Решение №ОШ/6740/20 Решение по делу от 13 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/4-841/2020

 

07 мая 2020 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

  • <...>  – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

  • <...> – представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (по доверенности от 30.04.2020),

  • <...> - представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (по доверенности от 30.04.2020),

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о рассмотрении жалобы,

рассмотрев 07 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стопаком» на действия федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку индикаторов биологических для Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в городском округе город Арзамас, Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском районах, городском округе город Первомайск» (Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области №1») по адресу: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Жуковского д. 11/2 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009085820),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 28.04.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стопаком» (далее – заявитель, ООО «Стопаком») на действия федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (далее – заказчик, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку индикаторов биологических для Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в городском округе город Арзамас, Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском районах, городском округе город Первомайск» (Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области №1») по адресу: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Жуковского д. 11/2 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009085820) (далее – запрос котировок).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», выразившихся в установлении конкретных требований к Индикаторам биологическим для контроля воздушной стерилизации, направленных, по мнению ООО «Стопаком», на победу в закупке определенного участника. Как полагает заявитель, индикаторы биологические для контроля воздушной стерилизации, содержащие высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G, изготавливаются только одним производителем — ООО «НПФ Винар», что ограничивает конкуренцию.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Стопаком» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 07.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 28.04.2020 № ОШ/5922/20).

В свою очередь, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса котировок, а также возражения на жалобу ООО «Стопаком».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

07.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Стопаком» на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Стопаком» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» 16.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009085820) извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку индикаторов биологических для Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» в городском округе город Арзамас, Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском районах, городском округе город Первомайск» (Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области №1») по адресу: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Жуковского д. 11/2.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (далее также – Положение).

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом в силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

    1. в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением установленных законом случаев.

Согласно пункту 2 Технического задания (Раздел 4 Документации) к подлежащим поставке Индикаторам биологическим для контроля воздушной стерилизации заказчиком предъявлены следующие требования:

«Соответствие ГОСТ ISO 11138-1-2012 «Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Технические требования».

Технические характеристики товара, нерегламентируемые ГОСТ, техническим регламентом, национальным стандартом, но актуальные для Заказчика:

Индикатор биологический предназначен для контроля воздушной стерилизации.

Представляет собой инсулиновый флакон, содержащий высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G.

Показатели устойчивости биологического индикатора к действию сухого горячего воздуха температурой (160±2)ºС отвечающие следующим показателям:

- время выживания спор: [не менее 4 мин];

- время гибели спор: [не более 30 мин].

В один комплект поставки входит:

1. Индикатор биологический: не менее 6 штук;

2. Стерильная питательная среда;

3. Пакет со стерильным флаконом и резиновыми пробками;

      1. Шприц (с иглой) однократного применения».

Требования заказчика к содержанию в индикаторе высушенных спор именно тест-культуры — Bacillus Licheniformis штамм G обусловлены следующим.

Согласно «ГОСТ ISO 11138-1-2012. Межгосударственный стандарт. Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Технические требования» (далее — ГОСТ ISO 11138-1-2012) биологические индикаторы используются для оценки эффективности процесса стерилизации медицинской продукции и других целей.

Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ ISO 11138-1-2012 тест-микроорганизмы должны принадлежать к определенному штамму, взятому из обязательной коллекции культур, и однозначно идентифицироваться с эталонным номером этой коллекции культур.

Как указано в пункте 1.2 Методических указаний по контролю работы паровых и воздушных стерилизаторов, утвержденных Минздравом СССР от 28.02.1991 № 15/6-5 (далее — Методические указания), контроль осуществляют физическим, химическим и бактериологическим методами. Для контроля используют средства измерения температуры, давления, времени, химические тесты, термохимические индикаторы и биотесты.

Бактериологический метод контроля согласно пункту 4.1 Методических указаний предназначен для контроля эффективности работы стерилизаторов на основании выявления гибели спор тест - культур.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Методических указаний биотесты для контроля работы воздушных стерилизаторов представляют собой упакованные носители, перечисленные в пункте 4.3.1, кроме того могут быть применены в качестве носителя диски из фильтровальной бумаги (ГОСТ 12026-76), содержащие высушенные споры тест - культуры Bacillus licheniformis штамм G.

При анализе закупочной документации Комиссией антимонопольного органа установлено, что заказчиком при описании предмета закупки, в том числе по пункту 2 Технического задания (Раздел 4 Документации) не предъявлено требований к производителю или товарному знаку поставляемой продукции, которые могли бы повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Требование о содержании в индикаторах биологических для контроля воздушной стерилизации высушенных спор Bacillus Licheniformis штамм G обосновано ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» в ходе рассмотрения дела и не привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при проведении запроса котировок.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в целях участия в запросе котировок поданы три заявки со следующими предложениями о поставке индикаторов биологических для контроля воздушной стерилизации, содержащих высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G:

  • ИП Евтодиенко А.Г. - индикатор контроля воздушной стерилизации биологический одноразовый iPACK BIO-DRY (АЙПАК БИО-ДРАЙ) (содержащий высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д);

  • ГУП «Московский городской центр дезинфекции» - индикаторы биологические для контроля воздушной стерилизации БИК-ИЛЦ, производитель - ГУП МГЦД (содержащий высушенные споры Bacillus licheniformis штамм G ВКМ В-1711Д);

  • ООО «Торговый дом «Винар-М» - индикатор биологический одноразовый для контроля воздушной стерилизации «БиоТЕСТ-В-ВИНАР», 6 (содержащий высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G).

Таким образом, довод ООО «Стопаком» об изготовлении индикаторов биологических для контроля воздушной стерилизации, содержащих высушенные споры Bacillus Licheniformis штамм G, лишь одним производителем и, как следствие, об ограничении таким образом конкуренции при проведении закупки Комиссия считает несостоятельным.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы ООО «Стопаком» обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стопаком» на действия федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку индикаторов биологических для Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в городском округе город Арзамас, Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском районах, городском округе город Первомайск» (Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области №1») по адресу: 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Жуковского д. 11/2 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009085820) признать необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Стопаком"
ИНН 7817092160, ОГРН 1197847181201
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области"
ИНН 5262136833, ОГРН 1055248048866