Решение б/н решение №3-01/30-2016 от 7 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/30-2016

 

 

05 декабря  2016  года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

        

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о  рекламе в составе:

рассмотрев дело № 3-01/30-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ххх» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: по факту распространения в сентябре 2016 г. на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 111, рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило письменное обращение Министерства промышленности, транспорта, инновационной политики и информатизации Пензенской области (далее – Минпром Пензенской области) от 29.09.2016 № 28/4/4252 (вх. № 3410 от 29.09.2016), установившего факт распространения в сентябре 2016 года рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси», осуществленного путем размещения  на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирного дома по адресу: г. Пенза , ул. Ладожская, 111, в которой,  по мнению обратившегося лица, не соблюдаются требования статьи 5 ФЗ «О рекламе» ввиду недостоверности распространенной рекламы. В указанной рекламе диспетчерская служба заказа «Минимум» позиционирует себя службой заказа такси. Однако, несмотря на информирование потребителя о том, что заказы на перевозку пассажиров передаются именно такси, указанная служба заказа осуществляет передачу информации о заказах водителям транспортных средств (гражданам), которые в подавляющем большинстве случаев не являются перевозчиками (фрахтовщиками) и не имеют необходимого разрешения на перевозку пассажиров легковым такси.

Факт передачи заказа на оказание услуги легкового такси перевозчику, не имеющему соответствующего разрешения, установлен сотрудниками Минпрома Пензенской области и зафиксирован в «Акте об установлении факта передачи заказа на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицу, не имеющему соответствующего разрешения» от ххх.

Пензенским УФАС России определением от 19.10.2016 по факту распространения рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси», возбуждено дело № 3-01/30-2016 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «ххх».

Определением Пензенского УФАС России от 03.11.2016 № 3805-3 рассмотрение дела № 3-01/30-2016 откладывалось, срок рассмотрения дела был продлен до 18.01.2016.

На заседании Комиссии представитель ООО «ххх» подтвердил факты распространения рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси» на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирных домов г. Пензы. Однако, по мнению представителя ООО «ххх», данная реклама не нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку ООО «ххх» сотрудничает (по договору оказания информационных услуг) с перевозчиками, получившими в установленном порядке разрешение на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым транспортом. ООО «Лидер-П» (Диспетчерская служба «Минимум»), осуществляя информационную деятельность, имеющую характер посреднической, лишь предоставляет информацию перевозчику о потенциальных клиентах и их местонахождении в конкретный момент времени, а клиенту сообщает о транспортном средстве, которое будет оказывать ему услугу по перевозке.  В свою очередь перевозчики имеют своих водителей и свои транспортные средства. ООО «ххх» не проверяет и не обязано проверять наличие разрешения на перевозки пассажиров и багажа легковым транспортом непосредственно у водителей перевозчиков.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Факт распространения рассматриваемой рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси 23-23-23» подтверждается следующим:

- на основании приложения № 10 от 10.12.2015 к договору №199/0814 от 26.08.2014 о предоставлении рекламных услуг, заключенному между ООО «ххх» (Исполнитель) и ООО «ххх» (Заказчик), осуществлялось распространение рекламы «Диспетчерская служба Минимум. Заказ такси 23-23-23» на рекламных стендах в лифтах жилых домов г. Пензы;

Рекламный модуль, размещенный в сентябре 2016г. на стенде в лифтах жилых домов, содержит информацию следующего содержания:

- «Закажи такси быстро, выгодно, удобно. Закажи такси через нас 23-23-23 Таксисты возят от 60* руб. Диспетчерская служба Минимум заказ такси. ООО «Лидер-П», ОГРН 112583400710, г. Пенза, ул.Лозицкой, 1. Совершая заказ, Вы принимаете «Условия, Правила, Оговорки», размещенные на сайте www.penza/minitax.ru. ООО «Лидер-П» оказывает исключительно информационные услуги. *Стоимость указана согласно тарифам перевозчиков, сотрудничающих с ООО «Лидер-П» по состоянию на 15.09.2016г.».

 

Такая информация, распространяемая в сентябре 2016 года на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирных домов г.Пензы, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам диспетчерской службы заказа такси «Минимум» 23-23-23, на формирование и поддержание интереса к такой службе заказа такси, услугами которой предлагается воспользоваться, позвонив по телефону 23-23-23, способствует продвижению службы заказа такси «Минимум» на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является деятельность диспетчерской службы заказа такси «Минимум», услугами которой в виде заказа (вызова) такси можно воспользоваться, позвонив по телефону 23-23-23.

Поскольку территорией распространения рассматриваемой рекламы является город Пенза, то рекламируемые услуги нацелены на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на указанной территории, для заказа (вызова) такси через диспетчерскую службу заказа такси «Минимум» по телефону 23-23-23.

Согласно Уставу ООО «ххх» целью создания Общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. При этом Общество осуществляет следующие виды деятельности: обработка данных; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; аренда легковых автомобилей; финансовый лизинг.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ххх» оказывает  информационные (операторские) услуги и продвигает их посредством рекламы под коммерческим обозначением «Диспетчерская служба «Минимум», то есть принимает заказы (заявки) клиентов , которые обратились за предоставлением услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси по телефону 23-23-23; формирует базу данных заявок, доступ к которой имеют как перевозчики, так и водители, у которых установлено соответствующее программное  обеспечение, принимающие заявки к исполнению; извещают заказчиков о принятии заявки к исполнению. Отношения между ООО «Лидер-П» и перевозчиками основаны только на Договоре об оказании информационных услуг.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ легковое такси в целях обеспечения безопасности его пассажиров и идентификации по отношению к иным транспортным средствам должно соответствовать следующим обязательным требованиям: должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; должно быть оборудовано таксометром; водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

Следовательно, такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным требованиям.

 

Однако, как следует из обращения Минпрома Пензенской области и представленного Акта (б/н от 27.09.2016), составленного сотрудниками министерства в ходе проведения рейда по проверке деятельности такси в г. Пензе, по вызову на заказ приезжают автомобили под управлением водителей, у которых  отсутствуют разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и которые не отвечают как вышеуказанным требованиям Федерального закона № 69-ФЗ, так и представлениям граждан о внешнем виде автомобиля-такси, в частности: автомашина марки ....- государственный регистрационный номер ...  Данная машина была заказана как автомобили такси посредством вызова через диспетчерскую службу по телефону 23-23-23 (служба заказа такси «Минимум»).

Из пояснений представителя ООО «ххх», данных в ходе рассмотрения дела, следует, что  договоры на оказание информационных услуг Обществом заключаются только с индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. При этом данные предприниматели приводят к ним своих работников, которые непосредственно будут выезжать на заказы и осуществлять перевозку пассажиров. В этих целях последним  обществом устанавливается соответствующее программное обеспечение, позволяющее принимать заказы на перевозку. У указанных лиц наличие статуса индивидуального предпринимателя и разрешения на перевозку пассажиров легковым такси не проверяется, поскольку данная обязанность действующим законодательством на него не возложена.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ххх» не располагает данными о том, каким водителем (имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров или не имеющим такое разрешение)  и на каком автомобиле (отвечающем или не отвечающем требованиям, предъявляемым к легковым такси) будет оказана услуга в том или ином случае.

Иными словами, ООО «ххх» располагало информацией о том, что услуга по перевозке пассажиров не всегда оказывается лицом, имеющим соответствующее разрешение, и на автомобиле, отвечающем требованиям законодательства.

 Следовательно, предлагая через свою службу заказчику именно услуги такси, Общество не могло гарантировать клиенту подачу (прибытие) автомашины с перевозчиком, имеющим соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то есть такси.

Таким образом, посредством распространяемой Обществом рекламы услуг диспетчерской службы заказа такси «Минимум» 23-23-23 до потребителей рекламы доводятся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах в качестве услуг по заказу такси, поскольку посредством услуг такой службы можно осуществить заказ (вызов) автотранспортного средства с перевозчиком, которым будет любое лицо, владеющее автотранспортным средством и имеющее водительское удостоверение, без гарантии того, что у такого перевозчика будет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Пензы.

Как было указано выше, в ходе рассмотрения дела представитель ООО «ххх» пояснил, что Обществом осуществляется проверка наличия у лиц, заключающих договор об оказании информационных услуг, разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, при этом оно не проверяет и не обязано проверять наличие таких разрешений у их водителей, в связи с чем его действия соответствуют действующему законодательству.

Между тем, предметом рассмотрения настоящего дела является не соответствие деятельности ООО «ххх» как диспетчерской службы нормам действующего законодательства, а достоверность рекламы, которую оно распространяет в интересах своей деятельности и которая должна соответствовать Закону о рекламе.

В рассматриваемой рекламе ООО «ххх» содержится текст «Диспетчерская служба «Минимум» заказ такси 23-23-23», в состав которого включено слово «такси».

Из буквального содержания рекламы следует, что,  обратившись по телефону 23-23-23 в диспетчерскую службу «Минимум», клиент может быть уверен, что  услуга по перевозке ему будет оказана именно такси, то есть к нему  прибудет автомобиль, отвечающий требованиям законодательства, предъявляемым к легковому такси, и под управлением водителя, имеющего разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Поскольку степень доверия клиентов к такси выше, чем к перевозчикам, осуществляющим свою деятельность без разрешения, услуги диспетчерской службы, которая может обеспечить оказание услуг по перевозке пассажиров  именно такси, более востребованы со стороны клиентов, поскольку последние заинтересованы в качественном оказании услуг, правовой определенности и защищенности, которые гарантированы  в случае оказания услуг в соответствии требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, как было указано выше, ООО «ххх» не гарантирует оказание услуг по перевозке пассажиров именно такси, поскольку, и данный факт  подтвержден на заседании комиссии представителем Общества, наличие соответствующих разрешений проверяется не у всех лиц, у которых имеется программное обеспечение общества, позволяющее получать информацию о заказах клиентов, и которые непосредственно оказывают услуги по перевозке пассажиров.

В связи с чем указание в рекламе, что диспетчерская служба «Минимум» является службой заказа такси, не соответствует действительности.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, учитывая существо оказываемых ООО «ххх» информационных (операторских) услуг, Комиссия признает, что распространенная реклама является недостоверной, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверная реклама не допускается.

Таким образом, распространяемая в сентябре 2016 года на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирных домов г. Пензы, реклама услуг диспетчерской службы заказа такси «Минимум» 23-23-23 с использованием текстовой надписи «диспетчерской службы «Минимум» заказ такси 23-23-23», содержащая не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах как услугах по заказу такси, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с чем является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем выступает ООО «ххх» (Диспетчерская служба заказа такси «Минимум» 23-23-23), заказавшее в своих предпринимательских интересах распространение рассматриваемой рекламы рекламораспространителю – ООО «ххх».

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела,  Комиссия пришла к выводу, что ООО «ххх» нарушило требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «ххх» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг «диспетчерской службы «Минимум» заказ такси 23-23-23», распространяемую в сентябре 2016 года на рекламных стендах, установленных в лифтах многоквартирных домов г.Пензы, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения об информационных (операторских) услугах как услугах по заказу такси, как нарушающую требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью «ххх» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение изготовлено в полном объеме  05 декабря 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны