Решение б/н Решение и предписания по делу № 06-03-12/15 в отношении ИП М... от 7 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E по делу № 06-03-12/15

 

04 июля 2012 года                                                                                                  г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – Чеченина С.А.,

члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.

 

рассмотрев материалы дела №06-03-12/15  от 07.06.2012г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии  ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1)  и в отсутствии  лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Малыгина С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>), не получает корреспонденцию.

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области был проведен мониторинг рекламы, распространяемой в печатных изданиях, и  выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

 

В  №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» распространялись рекламные статьи «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом».

 

В статье «Каменное масло -  горный целитель» сказано, что при употреблении  каменного масла наблюдается улучшение зрения, нормализация веса тела, уменьшение седины и улучшения структуры волос. Кроме того в подразделе статьи « А вот, что говорят люди о каменном масле» сказано: «В одной из сибирских больниц отобрали группу из 12 человек с особо сложными переломами  и 3 раза в день давали эликсир каменное масло …. рентген показал, что у больных началось нарастание костной ткани…. Никаких побочных явлений не было. Имеется хороший клинический опыт лечения  язвенной болезни желудка каменным маслом…». Далее описывается отзыв врача терапевта Галины Петровой: « В 18 лет мне врачи поставили диагноз «Сахарный диабет II типа инсулинозависимый». Сахар крови постоянно скакал, общее состояние было нестабильным, зрение резко падало… Коллега по работе посоветовала начать прием каменного масла. Я воспользовалась рекомендацией и спустя время стала чувствовать себя бодро, сахар в крови нормализовался, зрение улучшилось».

 

В статье «Живица кедровая с каменным маслом» сказано: «…Теперь с помощью живицы с добавлением каменного масла можно быстрее помочь при инфекционных, воспалительных и бактериальных процессах, болезнях печени и поджелудочной железы, заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, неподвижности суставов, варикозном расширении вен, хронической усталости, гинекологических нарушениях у женщин, половом бессилии у мужчин и многом другом.»

 

Далее приводятся письма граждан: «Хочу поделиться: у меня был хронический цистит и проблемы по гинекологии. Я купила и стала пить живицу на каменном масле. В первые три дня прошел цистит….А вот нарушение по женской части пришлось лечить подольше, почти три месяца…Но я довольна результатом.. .Спасибо огромное за это чудесное средство!»,

 

«Мы с подругой разошлись во мнениях. Она утверждает, что употребление природных средств без медикаментозных препаратов вредит здоровью. Я же хочу доказать обратное, что есть средства, которые являются чуть ли не панацеей от многих болезней. Попробовав кедровую живицу на каменном масле, я избавилась от экземы…вылечила герпес….».

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Согласно части 1 статьи 25 Закона о рекламе,  реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

 

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

 

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

 

В соответствии с пунктом  2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.

 

Согласно пункту 4  статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 

Рекламные статьи , размещенные  в №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначены для неопределенного круга лиц; преследуют строго заданные цели информирования   и   продвижение продукции - «Каменное масло -  горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом», побуждают воспользоваться данными  продуктами.

 

Объектами рекламирования является продукция: «Каменное масло -  горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».

 

Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что текст рекламных сообщений свидетельствует о намерении рекламораспространителя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам  именно как к средствам лекарственного воздействия на организм человека.

 

Согласно  Федеральному реестру (в сети  Интернет http://obad.ru) биологически активная  добавка (далее - БАД) «Живица кедровая», номер свидетельства: 77.99.23.3.У.6331.609 от 24.06.2009, область применения  БАД в пищевой промышленности при производстве биологически активных добавок к пище.

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

 

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

 

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

 

«Живица кедровая» является  биологической  активной добавкой к пище, но не  лекарственным препаратом.

 

«Каменное масло - горный целитель» отсутствует в Федеральном реестре БАД и в государственном реестре лекарственных средств (в сети  Интернет http://grls.rosminzdrav.ru).

 

В соответствии с пунктом  2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах.

 

Таким образом, данные продукты как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для распространения иных сведений об указанной продукции, кроме как имеющихся в сертификатах соответствия на рекламируемые товары.

 

По запросу УФАС по Мурманской области ИП Малыгин С.В. не представил  регистрационные  удостоверения, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения  на «Каменное масло - горный целитель» и «Живица кедровая с каменным маслом».

 

Кроме того,   индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. не направил  объяснений и  заявлений  на определение УФАС по Мурманской области о возбуждении дела №06-03-12/15 по признакам нарушения рекламного законодательства РФ о рекламе.

 

Представитель ООО «Комсомольская правда-Арктика» в ходе заседания сообщил, что рекламодатель сознательно шел на нарушения Закона о рекламе.

 

Сотрудники Мурманского филиала ЗАО  «ИД» «Комсомольская правда»» и ООО «Комсомольская правда-Арктика»  неоднократно предупреждали рекламодателя о том, что его рекламные статьи  содержат признаки нарушения рекламного законодательства и что ответственность за данные нарушения несет рекламодатель. Однако рекламодатель настаивал на первоначальном тексте макета рекламы и согласовывал его со следующей фразой: «Макет согласован, печать без изменений. В случае предъявления претензий по данному макету со стороны контролирующих органов ответственность несет ИП Малыгин С.В.»

 

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комсомольская правда «Арктика»», участвующего в рассмотрении, приходит к выводу о том, что данные рекламные статьи нарушают  требования части 1 статьи 25, пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона о рекламе   являются недостоверными и ненадлежащими.

 

Согласно договору возмездного оказания услуг на размещение рекламы №30 от 01.04.2011г. заказал  публикацию рекламы «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом» индивидуальный предприниматель Малыгин С.В., разместил в газете «Ва.Банкъ» рекламу заказчика Мурманский Филиал закрытого акционерного общества «Издательский  дом «Комсомольская правда».

 

            Мурманский филиал ЗАО «ИД «Комсомольская правда» представило письмо, из которого следует, что учредителем газеты «Ва.Банкъ» является – ООО «Комсомольская правда – Арктика». Между ООО «Комсомольская правда – Арктика» и ЗАО «ИД «Комсомольская правда» Мурманский филиал, заключен договор на размещение  рекламы (информационных сообщений) в газете «Ва.Банкъ». По данному договору ЗАО «ИД «Комсомольская правда» осуществляет действия по поиску клиентов,  согласованию с ними условий размещения рекламы в издании, прием от клиентов  оригинал-макетов, размещение рекламы в издании.

 

Рекламораспространителем является ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1).

 

В соответствии с пунктом 6 и  7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5  Закона возложена  на рекламодателя.

 

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Малыгин С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>).

 

Таким образом, ИП Малыгин С.В.  сознательно разместил рекламные статьи  «Каменное масло - горный целитель», «Живица кедровая с каменным маслом», в  №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5  Закона о рекламе.

 

Доказательств прекращения ненадлежащей рекламы в заседание Комиссии не представлено.

 

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного федерального закона является  реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

 

Требование законодательства не допускать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники служат целям защиты потребителя от недобросовестной рекламной информации,  и направлено  на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.

 

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку   создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей,  распространяющих продукцию не имеющую ничего общего с лекарственными препаратами, и подвергает опасности здоровье населения.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламную статью  «Каменное масло - горный целитель размещенную в  №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

 

2. Признать рекламную статью  «Живица кедровая с каменным маслом», размещенные в  №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ» недобросовестной и  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

 

3. Выдать предписание   ИП Малыгину С.В. и ООО «Комсомольская правда – Арктика»  о прекращении распространения рекламы с нарушением пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малыгина С.В.

 

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.06. 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   04.06. 2012  года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

04.07.2012 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – Чеченина С.А.,

члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.

 

на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании  рекламных статей: «Каменное масло -  горный целитель»  и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в   №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Рекламодателю – индивидуальному предпринимателю Малыгину С.В. (ИНН183401942022, Челябинская область, г. Троицк, <…>) прекратить размещение рекламных статей: «Живица кедровая с каменным маслом» и  «Каменное масло -  горный целитель», с нарушением требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ во всех средствах массовой информации.

 

А именно исключить возможность рекламирования продуктов не зарегистрированных как лекарственные средства с указанием в рекламе  на их лечебное, профилактическое и иное восстановительное воздействие на организм человека, с указанием на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, с указанием исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

 

2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

04.07.2012 года                                                                                         г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в составе:

председатель комиссии – Чеченина С.А.,

члены комиссии: главный специалист-эксперт Мороз С.В., ведущий специалист-эксперт Ермакова М.Е.

 

на основании своего решения от 26.06.2012 года по делу № 06-03-12/15 о признании  рекламных статей: «Каменное масло -  горный целитель»  и «Живица кедровая с каменным маслом», размещенных в   №3(818) от 21.01.2012 на стр. 12 и  в  № 5 (820) от  04.02.2012 на стр.11, еженедельной газеты «Ва.Банкъ», недобросовестной и  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Рекламораспространителю  ООО «Комсомольская правда – Арктика» (ИНН 5191314170,183038, г. Мурманск ул. Володарского, д.1) прекратить размещение рекламных статей: «Каменное масло -  горный целитель»  и «Живица кедровая с каменным маслом», с содержанием макета,  представленного  ИП Малыгиным С.В. и  обеспечить соблюдение требований пунктов 1,2,5 части 1 статьи 25  и пункта  2 части 3 статьи 5,  пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ.

 

2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС   по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны