Решение б/н Решение от 6 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 056/05/5-62/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена «27» апреля 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме «06» мая 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

«….»

– председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«….»

- члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«….»

- члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в отсутствии:

заявителя – гр. «….»

, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения ООО «….», доказательства надлежащего извещения юридического лица находятся в материалах дела,

рассмотрев дело № 056/05/5-62/2020 в отношении юридического лица ООО «…» по признакам нарушения требований, установленных части 6 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее по тексту - ФЗ «О рекламе, Закон о рекламе) по факту распространения на легковом автомобиле марки Renault Dokker c регистрационным номером х756ох56 спорной информации рекламного характера,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.11.2019г. (вх. № 10679) в адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение гражданина «….» по факту размещения на транспортном средстве – легковом автомобиле марки Renault Dokker c регистрационным номером «….» 56 изображения девушки, которая сидит на стиральной машине прикрыв рукой часть обнаженной груди, со следующей текстовой информацией: «ХИМЧИСТКА Аквачистка Прачечная Аксакова, 19, 0 этаж т. 387-656 duster_dry_cleaners». По мнению заявителя, указанная информация, в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, является непристойной.

Комиссией установлено, что вышеуказанная информация отвечает понятию «реклама», закрепленного пунктом 1 частью 3 ФЗ «О рекламе», следовательно, на данную информацию распространяются требования Закона.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что собственник легкового автомобиля марки Renault Dokker c регистрационным номером х756ох56 является юридическое лицо ООО «….» (ИНН; юридический адрес: г. Оренбург, ул. Аксакова, 19, офис 5).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 27.01.2020г., основным видом деятельности юридического лица является ремонт обуви и прочих изделий из кожи, и одним из дополнительных – стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий.

Анализ представленных материалов и действующего законодательства показал следующее.

В статье 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе.

Согласно ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение ФЗ «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

В спорной рекламе, распространяемой на транспортном средстве – легковом автомобиле марки Renault Dokker c регистрационным номером ….56, используется изображение девушки, сидящей на стиральной машине прикрыв часть обнаженной груди рукой.

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование непристойных образов. Слово «непристойный», в соответствии с Толковым словарем русского языка Ожигова, означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный», согласно названному словарю, означает противоречащий общественной морали, непристойный. «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Оценивая ту или иную информацию на соответствие требований части 6 статьи 5 Закона, реклама оценивается в совокупности с обстоятельствами её размещения и распространения.

Учитывая способ распространения спорной рекламы, а именно на кузове легкового автомобиля Renault Dokker c г/н ….56, осуществляющего движение по городу Оренбург, использование в спорной рекламе обнаженного женского образа, является непристойным, так как представление такого образа в местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственным.

Материалами дела установлено, что использование в рекламе изображения полуобнажённой девушки с грудью прикрытой рукой, лопающей пузырь жевательной резинки неуместен в рекламе химчистки, поскольку данный образ может оказать негативное влияние на некоторые категории граждан: пожилых людей, несовершеннолетних, лиц с неустойчивым эмоциональным состоянием, приверженцев ряда религиозных конфессий.

Комиссией установлено, что реклама химчиски «…» на легковом автомобиле марки Renault Dokker c регистрационным номером х756ох56 распространялась в нарушение требований ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Определениями № 690 от 27.01.2020г., № 1549 от 19.02.2020г.   рассмотрение дела №056/05/5-62/2020 неоднократно откладывалось, поскольку юридическое лицо не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, запрашиваемые сведения Общество не представило (отчеты об отслеживании почтовых отправлений № 46001540037015, №46001540036995, №46001540096166). Ввиду чего дело в очередной раз было отложено и назначено к рассмотрению на 27.04.2020г. (опр. №3057 от 31.03.2020г.).

27.04.2020г. Общество на рассмотрение дела №056/05/5-62/2020 не явилось, запрашиваемых документов и письменных пояснений не представило.

Определение исх.№ 1549 от   19.02.2020 г. адресатом получено не было, 06.03.2020 г. состоялась неудачная попытка вручения письма. Определение об отложении дела № 056/05/5-62/2020 вернулось в адрес Оренбургского УФАС России.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и содержащей толкование положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам.

Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63). В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I 9 А47-1859/2018 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Соответственно корреспонденция считается доставленой если адресат уклонился от ее получения в отделении связи, в связи с чем, указанная корреспонденция была возвращена по истечению срока хранения.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем извещении юридического лица.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона о рекламе, рассматриваемая реклама распространяется в нарушение требований части 6 статьи 5 Закона, ответственность за которое несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона).

Учитывая данные, полученные от правоохранительных органов, а также сведений, полученных из выписки ЕГРЮЛ ООО «…» -  рекламодателем спорной рекламы, распространяемой на автомобиле марки Renault Dokker c регистрационным номером ….56 является юридическое лицо ООО «…» ИНН ….; адрес: г. Оренбург, ул. Аксакова, 19, офис 5.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении её распространения.

На момент рассмотрения дела № 056/05/5-62/2020 установлено, что спорная реклама, размещаемая на кузове автомобиля Renault Dokker c г/н ….56 – не распространяется, таким образом у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 года № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую на кузове автомобиля Renault Dokker c г/н ….56 с текстом: «ХИМЧИСТКА Аквачистка Прачечная Аксакова, 19, 0 этаж т. 387-656 duster_dry_cleaners», с изображением девушки прикрывающей часть обнаженной груди рукой, поскольку в ней нарушены требования, установленные частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «…» не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 056/05/5-62/2020 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    «..»

 

Члены Комиссии                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны