Решение №054/06/54.3-2171/2021 ИП Квасов А.В. с жалобой на действия заказчика - ФГБУ «ННИИТ... от 8 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ №054/06/54.3-2171/2021

08 ноября 2021 года                                                                                                    г. Новосибирск

                        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<...>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист 1 разряда отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии подателя жалобы – ИП Квасова <...>;

в присуствии представителей заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России: <...> (по доверенности),

<...> (по доверенности),  

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Квасова А.В. на действия заказчика - ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме №0351100002321000293 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, размещенного в ЕИС 13.10.2021г., начальная (максимальная) цена контракта 28 572 264,90 руб.,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Квасов А.В. с жалобой на действия заказчика - ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме №0351100002321000293 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России.

Суть жалобы заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки не соответствует требованиям ФЗ №44-ФЗ.

1. В описании объекта закупки заказчиком установлены следующие этапы оказания услуг:

Услуги включают в себя 2 этапа:

1 этап - подготовительный этап оказания услуг, реализуемый сторонами контракта в срок не более 4 (четырех) часов, начиная с 00:00 часов 23.11.2021г. включает:

- прием и документальное оформление передаваемых в аренду исполнителю помещений и оборудования, необходимых для оказания услуг (с оформлением договора аренды недвижимого имущества и договора аренды оборудования), проекты указанных договоров прилагаются и являются неотъемлемыми частями настоящей документации, проведение мероприятий по подготовке помещений пищеблока к оказанию услуг. Доставку, установку оборудования и инвентаря исполнителя, необходимого для оказания услуг, согласование системы взаимодействия и отчетности с заказчиком в соответствии с условиями контракта.

2 этап - основной этап оказания услуг, реализация которого должна быть начата исполнителем не позднее одного часа после завершения подготовительного этапа оказания услуг.

Исходя из данного пункта описания объекта закупки, победитель должен в течении 5 часов провести предварительный этап и непосредственно приступить к оказанию услуг. По мнению подателя жалобы, заказчиком установлены нереальные сроки для проведения предварительного этапа.

2. В описании объекта закупки в разделе «Требования к используемым пищевым продуктам, материалам и оборудованию» заказчиком установлены следующие требования:

Исполнитель должен гарантировать, что продукты питания, которые использовались для организации питания пациентов, соответствует требованиям и нормам, установленным:

а) ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

б) ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

в) ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;

г) ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»;

д) ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;

е) ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»;

ж) ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

з) ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;

и) ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»;

к) ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»;

л) Иными нормативно-правовыми актами, нормативными и техническими документами.

По мнению подателя жалобы, данные требования противоречат требованиям к продуктам питания, установленным в приложении №1.1 «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг».

3. В разделе «Порядок оказания услуг» описания объекта закупки заказчиком установлено, что заказчик вправе с 08:00 до 13:00 часов новосибирского времени в день оказания услуги, включая выходные и праздничные нерабочие дни, изменить заявку для уточнения количества питающихся пациентов в отделениях стационара заказчика, с указанием их диет. При этом, податель жалобы заявил, что в соответствии с указанным пунктом, исполнитель будет нести дополнительные расходы, поскольку ему будет необходимо обязать своих сотрудников приступить к выполнению трудовых обязанностей в выходные и праздничные нерабочие дни.

4. В Описании объекта закупки (Приложение № 1 к документации) в разделе «Требования к используемым пищевым продуктам, материалам и оборудованию» указано, что продукты питания, которые использовались исполнителем для организации питания пациентов, должны соответствовать требованиям и нормам, установленным Техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС).

При этом, в Приложении №1.1 к описанию объекта закупки «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг» установлен перечень 84-х наименований пищевых продуктов и указаны ГОСТы для каждого вида продукта, которому он должен соответствовать. По мнению подателя жалобы, данные требования к пищевым продуктам противоречат друг другу.

5. По мнению подателя жалобы, п.«В» раздела «Требования к сбору, хранению и вывозу пищевых отходов» описания объекта закупки противоречит п. «Б» данного раздела.

6. В разделе «Требования, предъявляемые к хранению пищевой продукции» описания объекта закупки, заказчиком установлено: запрещается хранение на пищеблоке, в том числе на складе, продуктов с истекшим сроком годности. Нарушение условий хранения пищевой продукции, является основанием для применения заказчиком мер ответственности.

По мнению подателя жалобы, данное требование противоречит п.1 ст.715 ГК РФ, так как является вмешательством заказчика в хозяйственную деятельность исполнителя.

7. В разделе «Документы, подтверждающие качество и безопасность» описания объекта закупки заказчиком установлено требование о том, что для продукции, включенной в раздел II «Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299, требуется наличие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, подтверждением наличия такого документа будет являться наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах государств-членов).

Для продукции, включенной в «Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015г. №648, требуется наличие ветеринарного сопроводительного документа.

При этом, данное требование заказчика не может быть исполнено, поскольку в настоящее время все документы оформляются в электронном виде в автоматизированной системе «МЕРКУРИЙ».

8. В разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки заказчиком установлено, что исполнитель предоставляет весь комплекс услуг, необходимый для организации питания пациентов заказчика. При этом, в данном пункте заказчиком не расшифровано, что именно, подразумевает заказчик под словами «Весь перечень услуг».

9. В разделе «Порядок оказания услуг» описания объекта закупки заказчиком установлено, что исполнитель обязан оказывать услугу заказчику ежедневно на основании письменной заявки заказчика на приготовление лечебного питания. При этом, заказчиком не определено должностное лицо, ответственное за подачу заявок.

10. В разделе «Основной этап оказания услуг» описании объекта закупки заказчиком установлено, что передача исполнителем представителям заказчика готовых блюд, продуктов питания по приемам пищи, осуществляется в порядке, установленном контрактом, и в сроки, установленные «Графиком выдачи готовой продукции в отделения» заказчика (Таблица №2). При этом, в приведенном заказчиком в таблице №2 графике не указаны какие конкретно отделения и в какое время получают пищу.

11. В соответствии с п.3.2.3 проекта договора на возмещение коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (Приложение №4 к приложению №1.4 описания объекта закупки) в случае необходимости проведения текущего ремонта, вызванного повреждениями вследствие эксплуатации предоставленного помещения, исполнитель обязан произвести ремонт занимаемого помещения. При этом, в данном пункте не конкретизировано состояние помещения, при наступлении которого исполнитель обязан произвести ремонт занимаемого помещения, что позволяет учреждению (ННИИТ) предъявлять субъективные требования к необходимости проведения текущего ремонта помещения. По мнению подателя жалобы, заказчик должен конкретно описать в документации состояние помещения, при наступлении которого потребитель обязан произвести ремонт занимаемого помещения.

12. Организация питания пациентов должна осуществляться на основании утвержденного меню с карточками-раскладками, разработанного и утвержденного заказчиком, на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003г. №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» и других нормативных документов РФ в сфере организации питания по действующим сборникам рецептур блюд, с выполнением всех санитарно-гигиенических норм и правил, установленных действующим законодательством при организации лечебного питания Приложение №1.2 (меню заказчика). Оригиналы четырнадцатидневного меню и карточек-раскладок, заверенные всеми уполномоченными лицами и скрепленные печатью, хранятся у заказчика, исполнителю предоставляются копии. При этом, оригиналы меню не размещены в составе конкурсной документации.

13. В разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки указано следующее: - выдача блюд, являющихся штучными (пряники, фрукты, конфеты, сосиски) производится не только по весу, но и порционно. При выдаче продуктов поштучно вес порций не может быть менее веса, заявленного в технологической карте. По мнению подателя жалобы, вопрос выдачи блюд, являющихся штучными (пряники, фрукты, конфеты, сосиски), требует уточнения со стороны заказчика, а именно, - каким образом исполнителю выдавать, например, яблоки, так как подобрать яблоки одного веса, соответствующего технологической карте, практически не представляется возможным.

14. По мнению подателя жалобы, проект договора аренды федерального недвижимого имущества (Приложение №1.4. к описанию объекта закупки) и проект договора аренды движимого имущества (оборудования) (Приложение № 1.5. к описанию объекта закупки) необходимо дополнить пунктом: «Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, передаваемые арендодателем в аренду арендатору, условия транспортировки, приготовления и хранения пищевых продуктов, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. В случае, если вышеуказанные помещения пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки, приготовления и хранения пищевых продуктов, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, арендодатель обязан привести их в соответствие».

15. В разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки установлено требование к исполнителю о предоставлении заказчику списка сотрудников, осуществляющих работы по организации лечебного питания в рамках контракта, с предоставлением медицинских книжек. В случае замены сотрудников на вновь поступающих исполнитель информирует в письменной форме заказчика и предоставляет их медицинские книжки. По мнению подателя жалобы, данное требование незаконно, т.к. данный вопрос находится исключительно в компетенции исполнителя.

16. В разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки установлено, что исполнитель гарантирует освобождение заказчика от любой ответственности и оплаты по всем претензиям, судебным искам и от всякого рода расходов, связанных с приобретёнными заболеваниями, несчастными случаями, увечьями и других травм, полученными в процессе выполнения работ на объекте сотрудниками исполнителя. При этом, заказчиком не предусмотрена ответственность заказчика, в случае, если приобретённые заболевания, несчастные случаи, увечья и другие травмы, будут получены в процессе выполнения работ на объекте сотрудниками исполнителя по вине заказчика.

17. В разделе «Прочие требования к оказываемым услугам» описания объекта закупки установлено, что в случае поломки оборудования заказчика в процессе оказания услуг, исполнитель обязуется  произвести ремонт сломанного оборудования своими силами и за свой счёт не позднее 7 календарных дней с момента поломки оборудования, а в случае если ремонт оборудования невозможен, то произвести замену и установку поломанного оборудования на новое с аналогичными техническими характеристиками или превышающими их, не позднее 15 календарных дней с момента поломки оборудования, также своими силами и за свой счёт. На период ремонта или замены сломанного оборудования исполнитель предоставляет заказчику подменное оборудование с аналогичными техническими характеристиками. Податель жалобы считает, что заказчиком необоснованно установлено требование о замене оборудования на новое, т.к., по мнению подателя жалобы, достаточно возмещения исполнителем ущерба в размере остаточной балансовой стоимости оборудования.

18. По мнению подателя жалобы, заказчиком не обоснованно завышается объем оказываемых услуг, так как заказчик не способен за указанный период пропустить такое количество больных. В качестве подтверждения данного довода податель жалобы привел собственную статистику за 2019 и 2020гг. (исполнение подобных контрактов на 76% и 61%, соответственно).

 На основании изложенного, податель жалобы считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ИП Квасова А.В. от заказчика - ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России поступили следующие возражения.

1. На подготовительный этап отведено не более 4-х часов в связи с тем, что питание пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России должно осуществляться ежедневно, в соответствии с графиком выдачи готовой продукции, причем первый завтрак должен быть выдан в 8:30. При этом, в настоящее время заказчиком заключен контракт на оказание услуг по организации готового лечебного питания, действующий по 23.11.2021г. 23:59:59 часов. Таким образом, данное время установлено с учетом необходимости обеспечения непрерывности питания пациентов заказчика.

2. Требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки в разделе «Требования к используемым пищевым продуктам, материалам и оборудованию» о соответствии продуктов питания, которые использовались для организации питания пациентов, требованиям и нормам ТР ТС, не противоречат требованиям к продуктам питания, установленным в приложении №1.1 «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг», поскольку технические регламенты устанавливают требования к безопасности, а ГОСТы и ТУ, указанные заказчиком в приложении №1.1, содержат нормы и стандарты качества продуктов.

3. Корректировка заявок необходима по ряду причин, например, пациенту, находящемуся в клинике, по состоянию здоровья, дежурным врачом может быть изменена диета, либо пациент по экстренным причинам был перевезен в другое учреждение и т.п.

4. Возражение на данный довод жалобы аналогичен изложенному в п.2.

5. Заказчиком установлены требования к сбору, хранению и вывозу пищевых отходов в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №32 от 27.10.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20».

6. В соответствии с данным пунктом описания объекта закупки заказчик оставляет за собой право проверки пищеблока, в том числе склада, без предварительного согласования с исполнителем в целях проверки соответствия оказываемых услуг требованиям контракта.

7. У заказчика отсутствует доступ к системе ФГИС «Меркурий». Вместе с тем, заказчику необходимо проверять качество используемых продуктов питания, в связи с изложенным заказчик установил требование о представлении сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания.

8. В данном случае, заказчиком подразумевается, что исполнитель должен оказывать все услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с условиями контракта.

9. В соответствии с описанием объекта закупки заказчик обязан назначить своего ответственного представителя для контроля за исполнением контракта и согласования с исполнителем организационных вопросов, связанных с исполнением контракта.

10. Заказчиком определен график выдачи готовой продукции в отделения, а также указано место приема-передачи готовой продукции – раздаточная пищеблока заказчика.

11. Для исполнения обязательств по контракту исполнитель обязан заключить договор аренды недвижимого имущества (приложение 1.4 к описанию объекта закупки), в соответствии с указанным договором объект передается по акту приема-передачи объекта недвижимости, в котором фиксируется состояние помещения.

12. Подобный довод жалобы был признан необоснованным в соответствии с решением Комиссии Новосибирского УФАС России №054/06/54.4-2116/2021 от 25.10.2021г.

13. Заказчик считает, что, исходя из разнообразия продовольственного рынка РФ, исполнителю не составит труда подобрать поштучный товар (пряники, фрукты, конфеты, сосиски) с весом порций не менее веса, заявленного в технологической карте.

14. Заказчик самостоятельно определяет условия контракта.

15. Данное требование установлено на основании того, что на территории заказчика осуществляется пропускной режим.

16. Заказчик самостоятельно определяет условия контракта. В случае, если произойдут указанные подателем жалобы события, причинно-следственна связь будет устанавливаться в судебном порядке.

17. Данное условие не противоречит законодательству РФ и установлено в соответствии с нормами ГК РФ.

18. Начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком в соответствии с выделенными лимитами.

На основании изложенного, заказчик считает, что конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление данного требования к продолжительности подготовительного этапа обусловлено объективными причинами, а именно, обязанностью заказчика обеспечить горячим питанием пациентов учреждения. Кроме того, указанное требование относится ко всем участникам закупки и не создает кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

2. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установленные заказчиком в описании объекта закупки в разделе «Требования к используемым пищевым продуктам, материалам и оборудованию» требования о соответствии продуктов питания, которые использовались для организации питания пациентов, требованиям и нормам ТР ТС, не противоречат требованиям к продуктам питания, установленным в приложении №1.1 «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг», так как технические регламенты устанавливают требования к безопасности, а ГОСТы, указанные заказчиком в приложении №1.1, содержат нормы и стандарты подтверждающие качество продуктов.

3. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что возможность внести заказчиком в заявки на питание корректировки обусловлено объективными причинами и не противоречит требованиям ФЗ №44-ФЗ. Количество пациентов может меняться и в нерабочие (праздничные) дни, например, в случае самостоятельного отказа пациента от нахождения в лечебном учреждении.

4. Данный довод жалобы аналогичен доводу №2.

5. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования, установленные заказчиком в п.В раздела «Требования к сбору, хранению и вывозу пищевых отходов» описания объекта закупки, не противоречит другим пунктам данного раздела.

6. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные требования не противоречат п.1 ст.715 ГК РФ и не являются вмешательством заказчика в хозяйственную деятельность исполнителя. Кроме того, позволяют заказчику контролировать качество оказываемых услуг, что соответствует требованиям ГК РФ и ФЗ №44-ФЗ.

7. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление данного требования о представлении документов, подтверждающих качество пищевых продуктов обусловлено объективными причинами. Кроме того, указанное требование относится ко всем участникам закупки и не создает кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

8. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данное положение описания объекта закупки относится к обязанности исполнителя выполнять все условия контракта и оказывать услуги, предусмотренные данным контрактом. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанный пункт описания объекта закупки не несет каких-либо двусмысленных толкований.

9. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в данном разделе описания объекта закупки установлена обязанность заказчика назначить своего ответственного представителя для контроля за исполнением контракта и согласования с исполнителем организационных вопросов, связанных с исполнением контракта.

10. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки заказчиком установлен график выдачи готовой продукции в отделения, а также указано место приема-передачи готовой продукции – раздаточная пищеблока заказчика.

11. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в приложении №1.4 описания объекта закупки отсутствует приложение №4. Податель жалобы признал, что в данном доводе жалобы им допущена ошибка. Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что приложением №3 к приложению 1.4 является форма акта приема-передачи объекта недвижимости с указанием удовлетворительного технического состояния передаваемого объекта.

12. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в описание объекта закупки включена исчерпывающая информация о тех блюдах, которые необходимо готовить, о тех продуктах, из которых необходимо готовить эти блюда, о сроках их поставки, об объемах их поставки и т.д., что никак не может быть расценено как нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. При этом, законодательство о контрактной системе не содержит требований о размещении в ЕИС карточек-раскладок и оригиналов меню с подписью представителей заказчика.

13. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, исходя из разнообразия продовольственного рынка РФ, исполнителю не составит труда подобрать поштучный товар (пряники, фрукты, конфеты, сосиски) с весом порций не менее веса, заявленного в технологической карте. Кроме того, указанное требование относится ко всем участникам закупки и не создает кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

14. Указанные в данном доводе жалобы обстоятельства не являются нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Поскольку в данном случае, податель жалобы предлагает изменить содержание договоров аренды движимого и недвижимого имущества заказчика, что не входит в круг правоотношений, регулируемых ФЗ №44-ФЗ.

15. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что указанное требование не противоречит нормам ФЗ №44-ФЗ, т.к. оно обусловлено осуществлением пропускного режима на объекты заказчика, относится ко всем участникам закупки и не создает кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

16. Указанные в данном доводе жалобы обстоятельства не являются нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Ответственность сторон установлена в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №1042 от 30.08.2017г.

17. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данное требование не противоречит нормам ФЗ №44-ФЗ, обусловлено необходимостью осуществлять непрерывное оказание услуг по питанию пациентов. Кроме того, данное требование относится ко всем участникам закупки и не создает кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

18. Представленная подателем жалобы информация за 2019 и 2020гг. не свидетельствует о том, что заказчиком завышены объемы услуг.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного конкурса с ограниченным участием в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

 Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Квасова А.В. на действия заказчика - ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме №0351100002321000293 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны