Решение б/н Нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 ста... от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-1247/2021

19 января 2022 года                                  город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/5-1247/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>) рекламы, нарушающей требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП <…> (ходатайство 12.01.2022 № 160)

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России выявлен факт распространения на странице № 23 в выпуске № 37 (25 444) от 22.09.2021 газеты «Омская правда» (свидетельство о регистрации ПИ № ТУ55-00097 от 25.02.2009) рекламы следующего содержания:  «САЙДИНГ всех видов КРОВЛЯ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА по цене проф. листа УТЕПЛЕНИЕ В ПОДАРОК ПРИСТРОЙКИ дверь и окно в подарок* скидка до 50 %* АИСТ строительная компания ·РАССРОЧКА БЕЗ %* ·ГАРАНТИЯ 5 ЛЕТ  ·замер и расчет бесплатно ВСЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОКНА ПВХ под ключ ЗАБОРЫ калитка в подарок!* БАНИ по лучшим ценам* *Подробности по телефону ИП <…> Реклама наш сайт aist-55.ru 8-950-216-44-16, (3812)59-36-69».

Исходя из определения, данного в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – строительной компании «АИСТ», оказываемым ей услугам и реализуемым товарам.

Одновременно реклама содержит утверждение «БАНИ по лучшим ценам».

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В  пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  отмечено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

 Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом и т.д. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В вышеуказанной рекламе использовано утверждение «БАНИ по лучшим ценам», которое должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, реклама, в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не сопровождалась таким подтверждением.

 Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).

Некорректность сравнения цен с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемые другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.

Использованное словосочетания «по лучшим ценам» предполагает, что рекламируемые таким способом товары (бани) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Омского УФАС России бюджетным учреждением Омской области «Омская правда» была представлена информация, согласно которой вышеуказанная реклама размещена по заказу индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <…>) на основании договора на оказание услуг № 2020/12/07 от 07.12.2020.

По информации ИП <…>, заказчиком рассматриваемой рекламы является ИП <…> на основании договора от 15.01.2021 б/н.

ИП <…> на запрос Омского УФАС России даны следующие пояснения: «…так как я регулярно делаю анализ рынка рекламы и сравниваю цены конкурентов, то понимаю, что могу предложить баню по наилучшим ценам среди схожих компаний. Так же я являюсь официальным дилером компании «Металл Профиль», и их цены на строительные материалы (сайдинг, проф. лист, металлочерепица и прочее) дешевле (лучше, выгоднее) всех представленных на Омском рынке аналогичных компаний и заводов-изготовителей. Указанное нарушение законодательства допущено мной неумышленно. Я заключила договор об оказании услуг с ИП <…>, мы обговорили с ней макет, его содержание и возможность размещения в газете.  Ни ИП <…>, ни сотрудники газеты «Омская правда», которые запускают макеты рекламы в печать, не сообщили мне (не увидели), что в моем макете есть какие-либо недочеты ли несоответствие с законодательством.

Следовательно, я не знала, что нарушаю закон о рекламе формулировкой «по лучшим ценам». Я являюсь молодым предпринимателем, в некоторых вопросах еще не опытным, у меня нет штата юристов, специалистов по рекламе и прочего. В будущем будет усилен контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Данный макет больше не будет выходить в печать».

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламодателем.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения бюджетного учреждения Омской области «Омская правда», ИП <…>, ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на странице № 23 в выпуске № 37 (25 444) от 22.09.2021 газеты «Омская правда».

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается актом осмотра от 18.01.2022, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «САЙДИНГ всех видов КРОВЛЯ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА по цене проф. листа УТЕПЛЕНИЕ В ПОДАРОК ПРИСТРОЙКИ дверь и окно в подарок* скидка до 50 %* АИСТ строительная компания ·РАССРОЧКА БЕЗ %* ·ГАРАНТИЯ 5 ЛЕТ  ·замер и расчет бесплатно ВСЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОКНА ПВХ под ключ ЗАБОРЫ калитка в подарок!* БАНИ по лучшим ценам* *Подробности по телефону ИП <…> Реклама наш сайт aist-55.ru 8-950-216-44-16, (3812)59-36-69», распространенную ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) на странице № 23 в выпуске № 37 (25 444) от 22.09.2021 газеты «Омская правда» ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 19.01.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны