Постановление б/н постановление от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу об административном правонарушении

058/04/14.3-841/2022

 

 15 декабря 2022 года                                                                               г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области  , рассмотрев   протокол   и   материалы   дела   об административном   правонарушении   № 058/04/14.3-841/2022, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Национальная служба банкротства» (ИНН 5836679754; ОГРН 1165835070763 ; г. Пенза, ул. Московская, стр. 29, офис 615; далее – ООО «НСБ», Общество), в связи с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установленному решением Пензенского УФАС России от 31.10.2022 по делу № 058/05/5-647/2022, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), без участия представителя ООО «НСБ»,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 01.12.2022 № 058/04/14.3-841/2022 об административном правонарушении, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) в отношении ООО «НСБ», в связи с совершением нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из протокола об административном   правонарушении  от 01.12.2022 № 058/04/14.3-841/2022 и материалов дела следует.

Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 058/05/5-647/2022 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «НСБ» по факту нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Распространяемая ООО «НСБ» реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 31.10.2022 в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела представитель ООО «НСБ» не присутствовал. ООО «НСБ» в установленном порядке уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения дела № 058/04/14.3-841/2022 об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.

Факт совершения ООО «НСБ» действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 058/05/5-647/2022 следует, что в Пензенское УФАС России поступило заявление физического лица, перенаправленное Управлением Федеральной антимонопольной службой по Самарской области (вх. N 1635 от 01.08.2022), по поводу распространения в сети Интернет рекламы компании «Росбанкрот» с признаками нарушения требований законодательства о рекламе. К заявлению приложены скрин-шоты рекламы, распространяемой в сети Интернет, следующего содержания: «…Банкротство в рассрочку 5000₽ 0% на 13 месяцев для всех! Строго по закону. Без посещений суда. Выиграли более 10.000 дел! Самые выгодные цены!...», «…Избавим от долгов раз и навсегда без последствий. 5000₽ в месяц – рассрочка 0%...».

Для установления рекламодателя Пензенским УФАС России  направлен запрос в  ООО «Яндекс» (исх. от 09.08.2022 № 1562-2э).

В адрес Пензенского УФАС России 16.08.2022 (вх.№3697-э) поступил ответ ООО «Яндекс», согласно которому установлено следующее.

По имеющейся у Яндекс информации, в сервисе «Яндекс.Директ» размещаются (размещались) следующие объявления с текстом: «…Банкротство в рассрочку 5000₽ 0% на 13 месяцев для всех! Строго по закону. Без посещений суда. Выиграли более 10.000 дел! Самые выгодные цены!...» в период с 21.04.2022 по н\в. Данная реклама размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и Обществом с ограниченной ответственностью «Национальная служба банкротства» (ИНН 5836679754; ОГРН 165835070763; г. Пенза, ул. Московская, стр. 29, офис 615) на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/.

Кроме того, вышеуказанная реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № от 20.10.2017, заключенного между Яндексом и ООО «АДВ-сервис» (ОГРН 1177847285967; ИНН 7810704382) в период с 05.05.2022 по 26.06.2022.

Из письменных пояснений ООО «АДВ-сервис (от 31.08.2022 вх. №3903-э) следует, что Общество оказывает Клиентам услуги в сети Интернет по предоставлению Клиенту возможности с использованием Сервиса eLama.ru управлять Рекламными кампаниями с помощью инструментов Сервиса и размещать Интернет-рекламу через Интернет-площадки (Яндекс.Директ, Google Ads, BKонтакте, Мэйл.ру и др) на Интернет-ресурсах, а также сопутствующие услуги по созданию рекламных кампаний и иные дополнительные услуги.

Согласно информации, представленной ООО «АДВ-сервис», рекламодателем рекламы: «…Банкротство в рассрочку 5000₽ 0% на 13 месяцев для всех! Строго по закону. Без посещений суда. Выиграли более 10.000 дел! Самые выгодные цены!...» является ООО «НСБ» на условиях Оферты индивидуальным предпринимателям и юридическим лица на оказание услуг eLama.ru (с приложением актов оказанных услуг с детализацией, счета-фактуры, выставленные ООО «НСБ», платежные поручения ООО «НСБ» об оплате услуг ООО «АДВ-сервис»).

Пензенским УФАС России определением от 05.09.2022 по факту распространения рекламы: «…Банкротство в рассрочку 5000₽ 0% на 13 месяцев для всех! Строго по закону. Без посещений суда. Выиграли более 10.000 дел! Самые выгодные цены!...» возбуждено дело № 058/05/5-647/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «НСБ».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с письмом ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указанного о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является «Банкротство в рассрочку».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела № 058/05/5-647/2022 установлено, что в рассматриваемой рекламе используется выражение: «Самые выгодные цены» без указания какого-либо подтверждения данному сравнению.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, предлагающих аналогичные услуги, оказываемым компанией «Национальная служба банкротства».

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность компания «Национальная служба банкротства», является конкурентным, и утверждение: «самые выгодные цены» носит недостоверный характер.

При этом информация «самые выгодные цены» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная компания имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями, Комиссии не представлено.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования путем употребления словосочетания «самые выгодные цены» без указания критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, вводит потребителей и хозяйствующие субъекты в заблуждение.

Исходя из вышеизложенного, следует, что рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – ООО «НСБ».  

Действия ООО «НСБ» были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Пенза, ул. Московская, стр. 29, офис 615.

Время совершения административного правонарушения: 21.04.2022 по 31.10.2022.

Таким образом, в действиях ООО «НСБ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ООО «НСБ» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, на момент вынесения постановления не истек.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение только в том случае, если оно совершено впервые, в связи с чем повторность совершенного правонарушения исключает возможность применения вышеназванной нормы.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В информационной базе платформы «Дело» (ЕИАС-Дело) по состоянию на 15.12.2022 года присутствуют сведения о привлечения ООО «НСБ» к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (статьи 14.3 КоАП РФ), в частности:

- дело № 034/04/14.3-193/2022 – дата постановления 08.04.2022 года;

- дело № 074/04/14.3-900/2022 – дата постановления 17.05.2022 года;

- дело № 074/04/14.3-1652/2022 – дата постановления 27.07.2022 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ к числу обстоятельств, отягчающими административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ (введённой в действие Федеральным законом № 70-ФЗ) установлено следующее:

1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент 11 совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Применение части 2 стати 4.1.2 КоАП РФ означает что санкция по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ для ООО «НСБ» составит от 50 тыс.рублей  до 250 тыс.рублей.

Однако, поскольку данное административное правонарушение совершено с отягчающим обстоятельством, считаю, что размер административного штрафа составит 100 тыс.рублей.

Совершенное ООО «НСБ» правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «НСБ» от административной ответственности.

Наличие в действиях ООО «НСБ» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в полной мере доказано и подтверждено материалами дела.

При рассмотрении настоящего административного дела сведений о тяжелом финансовом положении ООО «НСБ» не поступало.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Учитывая характер совершенного ООО «НСБ» административного правонарушения, его финансовое положение, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Национальная служба банкротства» (ИНН 5836679754; ОГРН 1165835070763; г. Пенза, ул. Московская, стр. 29, офис 615) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО «Национальная служба банкротства» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Связанные организации

Связанные организации не указаны