Решение б/н Нарушение пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального з... от 3 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-211/2024

03 апреля 2024 года                                  город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/5-211/2024 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Партнер Инвест» (ИНН 5402566652, ОГРН 1135476133704, далее - ООО МКК «Партнер Инвест») требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ООО МКК «Партнер Инвест» (ходатайство от 03.04.2024 вх. № 2931-ЭП/24)

УСТАНОВИЛА:

Омским УФАС России 03.11.2023 выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной в районе здания, расположенного по адресу пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10 в г. Омске, посредством видеоролика информации следующего содержания: «1 лидер займов под залог авто ПартнерИнвест 90-22-22…».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, и направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Партнер Инвест» и оказываемым услугам (выдача займов).

По информации Администрации г. Омска, разрешение на установку и эксплуатацию вышеуказанной конструкции выдано ООО «Зеленная суббота», которое 02.06.2020 переименовано в ООО «УмаПро» на основании решения единственного участника от 25.05.2020.

На запрос Омского УФАС России ООО «УмаПро» представлена информация, согласно которой «…рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10, была передана по договору аренды рекламной конструкции от 20.08.2019 компании ООО «Сибирь Аутдор» в аренду на срок до 15.09.2026. Соответственно, размещение рекламы «1лидер займов под залог авто ПартнерИнвест…» осуществляла компания ООО «Сибирь Аутдор»...».

По информации ООО «Сибирь Аутдор», «…20 августа 2019 года между ООО «Зеленая Суббота» (далее-Арендодатель) и ООО «Сибирь Аутдор» (далее-Арендатор) был заключен договор аренды рекламной конструкции (копию прилагаем), по условиям которого Арендодатель обязался предоставить Арендатору во временное владение и пользование рекламную конструкцию, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, 10 - проспект Карла Маркса, 31 (далее - рекламная конструкция), а Арендатор обязался принять рекламную конструкцию и своевременно вносить арендную плату (копию прилагаем)…

…Размещение рекламной информации «1лидер займов под залог авто ПартнерИнвест 90-22-22...» 03.11.2023 г. на рекламной конструкции, расположенной по адресу: пр. К. Маркса, 31 / ул. Масленникова, 10 в г. Омске, осуществлялось с помощью автоматизированного программного обеспечения сервиса DRON.Market.

DRON.Market - это площадка, онлайн-сервис для самостоятельного запуска рекламодателями наружной рекламы на цифровых экранах. Правообладателем сервиса является Общество с ограниченной ответственностью «БукингБорд» (ИНН 7702445998).

Соответственно, указанная выше рекламная информация запускалась Рекламодателем самостоятельно с помощью сервиса DRON.Market. Договор на размещение указанной выше рекламы (оферта и акцепт) заключался между площадкой DRON.Market. и Рекламодателем…».

ООО «БукингБорд» представлена информация, согласно которой «…Размещение ролика осуществлялось на основании оферты, размещенной на сайте DRON.Market, акцептированной рекламодателем – ООО МКК «Партнер Инвест».

ООО МКК «Партнер Инвест» представлена информация, согласно которой «… в ноябре 2023 г. распространялась реклама, выявленная УФАС ПО Омской области. Так в рекламе указано, что сравнительная характеристика используется на основании исследования ООО «Лаборатория Бел». ООО «Лаборатория Бел» проводились указанные выше исследования в 2022 году. Смысл указанных исследований в установлении самой известной компании по выдаче микрозаймов в городах Новосибирске, Омске, Томске.

Согласно указанным исследованиям, МКК «Партнер Инвест» является лидером по известности в городах Новосибирске, Омске, Томске. Таким образом, маркетинговые исследования были проведены, критерии сравнения присутствуют, как и ссылка в рекламе на проведенные исследования, следовательно, составленный ролик соответствует требованиям законодательства…».

Одновременно в адрес Управления представлены копии:

- отчета о результатах телефонного опроса по заказу ООО МКК «Партнер Инвест» Июль- август 2022 года «ИЗВЕСТНОСТЬ КОМПАНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГУ ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ, В НОВОСИБИРСКЕ, ОМСКЕ, ТОМСКЕ»;

- счет-фактуры № Д-12849 от 30.11.2023;

- платежных поручений № 3739 от 18.11.2023 и № 3841 от 28.22.2023;

- отчета агента (ООО «БукингБорд»).

Определением Омского УФАС России от 05.03.2024 в отношении ООО МКК «Партнер Инвест» возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ООО МКК «Партнер Инвест» представлена информация, согласно которой «…Общество признает тот факт, что им распространялась вышеуказанная реклама. Однако в рекламе указано, что сравнительная характеристика используется на основании исследования ООО «Лаборатория Бел». ООО «Лаборатория Бел» проводились указанные выше исследования в 2022 году. Смысл указанных исследований в установлении самой известной компании по выдаче микрозаймов в городах Новосибирске, Омске, Томске. Согласно указанным исследованиям, ООО МКК «Партнер Инвест» является лидером по известности в городах Новосибирске, Омске, Томске…

…Таким образом, маркетинговые исследования были проведены, критерии сравнения присутствуют, как и ссылка в рекламе на проведение исследования, следовательно, составленный ролик соответствует требованиям законодательства…».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО МКК «Партнер Инвест», Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законодательством к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58) отмечено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

 Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом и т.д. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Реклама ООО МКК «Партнер Инвест», распространенная на рекламной конструкции, установленной в районе здания, расположенного по адресу пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10 в г. Омске, содержит утверждение «1лидер займов под залог авто ПартнерИнвест». При этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что ООО МКК «Партнер Инвест» имеет значительное преимущество перед другими микрофинансовыми организациями, осуществляющими выдачу займов.

Вместе с тем, реклама не содержит критерия, по которым осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

При просмотре видеоролика создается впечатление о наличии в нижней части экрана строки с некой информацией. Однако ввиду мелкого шрифта и нечеткости изображения данная информация не поддается прочтению.

В пункте 28 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 указано, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама, распространенная на рекламной конструкции в районе здания, расположенного по адресу пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10 в г. Омске, посредством видеоролика нарушает требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Проанализировав представленный ООО МКК «Партнер Инвест» в адрес Омского УФАС России «Отчет о результатах телефонного опроса по заказу ООО МКК «Партнер Инвест» Июль - август 2022 года «ИЗВЕСТНОСТЬ КОМПАНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГУ ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ, В НОВОСИБИРСКЕ, ОМСКЕ, ТОМСКЕ» (далее - Отчет), Комиссия отмечает, что изложенная в нем информация уже была предметом рассмотрения по делу № 055/05/5-622/2023, возбужденному в отношении ООО МКК «Партнер Инвест» по факту распространения Обществом в апреле-мае 2023 года на территории г. Омска аналогичной рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

При этом Комиссия повторно обращает внимание Общества на следующие обстоятельства:

Цель исследования: «определить наиболее известные компании на рынке залоговых МКК в июле-августе 2022г.»

Метод исследования: телефонный опрос.

При этом стоит отметить, что результаты, отображенные в разделе 2 «Первая спонтанно названная компания, top-of-mind» Отчета, содержат данные, вызывающие сомнения, <…> при этом совокупное суммарное значение по графе «Омск» составляет не 100%, а 100,1 %.

Далее по тексту в этом же разделе 2 также содержится таблица, в которой представлены уже иные данные с суммарным значением 100 %:<…>

Более того, в пункте 2 Отчета также содержится следующая информации: «Партнер Инвест» является компанией, название которой припоминается первым при ответе в Новосибирске и Омске. Доля упомянувших эту компанию первой в Новосибирске составляет 16,7%, в Омске – 16%».

Таким образом, пункт 2 Отчета относительно доли респондентов, которые г. Омске в качестве первой спонтанно упомянутой компании назвали ООО МКК «Партнер Инвест», содержит три разных значения (15,6%, 9,9%, 16%).

Следует отметить, что в графе «Омск» Таблицы № 2 «Доля указавших на знание компании из списка, в процентах к численности выборки» раздела 4 Отчета суммарное значение долей («Партнер Инвест» - 67,1%, «Заправляем деньгами» - 7,1%, «Содействие» - 31,4 %, «Миллениум» - 21,4%), составляет 127%, в то время как по правилам математики данное значение не могло превышать 100%.

Аналогичный расчет прослеживается и в Таблице 3 «Доля пользовавшихся услугой займа под залог в указанных организациях, в процентах к числу получавших заем» раздела 5 Отчета (по графе «Омск» - 113%).

Указанные обстоятельства позволяют Комиссии усомниться в точности и достоверности результатов рассматриваемого исследования.

В пункте 5 Отчета содержится следующий вывод: «Таким образом, компания «Партнер Инвест» является, по данным исследования, не только наиболее известной МКК, специализирующейся на займах под залог, но и компанией с наибольшей долей воспользовавшихся ее услугами».

При этом Отчет не содержит сведений и выводов о том, что ООО МКК «Партнер Инвест» является лидером займов под залог.

Таким образом, результаты исследования на тему «Известность компаний, предоставляющих услугу займов под залог в г. Новосибирске, г. Омске и г. Томске» не могут расцениваться в качестве доказательств того, что ООО МКК «Партнер Инвест» является «лидером займов под залог».

Доказательств обратного ООО МКК «Партнер Инвест» в адрес Омского УФАС России не представлено (в том числе маркетинговых, социологических и прочих исследований).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО МКК «Партнер Инвест» является рекламодателем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО МКК «Партнер Инвест», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО МКК «Партнер Инвест» требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении 03.11.2023 рекламы на рекламной конструкции, установленной в районе здания, расположенного по адресу пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10 в г. Омске.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что вышеуказанная реклама согласно отчету ООО «БукингБорд» распространялась в период с 01.11.2023 по 30.11.2023, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ООО МКК «Партнер Инвест» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную ООО МКК «Партнер Инвест» (ИНН 5402566652, ОГРН 1135476133704) в ноябре 2023 года на рекламной конструкции, установленной в районе здания, расположенного по адресу пр. К. Маркса, 31/ул. Масленникова, 10 в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части указания слов «ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ АВТО».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО МКК «Партнер Инвест» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 04.04.2024.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии:<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны