Решение б/н решение от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/21-249/2021

 

10 июня 2021  года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2021 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

рассмотрев дело № 058/05/21-249/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (ИНН 5837053085, ОГРН 1135837000430, далее – ООО «Мегастрой») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило заявление Союза производителей и дистрибуторов по поводу распространения на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), рекламы алкогольной продукции (пива) с нарушением законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 29.03.2021 по факту распространения рекламы алкогольной продукции (пива), размещенной на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), возбуждено дело № 058/05/21-249/2021 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Мегастрой». В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 10.06.2021.

На рассмотрение дела 10.06.2021 представитель ООО «Мегастрой» не явился. ООО «Мегастрой» в установленном порядке уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения дела № 058/05/21-249/2021 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80096159269579).

С учетом вышеизложенного, Комиссия Пензенского УФАС России сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Мегастрой».

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в марте 2021 года на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), размещена информация следующего содержания: «Варница. Частная пивоварня. Всегда свежее, живое, разливное. 1+1=3 Халява бесплатно 0 рублей *при покупке 2-х бутылок разливного пива получи третью БЕСПЛАТНО!» (с изображением бутылок и указателя 50м).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с письмом ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указанного о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является производитель и продавец алкогольной продукции (пива), а также средства индивидуализации юридического лица.

Деятельность по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (магазин «Частная пивоварня «Варница») осуществляет индивидуальный предприниматель , дополнительный вид деятельности по ОКВЭД – 47.25.12 «Торговля розничная пивом в специализированных магазинах».

Обозначение «Варница Частная пивоварня» является коммерческим обозначением ИП, которое он использует для индивидуализации торгового объекта по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157.

Судебной практикой, в частности по делу №А76-13922/2016, подтверждено, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.

На рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), размещена информация «Варница Частная пивоварня» и сведения «всегда свежее, живое, разливное. 1+1=3 Халява бесплатно 0 рублей *при покупке 2-х бутылок разливного пива получи третью БЕСПЛАТНО!» (с изображением бутылок и указателя 50м).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции.

Пленум ВАС РФ в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Часть 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» закрепляет, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Если распространяемая реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако указывается на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 ФЗ «О рекламе» (письмо ФАС России от 24.09.2018 № АК/76734/18 «О применении статьи 21 Закона «О рекламе»).

Надписи: «Варница. Частная пивоварня. Всегда свежее, живое, разливное. 1+1=3 Халява бесплатно 0 рублей *при покупке 2-х бутылок разливного пива получи третью БЕСПЛАТНО!» (с изображением бутылок и указателя 50м), ассоциируется с алкогольной продукцией (пивом) и формирует у потребителей рекламы именно интерес к пиву, алкогольной продукции.

Кроме того, воспроизведенная в рассматриваемой рекламе информация, размещенная на рекламной конструкции, т.е. представленная значительной части населения г. Пензы, очевидно ассоциируется у потребителя, в силу закона, относящегося к взрослой возрастной категории, с алкогольной продукцией, по своему содержанию привлекает интерес к частной пивоварне «Варница» и пиву «при покупке 2-х бутылок разливного пива получи третью БЕСПЛАТНО!». Данная информация направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции. Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, а поэтому должна соответствовать специальным требованиям и ограничениям, установленным статьей 21 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, реклама алкогольной продукции, распространяемая на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 5 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является Общество с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (ИНН 5837053085, ОГРН 1135837000430), что подтверждается документами (разрешение Администрации города Пензы на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 98-18/98-18/98-18 от 11.05.2018), представленными Муниципальным казенным учреждением «Рекламная служба города Пензы».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Мегастрой» нарушило требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» ООО «Мегастрой» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Варница. Частная пивоварня. Всегда свежее, живое, разливное. 1+1=3 Халява бесплатно 0 рублей *при покупке 2-х бутылок разливного пива получи третью БЕСПЛАТНО!» (с изображением бутылок и указателя 50м), распространяемую в марте 2021 года на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 157 (напротив магазина «Частная пивоварня «Варница»), поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламораспространителю – ООО «Мегастрой» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны