Решение б/н Решение от 21 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 056/05/28-264/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена «12» мая 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме «21» мая 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

«…» – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«…» - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«…» - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в присутствии:

представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения             директора ООО «…», ., принимавшей участие в заседании Комиссии в режиме видео-конференц связи,

рассмотрев дело № 056/05/28-264/2020 в отношении юридического лица ООО «…» по признакам нарушения требований, установленных ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее по тексту - ФЗ «О рекламе) по факту распространения информации с текстом: «0,1 % в день для новых клиентов/ сеть ломбардов … сравните переплату в нашем ломбарде с переплатой в другом ломбарде/ 90-22-28»; «0,17% в день … сеть ломбардов/ 1600 рублей за грамм»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») «10» февраля 2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки, установлено, что по адресу: г.Оренбург, ул. Новая, д.29 корпус 2 путем оклейки листовками доски объявлений, распространяется информация с текстом: «0,1 % в день для новых клиентов/ сеть ломбардов …сравните переплату в нашем ломбарде с переплатой в другом ломбарде/ 90-22-28»; «0,17% в день …сеть ломбардов/ 1600 рублей за грамм».

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Установлено, что информация, подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на данную рекламную информацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                          № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                          № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 25.02.2020г., основным видом деятельности ООО «…» ИНН 5609184459 является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Следовательно, услуги, оказываемые юридическим лицом ООО «…» являются финансовыми услугами, а информация, размещенная на доске объявлений по адресу: г. Оренбург, ул. Новая д.29, корп.2 является рекламой финансовых услуг (займ), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – займам (0,1% -в день для новых клиентов/ 0,17%- в день), предоставляемым ООО «…».

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно - правовую форму.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

В рассматриваемой рекламе финансовых услуг отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего соответствующие финансовые услуги, а именно, отсутствует организационно-правовая форма ломбарда. Таким образом, у потребителей рекламы отсутствовала возможность ознакомиться с информацией о лице, оказывающего услуги по предоставлению рекламируемого займа.

Следовательно, при распространении вышеуказанной рекламы финансовых услуг ООО «…», содержится нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Вместе с тем, в информации рекламного характера с текстом: «0,1 % в день для новых клиентов/ сеть ломбардов ..сравните переплату в нашем ломбарде с переплатой в другом ломбарде/ 90-22-28»; «0,17% в день …сеть ломбардов/ 1600 рублей за грамм», не указаны все условия, влияющие на стоимость займа к которым могут относится условия о размере процентной ставки, сумме и сроке залога, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением краткосрочных займов.

Рассматриваемая реклама содержит условия процентной ставки по займу «0,17% в день и 0,1 % в день для новых клиентов) однако иные условия, влияющие на полную стоимость займа, в рассматриваемой рекламе отсутствуют. Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает положения ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Материалами Комиссионного дела №056/05/28-264/2020 установлено, что абонентский номер <...> указанный в листовках: «90-22-28», принадлежит ООО «…», данный факт не отрицается и директором ООО «…».

Материалами настоящего дела установлено, что рекламные листовки с текстом: «0,1 % в день для новых клиентов/ сеть ломбардов … сравните переплату в нашем ломбарде с переплатой в другом ломбарде/ 90-22-28»; «0,17% в день … сеть ломбардов/ 1600 рублей за грамм», были изготовлены ООО «…» и печатались в количестве 3 000 штук компанией ООО «..». Спорная реклама размещалась в районе места нахождения одного из офисов ООО «…» по адресу: г.Оренбург, ул. Терешковой, д.263.

На рассмотрении Комиссионного дела, директор ООО «…» согласилась с вменяемым правонарушением и пояснила, что нарушение произошло по причине не внимательности в дальнейшем обязалась данных нарушений не допускать.

В ходе рассмотрения настоящего дела в Комиссию представлена копия приказа №4 от 29.01.2020 г. «О списании бланков листовок», свидетельствующая о том, что листовки Обществом уничтожены и данная реклама более не распространяется.

На основании ч. 4 ст.3 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая реклама ООО «…» является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленным     ч. 1, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 6, ч.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.1, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п.7 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссия установила, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы определено юридическое лицо – ООО «…».

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду устранения ООО «…» нарушений в добровольном порядке, а именно уничтожение бланков листовок, Комиссия Оренбургского УФАС России решила предписание о прекращении нарушения действующего законодательства РФ о рекламе, не выдавать.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу с текстом: «0,1 % в день для новых клиентов/ сеть ломбардов .. сравните переплату в нашем ломбарде с переплатой в другом ломбарде/ 90-22-28»; «0,17% в день … сеть ломбардов/ 1600 рублей за грамм», поскольку в ней нарушены требования, установленные частью 1, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «…» не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 056/05/28-264/2020 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    …

 

Члены Комиссии                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны