Решение №НО/44409 от 28.09.2016 Решение по делу № 3-24-120/77-16 + Предписания №№ 249, 250, ... от 3 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

НО/44409 от 28.09.2016
Компания «Рекитт Бенкизер
(ЕНА) Б.В.»
Нидерланды, 1118 ВН Схипхол,
Бульвар Схипхол, 267
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр»
125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 16/2
115114, г. Москва, Шлюзовая наб., д. 4
ООО «Хавас Медиа»
125047, г. Москва,
ул. 4-ая Тверская-Ямская, д. 14, стр. 1
107143, г. Москва,
ул. Вербная, д. 8, стр. 5
ООО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ»
125993, г. Москва,
Волоколамское ш., д. 4, корп. 24
РЕШЕНИЕ
по делу № 3-24-120/77-16
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «13» сентября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено «26» сентября 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского
УФАС России) в составе:
председателя Комиссии – Н.В. Орлова,
членов Комиссии – А.А. Устиновой, В.Н. Никитухиной,
рассмотрев дело № 3-24-120/77-16 по признакам нарушения пункта 1
части 3 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона
от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), при
распространении на странице 100 выпуска журнала «Коллекция Каравана
историй» № 11 рекламы «Нурофен для детей», которая содержит не
соответствующие действительности сведения о преимуществах
рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые
1
произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а
также с указанием на конкретный случай излечения от заболеваний, улучшения
состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования,
в присутствии представителя ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр», Компании
«Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.» в лице Бондаренко М.Н. (по доверенности
№ 132-2015/РБХ от 26.11.2015, по доверенности б/н от 07.06.2016 —
соответственно),
в отсутствие представителей ООО «Хавас Медиа», ООО «Издательство
СЕМЬ ДНЕЙ» (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 3-24-120/77-16 возбуждено Московским УФАС России 12.06.2016
на основании обращения физического лица по факту распространения на
странице 100 выпуска журнала «Коллекция Каравана историй» № 11 рекламы
«Нурофен для детей».
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
доказательства, выслушав доводы представителя ООО «Рекитт Бенкизер
Хэлскэр», Компании «Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.», применив нормы
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» (адрес: 125993, г. Москва,
Волоколамское ш., д. 4, корп. 24) является юридическим лицом, действующим
на основании Устава, включено в Единый государственный реестр
юридических лиц 05.12.2002 за основным государственным регистрационным
номером 1027700497109, ИНН 7703038770, КПП 774301001.
ООО «Хавас Медиа» (адрес: 107143, г. Москва, ул. Вербная, д. 8, стр. 5)
является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в
Единый государственный реестр юридических лиц 27.01.2003 за основным
государственным регистрационным номером 1037739235984, ИНН 7704205737,
КПП 771801001.
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» (адрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская,
д. 16/2) является юридическим лицом, действующим на основании Устава,
включено в Единый государственный реестр юридических лиц 27.01.2003 за
основным государственным регистрационным номером 1037739235984,
ИНН 7704205737, КПП 771801001.
Компания «Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.» учрежденна по законодательству
Нидерландов, зарегистрированна за номером 34328831 по адресу: Нидерланды,
1118 ВН Схипхол, Бульвар Схипхол, 267.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
2
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом
рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари),
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для
продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая реклама размещалась на странице 100 выпуска журнала
«Коллекция Каравана историй» № 11 и содержала следующие сведения:
«НУРОФЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАСЛУЖИЛ ДОВЕРИЕ МАМ; Сели делать уроки.
Вдруг капризы. И не получается ничего. Ясно — температурит. Дала
таблетку Нурофен — снова отличница вернулась, прямо на глазах! Светлана,
мама Юлии, город Волжск», а также пометку «Имеются противопоказания.
Необходимо обратится к врачу».
Исходя из содержания, целью размещения указанных сведений является
привлечение внимания потребителей к лекарственному средству - «Нурофен для
детей» (регистрационный номер П N013012/01).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как
предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Журнал «Коллекция Каравана историй» зарегистрирован в качестве
средства массовой информации, что подтверждается представленным в
материалы дела свидетельством о регистрации ПИ № ФС77-28325 от
11.06.2007; территория распространения: Российская Федерация и зарубежные
страны; примерная тематика и (или) специализация: публикация
развлекательно-познавательных материалов для семейного чтения, содержащих
истории о ярких, выдающихся людях, интересных местах и событиях; реклама
до 40%.
Таким образом, установлено, что журнал «Коллекция Каравана историй»
является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей
рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу
лиц-потребителей рекламы, Комиссией Московского УФАС России не
установлено.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация содержит объект
рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из
содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объектам
рекламирования, а следовательно, является рекламой в понимании
пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается сторонами по делу.
Согласно пункту пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
3
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед
находящимися в обороте товарами, которые произведены другими
изготовителями или реализуются другими продавцами.
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» в материалы дела представлены
результаты исследований, подтверждающие содержащуюся в рекламе фразу
«Нурофен заслужил доверие мам».
В частности представлены результаты исследований, проведенных
ООО «Ай Эм Эс Хэлс» и ООО «Синовейт Комкон», согласно которым:
«В период с 2010-2014 продажи препарата Нурофен детский составили
6 240 981 491,5 в рублях (розничные цены), в натуральном выражении —
52 052 813 упаковок, в сегменте розничных продаж»;
«Выявлено, что 76% респондентов согласны с высказыванием «Средство
заслуживает доверие мам».
Учитывая представленные в материалы дела документы и сведения, а
также оценивая конкретную рекламу в совокупности с конкретными
фактическими обстоятельствами, Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о том, что в настоящем случае нарушение пункта 1 части 3
статьи 5 Закона о рекламе отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама
лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи
излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате
применения объекта рекламирования.
Комиссией установлено, что рассматриваемая информация является
рекламой лекарственного средства «Нурофен для детей». Данный факт
подтверждается имеющейся в материалах дела Инструкцией по применению
лекарственного препарата для медицинского применения «Нурофен для детей»,
согласованной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее -
Инструкция), и не оспаривается лицами участвующими в деле.
Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела реклама
должна отвечать требованиям статьи 24 Закона о рекламе.
Данная реклама содержала следующие сведения: «Сели делать уроки.
Вдруг капризы. И не получается ничего. Ясно — температурит. Дала
таблетку Нурофен — снова отличница вернулась, прямо на глазах! Светлана,
мама Юлии, город Волжск». Вышеуказанная информация сопровождается
изображением мамы с детьми.
Исходя из текста рекламы и ее комплексного восприятия потребителем
вместе с изображением, Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу, что рассматриваемая фраза имеет в себе прямую отсылку к ситуации
улучшения состояния здоровья ребенка вследствие принятия рекламируемого
лекарственного средства, которая объективно воспринимается как конкретный
случай улучшения состояния здоровья.
Указанный выше нормативный запрет направлен на исключение
усиленного психологического воздействия рекламы тех или иных
лекарственных средств и методов лечения на граждан-потребителей, которые
4
испытывают потребности в лечении соответствующих видов заболеваний (как у
себя, так и у своих детей).
Он установлен в связи с тем, что выборе лечения определенного
заболевания практикуется индивидуальный подход к каждому пациенту.
Лекарственное средство, которое подходит или помогает одному пациенту,
может не подойти или не помочь другому по целому ряду причин. Более того,
оно может быть противопоказано данному пациенту. Поэтому не важно, имеет
ли факт излечения либо улучшения состояния здоровья и зафиксирован ли он
лечебным учреждением, так как само по себе упоминание самого случая
(пускай и вымышленного) излечения или улучшения состояния здоровья в
рекламе лекарственного средства незаконно.
Кроме того, вопреки мнению ООО «Рекитт Бенкизр Хэлскэр», ссылка на
конкретный случай улучшения состояния здоровья не обязательно должны
иметь указания на индивидуально определяющие признаки лица,
воспользовавшегося объектом рекламирования. Для создания у потребителя
впечатления о том, что эффективность рекламируемого лекарственного средства
подтверждается другим потребителем, который ранее воспользовался
рекламируемым препаратом и получил положительный результат, достаточно
общего восприятия изображенного случая (ситуации) как имевшего место в
действительности.
Таким образом, упоминание в рекламе имени ребенка, которому якобы
помог «Нурофен для детей», его мамы, а также указание на город проживания в
своем целостном восприятии создает устойчивое впечатление, что в рекламе
использованы данные реально существующих лиц, и описываемый эффект
вследствие применения лекарственного средства имел место быть.
Кроме того, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о
том, что в построении рассматриваемой фразы четко отслеживается причинно-
следственная связь между приемом рекламируемого лекарственного средства и
улучшением состояния здоровья ребенка.
Так, в рекламе сначала описывается явное плохое самочувствие девочки
«Вдруг капризы. И не получается ничего. Ясно — температурит», далее
говорится о приеме объекта рекламирования: «Дала таблетку Нурофен», затем
приводится результат: «Снова отличница вернулась, прямо на глазах!».
По мнению ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр», в рассматриваемой рекламе
отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, так как
приведенная в рекламе история полностью является выдуманной,
изображенные в ней люди — актеры, а следовательно, в рекламе отсутствуют
ссылки на конкретные случае улучшения состояния здоровья ребенка.
Комиссия отклоняет данный довод, как основанный на неверном
толковании Обществом норм права. Используемые в рекламе ссылки на
отдельные случаи улучшения состояния здоровья или выздоровления не
обязательно должны быть реально свершившимися событиями. Для
установления в рекламе факта нарушения пункта 2 части 1 статьи 24 Закона о
рекламе достаточно создания в такой рекламе образов, основываясь на которых,
потребитель может воспринять изложенную в рекламе историю (пусть даже и
5
вымышленную) как произошедшую в действительности. Более того, никаких
подтверждений выдуманности спорной рекламы ответчиком не представлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что
содержащаяся в рекламе ситуация: «Сели делать уроки. Вдруг капризы. И не
получается ничего. Ясно — температурит. Дала таблетку Нурофен — снова
отличница вернулась, прямо на глазах! Светлана, мама Юлии, город Волжск»,
нарушает положение пункта 2 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за
нарушение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона о
рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно письменным и устным пояснениям ООО «Рекитт Бенкизер
Хэлскэр», рассматриваемая реклама размещалась в интересах Общества,
рекламный макет разрабатывался на основании договора, заключенного между
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» и ООО «ЕВРО Эр.Эс.Си.Джи». В дальнейшем
договор на размещение рекламного макета заключался Компанией «Рекитт
Бенкизер (ЕНА) Б.В.» с ООО «Форвард Медиа Групп» через ряд рекламных
агентств.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются пердставленными в
материалы дела копиям договоров: Договором № Е-КНС/2010/04/01 от
01.04.2010, заключенным между ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» и ООО
«ЕВРО Эр.Эс.Си.Джи» (в настоящее время — ООО «Хавас Вордлайн») (далее
— Договор 1), и Приложением к нему от 01.04.2015; Агентским договором на
размещение рекламы RB в СМИ от 01.12.2009, заключенному между Рекитт
Бенкизер Хэлскэр Интернешнл Лимитед (в настоящее время - Компанией
«Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.») и ООО «Медиа Плэнинг Гупп» (в настоящее
время — ООО «Хавас Медиа») (далее — Договор 2); Договором № 01/01-65 от
01.01.2008, заключенным между ООО «Медиа Плэнинг Гупп» (в настоящее
время — ООО «Хавас Медиа») и ЗАО «Издательство Семь дней» (далее —
Договор 3).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 1, ООО «Рекитт Бенкизер
Хэлскэр» (именуемое в рамках договора рекламодателем) назначает ООО
«Хавас Вордлайн» в качестве рекламного агентства Общества в Российской
Федерации в отношении продуктов, в числе которых также содержится
«Нурофен для детей».
Согласно пункту 2.1 Договора 1, ООО «Хавас Вордлайн» услуги,
оказываемые рекламодателю, включают в себя, в том числе, следующие:
• создание рекламных идей (для телевизионной, печатной (макеты в прессу,
наружная реклама, материалы на местах продаж) и радио рекламы), а
также их иллюстрирование на схематическом уровне, формулировка
рекламных планов, стратегий и кампаний, основанных на маркетинговых
планах ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр»;
• написание рекламных текстов;
6
• доработка рекламных материалов и передача их для размещения в
соответствующие СМИ и иные средства рекламы;
• дизайн, иллюстрирование и художественное оформление рекламных
материалов;
• переработка рекламных материалов, подготовленных ООО «Рекитт
Бенкизер Хэлскэр» или другими лицами, для ООО «Рекитт Бенкизер
Хэлскэр», в частности: редактирование, переработка или доработка
рекламных материалов для приведения их в соответствие нормативным
требованиям на территории Российской Федерации, и адаптации под
предполагаемую аудиторию; перевод любых зарубежных рекламных
материалов на русский язык;
• иные рекламные, маркетинговые, согласованные сторонами в смете затрат
или иных приложениях к Договору 1.
В соответствии с Приложением к Договору 1, ООО «Хавас Вордлайн»
осуществляет разработку креативной концепции, в том числе, для продукции
«Нурофен».
Кроме того, факт того, что лицом, осуществляющем реализацию на
территории Российской Федерации лекарственного средства «Нурофен для
детей», является ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» подтверждается указанием в
упомянутой выше Инструкции на представителя в России - ООО «Рекитт
Бенкизер Хэлскэр».
Таким образом, лицом, определившим объект рекламирования, является
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр». Также установлено, что сама по себе реклама
распространялась в интересах данного Общества и в целях продвижения
продукции, реализуемой на территории Российской Федерации именно
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр». Данный вывод Комиссии Московского УФАС
России не оспаривается Обществом и иными лицами, участвующими в деле.
Однако, как указано выше, непосредственные действия по доведению
рассматриваемой рекламы до потребителя осуществлялись Компанией «Рекитт
Бенкизер (ЕНА) Б.В.», ООО «Хавас Медиа», ЗАО «Издательство Семь дней» на
основании указанных выше договоров.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Договора 2 ООО «Хавас Медиа»
обязуется за вознаграждение совершать по поручению Компании «Рекитт
Бенкизер (ЕНА) Б.В.» юридические и иные действия от своего имени, но за
счет Компании «Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.», в том числе, заключать договора
на размещение рекламы Компании «Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.» в средствах
массовой информации на территории Российской Федерации в течении срока
действия Договора 2.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора 3, ЗАО «Издательство Семь дней»
размещает рекламные материалы клиентов ООО «Хавас Медиа», в том числе в
журнале «Коллекция Караван историй».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе,
рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее
распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
7
использованием любых средств.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России установлено, что
исполняя обязанности по вышеперечисленным договорам, Компания «Рекитт
Бенкизер (ЕНА) Б.В.», ООО «Хавас Медиа», ООО «Медиа Продакшн»,
ООО «Форвард Медиа Групп» фактически осуществляли функции
рекламораспространителей, то есть участвовали в распространении
рассматриваемой рекламы, а равно непосредственно совершали действия,
направленные на доведение рекламы до неопределенного круга лиц-
потребителей такой рекламы.
На основании изложенного и принимая во внимание вышеизложенные
обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия
Московского УФАС России приходит к выводу о том, что
рекламораспространителями спорной рекламы являются Компания «Рекитт
Бенкизер (ЕНА) Б.В.», ООО «Хавас Медиа», ЗАО «Издательство Семь дней».
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения
выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное
правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения
ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении
договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на
основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений,
выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой
ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом
способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о
рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных
заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр»,
Компании «Рекитт Бенкизер (ЕНА) Б.В.», ООО «Хавас Медиа», ЗАО
«Издательство Семь дней» предписаний о прекращении (недопущении
дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а
именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения
8
Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского
УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» нарушившим пункт 2 части
1 статьи 24 Закона о рекламе в связи с распространением в журнале «Мой кроха
и я» № 10/2015 ненадлежащей рекламы «Нурофен для детей» следующего
содержания: «НУРОФЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАСЛУЖИЛ ДОВЕРИЕ МАМ; Сели
делать уроки. Вдруг капризы. И не получается ничего. Ясно — температурит.
Дала таблетку Нурофен — снова отличница вернулась, прямо на глазах!
Светлана, мама Юлии, город Волжск», в которой содержится указание на
конкретный случай излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья
человека в результате применения объекта рекламирования.
2. В остальной части производство по делу прекратить в связи с
неподтверждением в ходе рассмотрения дела факта нарушения.
3. Выдать ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр», Компании «Рекитт Бенкизер
(ЕНА) Б.В.», ООО «Хавас Медиа», ЗАО «Издательство Семь дней»
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
4. Передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.
Председатель Комиссии Н.В. Орлов
Члены Комиссии А.А. Устинова
В.Н. Никитухина
Исполнитель: Уварова Н. С., тел. 8 (495) 784-75-05 (доб. 159)
9

Связанные организации

Связанные организации не указаны