Решение б/н ООО «Вектор» на действия ФГАОУ ВО «Пермский национальный исс... от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Вектор»

<...>

 

ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

<...>

 

Закупочная комиссия ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

<...>

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

<...>

 

Дело № 059/07/3-35/2022

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Вектор» (вх. № 000632)

       

«26» января 2022 г.                                                                                                               г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

без участия сторон, надлежащим образом уведомленных,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Вектор» (ИНН: 5906165177) (далее – ООО «Вектор», Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ИНН: 1025900513924) (далее – ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Заказчик), Закупочной комиссии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (далее – Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг (извещение № 32110992656 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

УСТАНОВИЛА:

 

19.01.2021 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 000534-22 от 21.01.2022) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

До рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС какой-либо информации о невозможности принять участие в рассмотрении жалобы, со стороны Заявителя, Заказчика  представлено не было. Явку на заседание Комиссии Пермского УФАС по рассмотрению настоящей жалобы стороны не обеспечили. 

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Таким образом, учитывая, что стороны надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Пермского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в их отсутствие.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик, Закупочная комиссия руководствовались, в том числе Положением ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», утвержденным решением наблюдательного совета (протокол от «25» мая 2021 № 1), с изменениями, утвержденными наблюдательным советом от «08» июля 2021, протокол № 2 (далее – Положение), Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – Извещение), Документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг, утвержденной ректором ФГАОУ ВО «ПНИПУ» от «27» декабря 2021 № 1098 (далее – Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 27.12.2021 г.

Дата начала срока подачи заявок – 27.12.2021 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 11.01.2022 г.

На участие в аукционе первых частей заявок подано – 7 заявок (заявок отклонено – 0);

Рассмотрено вторых частей заявок – 6 заявок (заявок отклонено – 2);

Дата подведения итогов закупки – 14.01.2022 г.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены: действиями Закупочной комиссии, выразившимися в неправомерном допуске к участию в закупке первых частей заявок участников; действиями оператора торговой площадки ООО «РТС-тендер» (ИНН 7710357167) по созданию ситуации, при которой определенным участникам были созданы преимущественные условия при подаче ценовых предложений.

Также Заявитель полагает, что в действиях участников закупки имеется реализация групповой модели поведения «таран» в нарушении требований, предусмотренных статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя. Просит признать жалобу ООО «Вектор» необоснованной.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее:

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом ФАС России «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № ИА/57470/19 от 05.07.2019 г. поступающие жалобы на действия (бездействия) операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 г. № 1447-р, независимо от стоимости товаров, работ, услуг и заказчика, необходимо направлять в Центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 г. № 1447-р ООО «РТС-тендер» включено в рассматриваемый перечень операторов электронных площадок.

Учитывая изложенное, Пермское УФАС России, руководствуясь Письмом ФАС России, направило жалобу ООО «Вектор» (вх. № 000632 от 19.01.2022 г.) в части доводов о возможных нарушениях, допущенных оператором электронной площадки, в ФАС России для рассмотрения по существу.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Разделом 4 главы 2 Положения установлены условия применения и порядок проведения открытого аукциона в электронной форме.

Для проведения аукциона в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением о проведении аукциона в электронной форме и включает в себя, в том числе сведения о требованиях к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки (подпункт 2 пункта 10 раздела 4 главы 2 Положения).

Заявки на участие в аукционе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке (пункт 15 раздела 4 главы 2 Положения).

Согласно пункту 16 раздела 4 главы 2 Положения первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать предложение участника аукциона в электронной форме, в том числе описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, а также наименование страны происхождения поставляемого товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг.

Комиссия рассматривает первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в следующих случаях: 1) непредставления информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке. Отказ в допуске к участию в аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается (пункты 22, 24 раздела 4 главы 2 Положения).

Частью 2 Документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению, согласно которым заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание оказываемой услуги, которая является предметом закупки в соответствии  с требованиями документации о закупке, согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) (пункт 2 части 2 Документации).

Типовая форма заявки, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2019 г. № 1401, на участие в электронном аукционе обязательна для применения участниками закупки. Вместе с тем, заявка на участие в электронном аукционе участника закупки должна иметь содержание и состав, установленные в типовой форме такой заявки (пункт 4 части 2 Документации).

Комиссия Пермского УФАС, проанализировав представленные оператором электронной площадки заявки, установила, что первые части заявок участников: ООО «Профиндустрия», ООО «А класс», ИП Демьяновой А.В., ООО «Вектор», ИП Касияди К.С., ИП Макаровой М.А., ИП Красикова Ю.К., ИП Пухаревой Н.М. соответствуют предъявляемым к ним Положением, Документацией требованиям.

Однако из анализа представленной оператором заявки ООО «Чистое направление» Комиссией Пермского УФАС в ее составе не обнаружено сведений о согласии участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.

Вместе с тем Комиссия Пермского УФАС, установив совокупность обстоятельств, в том числе дальнейший отказ ООО «Чистое направление» от участия в торгах, приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии по допуску заявки ООО «Чистое направление» не привели к нарушению прав, законных интересов Заявителя, иных участников закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы, изложенные Заявителем в рассматриваемой части, необоснованными.

В части доводов о возможном наличии в действиях участников закупки реализация групповой модели поведения «таран» в нарушении требований, предусмотренных статьей 11 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС сообщает, что антимонопольный орган в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы на процедуру проведения торгов и порядок заключения договора. При этом доводы о сговоре участников закупки не подлежат рассмотрению в рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016. Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению довода о сговоре в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем данный довод оставлен без рассмотрения.

При этом Комиссия дополнительно сообщает, что в настоящее время Пермским УФАС России проводится проверка в соответствии с порядком, предусмотренным Главой 9 Закона о защите конкуренции, на предмет наличия в вышеописанных действиях участников нарушения требований статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Вектор» на действия ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Закупочной комиссии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» при организации и проведении аукциона  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг (извещение № 32110992656 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России № 000534-22 от 21.01.2022.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                         <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                            <...>

 

 

                                                                                                                            <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>,

+ 7 (342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны