Решение №АБ/15518/20 Решение от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

АО «ЦКТИА»

 

 

АО ИК «АСЭ»

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

052/07/3-1899/2020


 

24 сентября 2020 года                                                                  город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

заместителя председателя комиссии

- <...>

-

члена комиссии

- <...>

-

члена комиссии

при участии:

 

 

- <...>

-

представителя АО «ЦКТИА» (доверенность),

- <...>

 

- <...>

-

 

-

представителя АО ИК «АСЭ» (доверенность),

представителя АО «ОКАН» (доверенность),

рассмотрев жалобу акционерного общества «Центральный конструкторско-технологический институт арматуростроения» (далее – АО «ЦКТИА», заявитель, Общество) на действия закупочной комиссии акционерного общества Инжиниринговой компании «Атомстройэкспорт» (далее также – АО ИК «АСЭ», заказчик, организатор торгов) при осуществлении закупки (номер извещения <...>),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба АО «ЦКТИА» на действия закупочной комиссии при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку товара по лоту №15639/495 Руп 1,2/П-20 «Поставка клапанов двойных обратных DN100 для сооружения энергоблоков № 1,2 АЭС «Руппур» (номер извещения <...> ).

При обращении в антимонопольный орган заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО ИК «АСЭ».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу АО «ЦКТИА» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 15.09.2020 15:00 (уведомление о поступлении жалобы от 10.09.2020 № ОШ/14388/20). Заседание Комиссии откладывалось на 23.09.2020 15:00 (уведомление от 18.09.2020 № ЛШ/14859/20).

В свою очередь, АО ИК «АСЭ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения открытого одноэтапного запроса предложений, а также возражения на жалобу АО «ЦКТИА».

23.09.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы АО «ЦКТИА» на действия АО ИК «АСЭ» (объявлен перерыв до 12:00 24.09.2020).

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

    • Закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утверждёнными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 09 октября 2019 года № 211), с учётом приказов генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2017 № 1/267-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 10.07.2019 № 1/691/П), от 27.02.2020 № 1/191 П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 01.08.2019 № 1/787-П), с учётом приказа Госкорпорации «Росатом» от 08.04.2020 № 1/357-п об установлении особых условий проведения закупок с предупреждением завоза и распространения коронавирусной инфекции.

      Между тем в соответствии со статьёй 10.3 Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, УО, закупочной комиссии, оператора ЭТП осуществляется в антимонопольном органе или судебном порядке в соответствии с законодательством.

      В связи с этим Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данная жалоба должна быть рассмотрена в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, АО «ЦКТИА» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель жалобы считает, что закупочная комиссия неправомерно отказала АО «ЦКТИА» в допуске к дальнейшему участию в закупке, что противоречит действующему законодательству.

Организатор торгов возражает против доводов жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 052/07/3-1899/2020, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

1) 16.04.2020 заказчиком на сайте www.zakupki.rosatom.ru размещено извещение о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку товара по лоту №15639/495 Руп 1,2/П-20 «Поставка клапанов двойных обратных DN100 для сооружения энергоблоков № 1,2 АЭС «Руппур», номер извещения <...>, и закупочная документация

Начальная (максимальная) цена договора – 99 997 000,42 рублей.

2) В соответствии с пунктом 12 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.

Предмет закупки – поставка клапанов двойных обратных DN100 для сооружения энергоблоков №1,2 АЭС «Руппур» (Народная республика Бангладеш) для исполнения обязательств заказчика, АО АСЭ, по Контракту от 25.12.2015 № 77-258/1414800 на сооружение АЭС «Руппур», энергоблоки №1 и №2, заключенного с Бангладешской комиссией по атомной энергии.

Следовательно, рассматриваемый открытый одноэтапный запрос предложений в электронной форме проводится не в рамках Закона о закупках.

3) До 07.07.2020 поступили заявки от трёх участников закупки: АО «ЦКТИА», ООО «АКТАН» и АО «ОКАН».

21.07.2020 закупочная комиссия рассмотрела заявки участников закупки на отборочной стадии, что зафиксировано в протоколе № 15639/495 Руп1,2/П-20-1.

В соответствии с частью 1 статьи 6.2.4 Единого отраслевого стандарта закупок (далее – ЕОСЗ) и пункта 7.5 части 2 Тома 1 закупочной документации направить запросы по уточнению заявок на участие в открытом запросе предложений.

26.08.2020 состоялась процедура по рассмотрению заявок на отборочной стадии по запросу предложений (протокол № 15639/495 Руп1,2/П-20-2).

АО «ЦКТИА» отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке на основании части 1 статьи 6.2.4 ЕОСЗ, подпункта б) пункта 8.3 части 2 Тома 1 закупочной документации, а именно:

- Опыт изготовителя не соответствует требованиям закупочной документации подпункта 3.3, пункта 3, раздела 2 Части 1, Тома 1. Не предоставлены документы, подтверждающие передачу изготовленного оборудования в 2017-2020 годы, составленные в рамках договора для финансовой отчетности, подписанные сторонами договора, содержащие сведения, соответствующие требованиям ЗД. (Не представлены:-документы, подтверждающие передачу изготовленного оборудования, составленные в рамках договора для финансовой отчетности, подписанные сторонами договора, содержащие следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования; класс безопасности изготовленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП 001 97) и/или НП-001-15; количество изготовленного оборудования.; Представленные ЦКТИА документы не являются такими документами т.к.: Представленная товарная накладная ТОРГ-12 № 136 от 30.08.2016 не является таким документом, поскольку она подписана сторонами Договора до окончания процесса изготовления оборудования (как указано выше, изготовление завершено в 2017 году), в связи с чем не может подтверждать факт передачи заказчику (ЦКТИА) по Договору изготовленного оборудования. Представленные в ответ на дозапрос товарно-транспортные накладные также не являются такими документами, т.к. указанные в ЗД документы подлежат подписанию сторонами Договора, а ТТН подписана заказчиком по Договору и экспедиторской компанией).

Согласно пункту б части 1.1 статьи 5.1 Единого отраслевого стандарта закупок, при подготовке к проведению закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в случаях установленных Стандартом – к субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям, в том числе в части прохождения аудита достоверности данных, проводимого в установленном распорядительным документом генерального директора Корпорации порядке, критерии отбора и оценки заявок участников закупки, значение таких критериев и величины их значимости (если порядком проведения закупки предусмотрена оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке) (в соответствии с приложением № 10).

Особенности установления требований для закупок оборудования, относящегося к важным для безопасности элементам ОИАЭ 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также оборудования, имеющего обязательный контроль изготовления и оценку соответствия в форме приемки по планам качества, разрабатываемого в соответствии с НП-071, предусмотрены в подразделе 1.3 раздела 1 Главы 1 приложения № 10 к ЕОСЗ.

В силу пункта 3.3 подраздела 1.3 раздела 1 Главы 1 приложения № 10 к ЕОСЗ при закупке указанного оборудования в документации должно быть установлено требование о наличии опыта изготовителя, а именно:

«Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 20__-20__ гг. (последние 3 года) работы по изготовлению ____ (вправе указать вид/тип оборудования согласно предмету закупки) оборудования 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по _____ (указываются федеральные нормы и правила в зависимости от ОИАЭ, на безопасность которого влияет предлагаемое оборудование) не менее_____ (если закупается 1 (одна) единица оборудования указывается «не менее 1 (одной) единицы»; если закупается более 1 (одной) единицы оборудования вправе указать в количестве не более 40% единиц оборудования от общего объема закупки, либо в денежном выражении, но не более 40% от стоимости оборудования в соответствии с НМЦ)».

На основании указанной нормы ЕОСЗ в подпункте 3.3 пункта 2.1.1 части 1 Тома 1 закупочной документации установлено требование о наличии у изготовителя оборудования опыта изготовления, а именно:

«Наличие опыта изготовления:

Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2017-2020 гг. работы по изготовлению не менее 1 единицы арматуры обратной 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности по ОПБ-88/97 (НП-001-97) и/или НП-001-15».

Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям:

справка об опыте выполнения договоров (Таблица 2 Формы 5 подраздела 5.1) с обязательным приложением копий следующих документов:

документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

реквизиты договора (номер и дата);

перечень изготовленного оборудования;

класс безопасности изготовленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97) и/или НП-001-15;

документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

реквизиты договора (номер и дата);

перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

класс безопасности изготовленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97) и/или НП-001-15;

количество изготовленного оборудования.

документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения:

наименование изготовителя;

подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции, за исключением случая, если договором между заказчиком по договору и изготовителем не предусмотрено привлечение такого уполномоченного органа.

Если оценка соответствия оборудования осуществлялась в форме подтверждения соответствия (обязательной сертификации) – действующий сертификат соответствия в области использования атомной энергии или в системе ОИТ; при этом на момент подачи заявки срок, прошедший с момента выдачи сертификата соответствия на партию оборудования и единичные изделия не должен превышать трех лет».

В составе заявки АО «ЦКТИА» представлена справка об опыте, согласно которой в качестве опыта изготовления указано 8 единиц оборудования по договору поставки затворов обратных № 2909-ЭМК от 29.09.2015, заключенному между ООО «Энергомашкапитал» (поставщик) и ЗАО «ЦКТИА» (покупатель) (далее - Договор),

Согласно представленным планам качества приемочные инспекции на оборудование завершены в 2017 году: 2017 годом датированы контрольные точки «Приемочная инспекция», подписаны УО АО АСЭ – представителями ФГУП ВО «Безопасность».

Таким образом, изготовление оборудования завершено в 2017 году. Данный вывод основан на позиции Арбитражного комитета АО ИК «АСЭ», изложенной в представленном заключении Арбитражного комитета АО ИК «АСЭ» от 11.06.2020 № 40-202/271-ПрК.

Вместе с тем, АО «ЦКТИА» с учётом ответа на дозапрос не представлены документы, подтверждающие передачу изготовленного оборудования, содержащие в том числе количество изготовленного оборудования.

Довод заявителя о том, что датой приобретения ООО «ЭнергомашКапитал» (заявленного АО «ЦКТИА» в качестве изготовителя) опыта являются 29.03.2017 и 17.10.2017, является необоснованным.

Представленная товарная накладная ТОРГ-12 № 136 от 30.08.2016 не является подтверждающим документом, исполнения поставок, поскольку она подписана сторонами Договора до окончания процесса изготовления оборудования (как указано выше, изготовление завершено в 2017 году), в связи с чем не может подтверждать факт передачи заказчику (ЦКТИА) по Договору изготовленного оборудования.

Данный факт не соответствует условиям Договора: согласно пункту 4.7 Договора товарная накладная на поставку оборудования по форме ТОРГ-12 подписывается одновременно с подписанием транспортной накладной и подтверждает приёмку оборудования по количеству грузовых мест и внешнему состоянию упаковки. Между тем как следует из представленных документов, ТОРГ-12 подписана сторонами 30.08.2016, в то время как ТТН подписаны в 2017 году (31.03.2017, 26.09.2017, 17.10.2017).

Представленные товарно-транспортные накладные также не являются такими документами, т.к. указанные в закупочной документации документы подлежат подписанию сторонами Договора, а ТТН подписана заказчиком по Договору и экспедиторской компанией.

Таким образом, АО «ЦКТИА» не подтвердило соответствие изготовителя ООО «Энергомашкапитал» установленным требованиям закупочной документации, так как представлены не все требуемые согласно закупочной документации документы.

В силу пункта 8.1 раздела 1 приложения 312 к ЕОСЗ в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям.

При таких обстоятельствах, принимая о внимание, что представленными в составе заявки АО ЦКТИА» документами в установленном подпунктом 3.3 пункта 2.1.1 раздела 2 порядке не подтверждено обладание изготовителем необходимым опытом изготовления оборудования, у закупочной комиссии имелись предусмотренные подпунктами б) пункта 8.3 части 2 тома 1 закупочной документации основания для отказа заявителю в допуске к участию в запросе предложений.

В связи с этим довод заявителя о том, что представленные АО «ЦКТИА» в подтверждение опыта ТТН об отгрузке оборудования были отклонены закупочной комиссией незаконно, является необоснованным.

При этом, подав заявку на участие в закупке, Общество согласилось с соответствующими условиями закупочной документации, а, следовательно, не усматривало в таких условиях положений, нарушающих его законные интересы.

Установление в закупочной документации требований к участникам закупки, к самому предмету закупки, определение договорных условий естественным образом ограничивает количество участников закупки, поскольку не все потенциальные участники закупочной процедуры способны своевременно и полно удовлетворить потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупочной процедуры, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, нарушение равноправия, справедливости, создание дискриминации, поскольку данные требования устанавливаются в равной степени для всех потенциальных участников и не создают отдельным лицам преимущественных условий участия в процедуре закупки.

При этом следует обратить внимание на то, что требования о наличии опыта изготовления были установлены в равной мере для всех участников закупки.

Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов) относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Атомные станции в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» относятся к объектам использования атомной энергии. В связи с этим, осуществляя закупку оборудования для сооружения объекта, являющемся особо опасным, заказчик не может ставить своей целью максимальное расширение круга лиц, поскольку не все организации или физические лица способны своевременно и полно удовлетворить требования заказчика (в том числе по безопасности для населения и территории) при строительстве особо опасного объекта.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы АО «ЦКТИА».

4) 02.09.2020 состоялось заседание закупочной комиссии по подведению итогов по запросу предложений (протокол № 15639/495 Руп1,2/П-20-3).

Победителем закупки признано ООО «АКТАН». Цена заявки – 98 880 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

 

решила:

 

Признать жалобу акционерного общества «ЦКТИА» на действия акционерного общества Инжиниринговой компании «Атомстройэкспорт» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку товара по лоту №15639/495 Руп 1,2/П-20 «Поставка клапанов двойных обратных DN100 для сооружения энергоблоков № 1,2 АЭС «Руппур», номер извещения <...>, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                <...>

 

Члены комиссии                                                                                 <...>

                          

                           <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

АО "ИК АСЭ"
ИНН 5260214123, ОГРН 1075260029240
АО "ЦКТИА"
ИНН 7707503259, ОГРН 1037739903552