинанс» статуса 
саморегулируемой организации в сфере финансового рынка. 
Между тем, рассматриваемая реклама размещалась после прекращения 
КПК «Стратегия Инвестиций»  членства в СРО, а равно после утраты права на 
привлечение денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и 
приема в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива 
(пайщиков).
В соответствии с данными государственного реестра кредитных 
потребительских кооперативов, размещенного на официальном сайте Банка 
России в сети Интернет, КПК «Стратегия Инвестиций» вступил в 
саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка Межрегиональный 
союз потребительских кооперативов только 12.11.2018.
Таким образом, рассматриваемая реклама размещалась в печатных 
средствах массовой информации в период отсутствия у КПК «Стратегия 
Инвестиций» права на осуществление рекламируемой деятельности. 
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в 
рассматриваемой рекламе нарушения пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 
Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не 
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о 
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама услуг КПК «Стратегия Инвестиций», 
распространяемая в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 
и в выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года, 
является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность 
за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе, 
несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель; за 
нарушение требований, установленных частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, 
несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем 
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект 
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
6
Исходя из нормативного понятия рекламодателем может являться не 
только субъект, заинтересованный в продвижении рекламируемого товара на 
рынке, но и любой другой субъект, который определил непосредственное 
содержание рекламы, в частности какой именно товар (работу, услугу) 
рекламировать. 
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе 
рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение 
рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое 
доведение объекта рекламирования до сведения потребителя. 
Комиссией Московского УФАС России установлено, что распространение 
рекламы в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 
осуществлялось на основании в том числе договора № 64/17-Т от 25.09.2017, 
заключенного между ООО «ИД «Кардос» и ООО «РА «АРТ реклама», по 
условиям которого ООО «ИД «Кардос» обязуется принять рекламно-
информационные материалы, предоставленные ООО «РА «АРТ реклама», и 
опубликовать их в полном объеме без изменений и искажений (пункт 2.1.1), при 
этом ответственность за содержание и оформление рекламно-информационных 
материалов, за их соответствие действующему законодательству Российской 
Федерации, несет ООО «РА «АРТ реклама» (пункт 4.5).
Также в указанном выпуске газеты «Планета здоровья» реклама 
распространялась в рамках агентского договора № 11-17 от 09.11.2017, 
заключенного между ООО «РА «АРТ реклама» и ООО «ЦФК» «Стратегия 
инвестиций», по условиям которого ООО «РА «АРТ реклама» обязуется оказать 
услуги по размещению рекламно-информационных материалов ООО «ЦФК» 
«Стратегия инвестиций» в издании (пункт 1.1), при этом ответственность, 
предусмотренную для рекламодателей и рекламопроизводителей, за 
несоответствие предоставленных рекламных материалов действующему 
законодательству Российской Федерации несет ООО «ЦФК» «Стратегия 
инвестиций» (пункт 4.9).
Комиссией установлено,  что распространение рекламы в выпуске газеты 
«Юго-Восточный Курьер № 37 (800) за сентябрь 2018 года осуществлялось на 
основании договора на размещение рекламных и информационных материалов 
№ 01-рек от 26.03.2018, заключенного между ООО «ЕР» и ИП Сорокиным 
Ю.А., по условиям которого ИП Сорокин Ю.А. Обязан предоставлять 
материалы, соответствующие требованиям печати, законодательства 
Российской Федерации о рекламе (пункт 2.4.2), а ООО «ЕР» вправе не 
принимать к размещению материалы, которые не соответствуют в том числе 
действующему законодательству Российской Федерации (пункт 2.1.4).
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России 
приходит к выводу о том, что рекламодателем спорной рекламы являются
ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций» и
 ИП Сорокин Ю.А., а 
рекламораспространителями — ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР».
7
Согласно письменным пояснениям ООО «ЕР» до выпуска газеты «Юго-
Восточный курьер» за сентябрь 2018 года рекламодателем было представлено 
действующее свидетельство о членстве КПК «Стратегия инвестиций» в СРО, в 
связи с чем сомнений в легитимности деятельности указанного кооператива у 
издателя не имелось.
Из пояснений ООО «ИД «Кардос» и ООО «РА «АРТ реклама» следует, 
что при согласовании содержания выпуска газеты «Планеты здоровье» № 16 
(63) от 27.08.2019 рекламодателем также было представлено действующее 
свидетельство о членстве КПК «Стратегия инвестиций» в СРО, и ввиду того, 
что 17.08.2019 содержание номера было полностью согласовано, а 21.08.2018 
номер был подписан в печать, внести какие-либо изменения в выпуск газеты в 
виде исключения рекламного макета из него не представлялось возможным. 
В свою очередь Комиссия, оценивая заявленные доводы, не находит 
правовых оснований для их принятия, поскольку на печатные издания, 
зарегистрированные в качестве средств массовой информации, возложен ряд 
предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, в 
том числе по соблюдению Закона о рекламе при размещении такими изданиями 
рекламных материалов, которые в данном случае не были изданиями 
соблюдены. В частности с учетом того, что выпуск газеты «Планеты здоровье» 
№ 16 вышел в свет 27.08.2018, а членство КПК «Стратегия инвестиций» в СРО 
прекратилось 21.08.2018, Комиссия приходит к выводу, что у 
рекламораспространителя имелось время для принятия мер по недопущению 
распространения указанной рекламы, при этом отсутствие для этого 
технической возможности в данном случае документально не подтверждено и 
является организационным вопросом издательства, который не может снимать с 
него соответствующих обязанностей, возложенных на него как на 
рекламораспространителя. 
Довод о том, что Банк России не уведомляет о прекращении прекращении 
членства кредитных организаций в СРО несостоятелен, поскольку такие 
сведения находятся в открытом доступе на официальном сайте Банка России в 
сети интернет и у рекламораспространителей имелась возможность 
допонлительно их уточнить.
Таким образом, при распространении рекламы услуг КПК «Стратегия 
Инвестиций» в выпуске газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в 
выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер» № 37 (800) за сентябрь 2018 года в 
действиях ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокина Ю.А., ООО 
«ИД «Кардос» и ООО «ЕР» установлено нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о 
рекламе, в действиях  ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокин Ю.А. 
- части 14 статьи 28 Закона о рекламе.
При этом, лица участвующие в деле - ООО «РА «АРТ Реклама» и КПК 
«Стратегия инвестиций», признаются заинтересованными лицами, поскольку 
ввиду установленных обстоятельств не являются рекламодателями и 
рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.
8
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, 
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в 
целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному 
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о 
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом 
(лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать 
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе.
В рассматриваемом деле установлено, что факт распространения рекламы 
услуг КПК «Стратегия Инвестиций» в выпуске газеты «Планета здоровья» и в 
выпуске газеты «Юго-Восточный Курьер» имел единичный характер и в других 
выпусках данных печатных изданий не размещалась, сведения об обратном в 
Московском УФАС России отсутствуют.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о 
нецелесообразности выдачи предписаний лицам, в чьих действиях установлено 
нарушение положений Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о 
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения 
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных 
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, 
РЕШИЛА:
1.  Признать ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокина Ю.А., 
ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР» нарушившими требования пункта 7 статьи 7 
Закона о рекламе, ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокин Ю.А. 
нарушившими требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе при 
распространении рекламы услуг КПК «Стратегия Инвестиций» в выпуске 
газеты «Планета здоровья» № 16 (63) от 27.08.2019 и в выпуске газеты «Юго-
Восточный Курьер» № 37 (800) за сентябрь 2018 года.
2.  Не выдать ООО «ЦФК» «Стратегия инвестиций», ИП Сорокину Ю.А., 
ООО «ИД «Кардос» и ООО «ЕР» предписания о прекращении нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение  может  быть обжаловано в Арбитражный суд г. Москвы в 
порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации. 
9
Председатель Комиссии
<...>
Члены Комиссии  
<...>а
<...>а
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны