Решение №054/01/18.1-517/2023 жалоба ООО «АТ Авто» на действия организатора торгов арбитра... от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-517/2023

30 марта 2023 года                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АТ Авто» (далее – ООО «АТ Авто») (вх. № 4914/23 от 21.03.2023 г.) на действия организатора торгов арбитражного управляющего <...>при проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...>(лот № 4 - Грузовой фургон<...>(сообщение № 10610042 на ЕФРСБ),

в отсутствие <...>

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «АТ Авто») (вх. № 4914/23 от 21.03.2023 г.) на действия организатора торгов арбитражного управляющего <...> при проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...> (лот № 4 - Грузовой фургон <...>) (сообщение № 10610042 на ЕФРСБ).

Заявитель сообщает следующее.

02.03.2023 г. ООО «АТ Авто» была подана заявка на участие в торговой процедуре № 108346, ЭТП МЭТС, открытый аукцион по реализации имущества должника Ван Владимир Анатольевич - лот №4 Грузовой фургон <...>

К заявке были приложены и подписаны ЭЦП Генерального директора ООО «АТ Авто» <...> следующие документы:

-           ЕГРЮЛ ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830, от 25.02.2023 г.

-           Учредительные документы ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830 (Устав, свидетельства ИНН и ОРГН),

-           платежное поручение № 34 от 01.03.2023 г. оплаты заявителем ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830 задатка за участие в торгах со своего расчётного счета

-           Заявка на участие в торгах от ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830.

ООО «АТ Авто» в лице генерального директора <...> приняло участие в торгах, было сделано ценовое предложение 332 640 рублей, по результатам которого торги были завершены.

03.03.2023 г. в 9:31 организатор торгов арбитражный управляющий <...>опубликовал на ЭТП МЭТС протокол о результатах проведения открытых торгов по лоту № 4, согласно которому наиболее высокую цену в размере 332 640 рублей за имущество, составляющее Лот № 4, предложил участник<...>

10.03.2023 г. на электронную почту ООО «АТ Авто» поступило письмо от Юридическая Компания «ФЛАГМАН» с вложением договора купли-продажи, согласно которого Покупателем имущества по торгам (Грузовой фургон <...>) выступает физическое лицо - <...>.

Вышеназванные факты говорят о том, что при проведение торгов, организатором торгов <...>были допущены нарушения:

-           Заявка была подана юридическим лицом ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830 с приложением всех необходимых документов, организатором до торгов допущено и признано победителем физическое лицо <...> что говорит о том, что представленные в заявке документы организатором торгов не рассматривались.

-           Задаток за участие в торгах поступил со счета юридического лица ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830, организатором до торгов допущено и признано победителем физическое лицо <...>, при том, что согласно сложившейся практики (постановления ФАС Поволжского округа от 25.07.2014 № Ф06-13347/13 по делу № А65-24061/2012 и от 17.10.2013 № Ф06-9321/13 по делу № А65-29715/2012, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 № 19АП-2901/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 № 17АП-3151/13) оплата задатка третьим лицом за заявителя не допускается, допускается внесение задатка третьим лицом только в случае отсутствия в сообщение о торгах непосредственного запрета на такое внесение и прямого указания в платежном документе о внесение задатка о том, что он вносится за третье лицо (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.12.2016 № Ф01-5472/16 по делу № А17-583/2016, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 № Ф08- 3282/16 по делу № А32-10562/2011, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 № 14АП-10320/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 № 10АП-11242/16).

Следствием данных нарушение явилось то, что заявитель ООО «АТ Авто» ИНН 3123151830, выполнивший все требования и внесший задаток не был признан победителем торгов, а физическое лицо, не вносившее задатка за участие в торгах <...>  неправомерно была признана победителем.

Арбитражный управляющий <...> предоставил следующие возражения на доводы жалобы.

03.03.2023 г. состоялся аукцион по продаже имущества <...>

В соответствии с Протоколом о результатах проведения торгов от 03.03.2023 г. победителем аукциона по лоту № 4 (Предмет торгов: Грузовой фургон<...>) признана <...>

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «АТ Авто» (вх. № 4914/23 от 21.03.2023 г.) на действия организатора торгов арбитражного управляющего <...> при проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...>(лот № 4 - Грузовой фургон <...>) (сообщение № 10610042 на ЕФРСБ).

По существу предоставленной жалобы поясняю следующее:

1.         Отсутствия у антимонопольного органа полномочий по контролю за проведением торгов по продаже имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2).

Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П). Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление Пленума № 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.

Согласно пункту 42 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.

Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума № 2.

Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках. Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям проведения закупок.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).

Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве. Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

В данном случае антимонопольным органом осуществлен контроль за торгами, проведенными для продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину <...> Из материалов дела не следует, что продажа имущества физического лица могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитие на соответствующем товарном рынке. Такого рода доказательства у антимонопольного органа отсутствуют.

Наряду с указанными выводами стоит отметить, что торги, проведенные с нарушением требований статьи 110 названного Закона, могут быть оспорены заинтересованными лицами в порядке статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

2.         Злоупотребление правом со стороны заявителя.

Согласно протоколу №108346-МЭТС/4 до торгов было допущено двое участников:  <...><...>

Оба указанных лица были допущены до торгов как физические лица в связи с тем, что заявки на сайте https://m-ets.ru/ были заполнены непосредственно как физическими лицами, вследствие чего в автоматическом режиме торговой площадкой были сформированы протоколы участников торгов как физическими лицами. Генеральным директором ООО «АТ Авто» ОГРН 1073123008672 ИНН 3123151830 является <...> Финансовым управляющим было направлено предложение о заключении договора купли продажи как <...>, так и ООО «АТ Авто».

Согласно ст. 10 Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).<...>, являясь генеральным директором ООО «АТ Авто», заполнила заявку как физическое лицо, вследствие чего была допущена до торгов, однако, от заключения договора купли-продажи на текущий момент уклоняется как ООО «АТ Авто», так и <...>

Таким образом, финансовый управляющий полагает, что указанная жалоба не подлежит рассмотрению.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2020 г. по делу № А32-36440/2020 <...> месту жительства: 353225, Краснодарский край, ст-ца Васюринская, ул Садовая, 27) признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден <...>.

25.01.2023 года на сайте ЕФРСБ размещено объявление о проведении торгов                   № 10610042, согласно которому организатор торгов - арбитражный управляющий <...> объявил о проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...> (лот № 4 - Грузовой фургон <...>) (сообщение № 10610042 на ЕФРСБ).

Дата и время начала подачи заявок - 25.01.2023 12:00.

Дата и время окончания подачи заявок - 02.03.2023 12:00.

Дата и время торгов - 03.03.2023 08:00.

Согласно протоколу №108346-МЭТС/4 до торгов было допущено двое участников:  <...><...>

Согласно представленной информации, указанные лица были допущены до торгов как физические лица в связи с тем, что заявки на сайте https://m-ets.ru/ были заполнены непосредственно как физическими лицами, в следствие чего в автоматическом режиме торговой площадкой были сформированы протоколы участников торгов как физическими лицами.

При этом к заявке <...> были приложены документы на юридическое лицо.

В соответствии с Протоколом о результатах проведения торгов от 03.03.2023 г. победителем аукциона по лоту № 4 (Предмет торгов: Грузовой фургон <...>) признана <...>

<...>а является генеральным директором ООО «АТ Авто» ОГРН 1073123008672 ИНН 3123151830.

В связи с изложенными обстоятельствами финансовым управляющим было направлено предложение о заключении договора купли-продажи как Лукъянчиковой Анне Анатольевне, так и ООО «АТ Авто».

Таким образом, в указанных действиях отсутствует ограничение конкуренции.

Согласно п. 15 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Согласно абз. 2 п. 16 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания данного договора в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внешнего управляющего внесенный задаток ему не возвращается и внешний управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи предприятия участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.

Таким образом, в действиях организатора торгов арбитражного управляющего <...> при проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...> (лот № 4 - Грузовой фургон <...>) не усматривается нарушения порядка организации и проведения торгов.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС21-27706 от 26.04.2022 г. по делу № А34-2459/2020 суд указал, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС21-27706 от 26.04.2022 г. по делу № А34-2459/2020 осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования с точки зрения реализации целей Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц. Торги, проведенные с нарушением требований статьи 110 Закона о банкротстве, могут быть оспорены заинтересованными лицами в порядке статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае подана жалоба на торги, проведенные для продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к должнику Яковлевой Я.Н., что свидетельствует о том, что результаты торгов не способны оказать влияние на конкуренцию на товарном рынке.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «АТ Авто» (вх. № 4914/23 от 21.03.2023 г.) на действия организатора торгов арбитражного управляющего <...> при проведении открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества должника <...> (лот № 4 - Грузовой фургон <...>) (сообщение № 10610042 на ЕФРСБ) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны