Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 063/01/10-550/2021 выявило в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее – региональный оператор) признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившиеся в создании дискриминационных условий при установлении способа коммерческого учета объемов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО)  в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с организациями, осуществляющими деятельность на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами).

 

1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и иными подзаконными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Исходя из раздела V указанной формы стороны при заключении договора согласовывают порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО.

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета), предусматривают несколько способов коммерческого учета ТКО. Так, в пункте 5 указанных Правил определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом осуществление коммерческого учета ТКО исходя их количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно при соблюдении предусмотренных действующим законодательством требований к местам накопления ТКО.

Требования к местам накопления ТКО установлены статьей 13.4 Закона об отходах, а также региональными нормативными правовыми актами, основными из которых являются Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 (далее – Порядок накопления ТКО) и Территориальная схема обращения с отходами Самарской области, утвержденная Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.07.2018 г. № 228 (далее – Территориальная схема).

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 11.08.2021 г. № ВК/67016/21 сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае, если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно разъяснениям ФАС России от 25.05.2021 г. № ВК/42325/21 потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

Таким образом, из анализа действующего законодательства, а также выводов, содержащихся в разъяснениях ФАС России следует, что сторонами может быть выбран способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО в случае, если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства, внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в территориальную схему обращения с отходами.

 

2. Самарским УФАС России при рассмотрении заявления ООО «Рубин» установлено, что между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-6 037.

В соответствии с пунктом 12 договора № ТКО-6 037 способ коммерческого учета объемов ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях объема. В Приложении № 1 к договору указано, что местом накопления ТКО является контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Самара, ул. ….

ООО «ЭкоСтройРесурс» отказано ООО «Рубин» в определении коммерческого способа учета объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО в связи с отсутствием контейнерной площадки в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, Самарской области.

ООО «Рубин» осуществляет деятельность на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами) на территории Самарской области. На указанном товарном рынке осуществляют деятельность иные хозяйствующие субъекты.

В целях получения дополнительных сведений Самарским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции были направлены запросы о предоставлении информации, в том числе в адрес субъектов рынка управления торгово-развлекательными комплексами (центрами).

По результатам анализа полученных документов установлено, что между ООО «ЭкоСтройРесурс» и организациями, осуществляющими управление торгово-развлекательными комплексами (центрами), заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Из анализа условий представленных договоров следует, что для хозяйствующих субъектов договором установлен способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. При этом условия, необходимые для применения вышеуказанного способа коммерческого учета, в ряде случаев не соблюдены.

Комиссией установлено, что контейнерные площадки ряда хозяйствующих субъектов, указанные в приложениях к договорам с региональным оператором, включены в территориальную схему обращения с отходами, что также подтверждается письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

При этом, контейнерные площадки большинства хозяйствующих субъектов, указанные в приложениях к договорам с региональным оператором, в территориальную схему не включены. Однако коммерческий учет объема и массы ТКО для данных хозяйствующих субъектов установлен исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Согласно имеющимся материалам, региональный оператор при применении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО для заявителя ООО «Рубин» указывает на необходимость соблюдения требования о включении контейнерной площадки в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО. В связи с отсутствием контейнерной площадки в территориальной схеме региональным оператором ООО «Рубин» было отказано в определении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Вместе с тем, из имеющихся материалов не усматривается, что региональный оператор предъявлял к иным потребителям (субъектам одного рынка) требование о включении контейнерной площадки в территориальную схему для осуществления учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» необоснованно создает различные (дискриминационные) условия для потребителей, действующих с ООО «Рубин» на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами), при заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в части установления способа коммерческого учета объема и массы ТКО. При этом установленный в договоре способ коммерческого учета имеет прямое влияние на размер стоимости услуги.

Указанные действия ООО «ЭкоСтройРесурс» создают дискриминационные условия на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами), основываются на применении избирательного и безосновательного подхода в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на указанном товарном рынке, и приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

 

3. Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования являются 2019-2020 гг.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые, в свою очередь, совпадают с границами Самарской области.

Из анализа следует, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (…), имеющее статус регионального оператора.

Указанное Общество является победителем конкурсного отбора, проведенного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по результатам конкурса между сторонами заключено соглашение от 01.11.2018 г.

Между министерством и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено соглашение от 01.11.2018 г., в соответствии с которым ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

Пунктом 2.1 указанного соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО на всей территории Самарской области.

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в установленных географических границах. Самарским УФАС России установлено, что на момент выдачи настоящего предупреждения положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на данном товарном рынке не изменилось.

 

4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами

Под созданием дискриминационных условий понимается формирование неравного подхода к приобретателям идентичного по своей природе, содержанию и объему блага, которым в данном случае является заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с применением способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.  

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что в результате использования им доминирующего положения на товарном рынке наступают или могут наступить негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путем создания дискриминационных условий.

 

Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке обращения с ТКО в зоне своей деятельности, соответствующей территории Самарской области.

Потребители в лице юридических лиц не имеют возможности обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному хозяйствующему субъекту, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс».

Комиссией установлено, что субъекты одного товарного рынка находятся в неравных условиях осуществления деятельности вследствие использования региональным оператором доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО.

При указанных обстоятельствах вышеизложенные действия регионального оператора свидетельствуют о неравном и необоснованном подходе при расчете платы за оказанные услуги в отношении субъектов одного товарного рынка, в результате чего создаются дискриминационные условия в понимании пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия регионального оператора содержат признаки злоупотребления доминирующим положением путем создания дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами).

 

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

 

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России предупреждает ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до «31» января 2022 года путем:

 

- недопущения создания дискриминационных условий при применении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, для субъектов, действующих на одном товарном рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами).

 

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        Ю.А. К.

 

                                                                                                                                              

Члены  Комиссии:                                                                                          Ю.М. Ч.

 

 

                                                                                                                                                                                  Е.А. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

(846) 200-15-63

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны