Решение б/н б/а от 9 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-19498/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.12.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «СБ-Транс», ООО «НТС», ООО «Ремесло 74»;
в отсутствие представителей ООО «РТС-Тендер», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 26.12.2022 № НП/65736/22;
рассмотрев жалобу ООО «СБ-Транс» (далее - Заявитель) на действия ООО «НТС» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом для нужд ООО «НТС» (реестровый № 32211869165, лот №№ 7, 8, 31, далее — Закупка) (далее — Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерной оценке заявки Заявителя.
В соответствии с Протоколом № № 32211869165-3 заседания комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Напитки ТрансСервис» от 12.12.2022 оценка заявок по лоту № 31 выглядит следующим образом:
Наименование оцениваемого критерия/ подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 1 - Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНССКАЙ» |
Участник № 2 - Общество с ограниченной ответственностью «СБ-ТРАНС» |
Участник № 3 - Общество с ограниченной ответственностью «РЕМЕСЛО 74» |
||||||
значение |
расчет |
количество баллов |
значение |
расчет |
количество баллов |
значение |
расчет |
Количество баллов
|
||
Квалификация участника |
||||||||||
Показатель критерия «Опыт участника» |
30 |
120 632 046,90 |
В случае, если стоимость оказанных услуг равна и больше НМЦД (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 30 баллов |
30 |
33 180 614,77 |
(33 180 614,77/ |
19,28 |
0 |
- |
0 |
Показатель критерия «Квалификация персонала» |
10 |
13 водителей категории «В», 1 водитель категории «С», 14 экспедиторов |
- |
0 |
Водителей 16 + с категорией «С», 16 экспедиторов |
- |
10 |
8 водителей +4 экспедитора |
- |
0 |
Показатель критерия «Наличие производственных мощностей» |
10 |
1 Изотерма, 14 рефрижераторов, 1 топливозаправщик |
- |
10 |
1 Изотерма, 4 рефрижератора, 1 топливозаправщик, |
- |
0 |
1 рефрижератор |
- |
0 |
Цена договора |
||||||||||
Показатель «Цена договора» |
50 |
47 872 305,00 |
(38 729 287,70/ |
40,45 |
44 210 416,95 |
(38 729 287,70/ |
43,80 |
51 180 300,00 |
(38 729 287,70/ |
37,84 |
Сумма баллов |
100 |
|
|
80,45 |
|
|
73,08 |
|
|
37,84 |
По показателю критерия «Наличие производственных мощностей» заявке Заявителя присвоено 0 баллов.
Как указывает Заявитель, в составе заявки были приложены следующие ПТС транспортных средств:
«...»
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик неправильно произвел расчет баллов по показателю критерия «Наличие производственных мощностей».
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Напитки ТрансСервис» (далее – Положение о закупке).
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что 21.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211869165 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом для нужд ООО «НТС».
Согласно приложению № 1.4 к закупочной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию «Наличие производственных мощностей»:
- оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии документа, подготовленного в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, а именно заверенные копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей (ресурсов), на любом законном основании (например, копии карточек учета основных средств, договоров купли-продажи, аренды, иных договоров, иные документы).
Пунктом 2.3 приложения 1.4 установлен показатель:
2.3. |
Наличие производственных мощностей |
Максимальное количество баллов - 10 баллов |
В случае, если участник имеет 1 и более транспортных средств, подходящих под требование технического задания (в соответствии с п. 6 технического задания), то участнику присваивается 10 баллов, если участник не подтверждает наличие 1 транспортного средства, то заявке по данному критерию присваивается 0 баллов. 10 баллов – максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
В свою очередь, согласно пункту «б» приложения № 1.4. закупочной документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания услуг по предмету открытого конкурса, а именно транспортными средствами, которые соответствуют техническим требованиям, представленным в техническом задании.
Между тем, в пункте 6 приложения № 1.1. «Техническое задание» к закупочной документации прописаны требования к транспортным средствам по Лоту № 31, согласно которым потребностью Заказчика является: 1 транспортное средство фургон «Изотерма», 14 транспортных средств фургон «Рефрижератор», 1 транспортное средство «Бензовоз – Топливозаправщик с насосом для дозированного скачивания топлива и электронным датчиком уровня топлива», все грузоподъемностью до 3,4 тонны (с пропуском ОАО «РЖД», с желтыми проблесковыми маячками – допустимо прикреплять съемные на магните– требование ОАО «РЖД» на ж/д путях).
Комиссия проанализировала заявку Заявителя и установила, что из сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов отвечают техническим требованиям 4 (четыре) транспортных средств фургон «Рефрижератор» (вместо 14), 1 транспортное средство фургон «Изотерма» и 1 транспортное средство «Бензовоз – Топливозаправщик с насосом для дозированного скачивания топлива и электронным датчиком уровня топлива».
Комиссия вновь считает необходимым отметить, что в соответствии с таблицей по критериям и порядку оценки и сопоставления конкурсных заявок приложения №1.4 закупочной документации в случае, если участник имеет 16 и более транспортных средств, подходящих под требование технического задания (в соответствии с пунктом 6 технического задания), участнику присваивается максимальное количество баллов - 10 баллов, а в случае если участник не подтверждает наличие 16 транспортных средств, то заявке по данному критерию присваивается 0 баллов.
Соответственно, в случае несоблюдения вышеперечисленных требований настоящего пункта или выявления в представленных документах недостоверной информации, или предоставление нечитаемых документов, начисление баллов по данному критерию не производится.
Комиссия обращает внимание, что каких-либо доказательств, подтверждающих неправомерную оценку заявки Заявителя по вышеуказанному показателю, в жалобе Заявителя не содержится.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об оценке заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Также в соответствии с пунктом 3.5.1 закупочной документации участником может быть направлен запрос о даче разъяснений положений извещения и (или) конкурсной документации с момента размещения извещения и конкурсной документации на сайтах. При этом Заявитель данным правом не воспользовался.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности довода жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СБ-Транс» (ИНН: 5041205246; ОГРН: 1175053001640) на действия ООО «НТС» (ИНН: 7731403375; ОГРН: 1117746210647) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 26.12.2022 № НП/65736/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.