Решение б/н решение от 14 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-815/2022

19 декабря 2022 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2022 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № 058/05/5-815/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Товарищества собственников жилья «Виноградный» (ИНН 5835060538; ОГРН 1055802566346; далее - ТСЖ «Виноградный») по факту распространения рекламы на платежных документах за октябрь 2022 года, содержащей признаки нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Пензенского УФАС России поступило обращение гр.  (вх. №4738-э от 14.11.2022) о нарушении ТСЖ «Виноградный» законодательства Российской Федерации о рекламе путем размещения рекламы на платежных документах на оплату капитального ремонта за октябрь 2022 года для собственников многоквартирного дома по ул. 5-й Виноградный проезд, д. 8.

Пензенским УФАС России определением от 17.11.2022 по факту распространения рекламы на платежных документах, возбуждено дело № 058/05/5-815/2022 по признакам нарушения части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 14.12.2022. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ТСЖ «Виноградный».

Во исполнении определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе от 14.12.2022 ТСЖ «Виноградный» представлены документы и пояснения, в соответствии с которыми ТСЖ «Виноградный» нарушение законодательства о рекламе не признает, указывает на то, что в рассматриваемом случае отсутствует и такой признак рекламы, как «неопределенный круг лиц», которым адресована информация, ссылаясь на письмо Минфина России от 10.09.2007 №03-03-06/1/655 согласно которому квитанции об оплате предназначены для конкретного лица – владельца квартиры. Реклама же должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Следовательно, информация на квитанциях не относится к рекламе.

На заседании Комиссии, состоявшейся 14 декабря 2022 года, представитель ТСЖ «Виноградный» доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что сотрудник банка предложила спонсорскую помощь в виде пачки бумаги. На одной стороне листы были чистые, а на оборотной стороне листов была нанесена информация о возможности оплатить жилищно-коммунальные услуги без комиссии в ВТБ Онлайн. Договор на размещение рекламы не ТСЖ «Виноградный» не заключало. Квитанции на данных листах были напечатаны в октябре 2022 года в количестве 340 штук.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и возражения представителя ТСЖ «Виноградный», дав им надлежащую оценку, Комиссия пришла к следующим выводам.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п.9).

Согласно части 4 статьи 5 Закона об информации Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

При этом под рекламой в соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» понимается  информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1); под объектом рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.2); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3); под социальной рекламой – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно пункту 69(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 01.02.2021), (далее – Правила №354), на платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы.

На платежном документе допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

На платежном документе указывается информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы потребителя и находятся места (площадки) их накопления (номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается в том числе информация о графике работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и  методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (п.71 Правил №354).

Согласно примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утв. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 №43/пр, платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг содержит: Раздел 1. Сведения о плательщике и исполнителе услуг Раздел 2. Сведения о показаниях индивидуальных приборов Раздел 3. Расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт Раздел 4. Справочная информация Раздел 5. Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа Раздел 6. Сведения о перерасчетах (доначислении +, уменьшении -).

В соответствии с частью 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Материалами дела установлено, что на оборотной стороне платежного документа (счет за капитальный ремонт за октябрь 2022 года), на оборотной стороне которого размещена информация следующего содержания:

- «ВТБ. ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%. 1000 звонок по России бесплатный 8 800 100 24 24 VTB.RU Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000» (с изображением: лампочки, батареи отопления, капли воды, газовой конфорки).

Информация: «ВТБ. ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%. 1000 звонок по России бесплатный 8 800 100 24 24 VTB.RU Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000» (с изображением: лампочки, батареи отопления, капли воды, газовой конфорки), полностью соответствует законодательному определению понятия реклама, распространена способом размещения на платежном документе, в форме сообщения об услугах банка (ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%...), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – оплате ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн, формирует интерес к данным услугам, тем самым способствует их продвижению на рынке.

Довод ТСЖ «Виноградный» о том, что данная информация носит справочно-информационный характер подлежит отклонению на основании следующего.

Cогласно п. 69(1) Правил №354 на платежном документе допускаются размещение справочно-информационных сведений.

При разграничении понятий рекламная/нерекламная информация следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации (по аналогии с разграничением понятий «вывеска» и «реклама»).

Информация о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, размещенная на платежных документах, не может быть признана рекламой и является справочно-информационной, поскольку размещение такой информации не преследует целей, связанных с рекламой каких-либо товаров (работ, услуг), реализуемых (осуществляемых, оказываемых) какими-либо субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, размещение на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, информации о Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), например о возможности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием данного Портала, не является нарушением ч. 10.3 ст. 5 закона о рекламе и указанным Федеральным законом не запрещено.

Исходя из смысла определения, изложенного в п.3 ч.2 ст.2 ФЗ «О рекламе», под справочно-информационными и аналитическими материалами понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

На рассматриваемом платежном документе справочная информация выделена специальной рамкой. Сведения об оплате ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн в данную рамку не включены, расположены на оборотной стороне платежного документа.

Также подлежит отклонению довод ТСЖ «Виноградный» о том, что данная информация носит персонифицированный характер из-за того, что была адресована конкретным лицам, на каждом из платежных документов были указаны их фамилия, имя и отчество, адрес, платеж рассчитан индивидуально, информация недоступна третьим лицам, исходя из следующего.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направлена по определенному адресному списку.

Исходя из сведений, представленных ТСЖ «Виноградный», платежные документы с аналогичной информацией получили 340 потребителей (по количеству платежных документов за октябрь 2022 года, содержащих сведения об оплате ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн). То обстоятельство, что в каждом из платежных документов указаны фамилия, имя и отчество его получателя, а платеж рассчитан индивидуально, не делает данную информацию персонифицированной, позволяя лишь завуалировать рекламу под индивидуальное сообщение.

Требования как ч.10.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», так и п. 69 (1) Правил №354 носят императивный характер – размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не допускается, при этом очевидно, что на платежном документе указываются фамилия, имя и отчество его получателя, документ носит адресный характер.

Исходя из вышеизложенного, объектом рекламы в данном случае выступают услуги Банка «ВТБ» (ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%), не относимые к коммунальным.

Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации.

Исходя из текста сообщения, в котором содержится рекламная информация, спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Квалификация информации как реклама зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

В рассматриваемом случае, реклама, предназначенная собственникам помещений конкретного многоквартирного дома, но представляющая интерес для любого иного собственника помещения и доступная для него предполагает направленность рекламной информации на неопределенный круг лиц.

Законодатель, устанавливая запрет на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, рассматривает такие платежные документы, адресованные собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, в качестве одного из способов распространения рекламы.

Таким образом, размещение рекламы услуг Банка «ВТБ» (ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%) на платежных документах  счет за капитальный ремонт за октябрь 2022 года, противоречит требованиям ч. 10.3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.3 статьи 5 настоящего закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рассматриваемом случае рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ТСЖ «Виноградный», являющееся получателем платы за капитальный ремонт и оформившее счет-квитанцию за капитальный ремонт об оплате за октябрь 2022 года с размещенной в ней рекламой.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ТСЖ «Виноградный» нарушило требования части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из письменных пояснений ТСЖ «Виноградный» от 14.12.2022 следует, что в настоящее время ТСЖ «Виноградный» не размещает информацию на оборотной стороне платежных документов.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ТСЖ «Виноградный» не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «ВТБ. ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0%. 1000 звонок по России бесплатный 8 800 100 24 24 VTB.RU Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000» (с изображением: лампочки, батареи отопления, капли воды, газовой конфорки), размещенную на платежных документах на оплату за капитальный ремонт за октябрь 2022 года ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны