Решение б/н Решение и Предписание по делу № 18-7504-15/6 от 4 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

НМУП «Водоканал»

Г. А.В.

 

ул. 50-летия НПЗ, 1Б,

г. Новокуйбышевск,

Самарской области,

446020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» августа 2015 г.                                      

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста 1 разряда общего отдела М.Д. Челяпиной,

рассмотрев дело № 18-7504-15/6 по признакам нарушения Новокуйбышевского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – НМУП «Водоканал», Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Самарским УФАС России на основании Приказа руководителя управления от 20.03.2015 г. № 90 была проведена плановая выездная проверка отношении НМУП «Водоканал». По результатам данной проверки Инспекцией Самарского УФАС России составлен акт проверки от 24.04.2015 г. № 3572/6.

В рамках проведения проверки, в соответствии с Приказом от 20.03.2015 года № 90, НМУП «Водоканал» были представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документов и сведений:

- учредительных документы НМУП «Водоканал» в действующей редакции;

- бухгалтерских балансов по состоянию на 31 декабря 2013 г., на 31 декабря 2014 г.;

- отчетов о прибылях и убытках с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г., с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.;

- реестра поступавших в НМУП «Водоканал» в 2013-2014 гг., истекшем периоде 2015 г. обращений, писем, заявок физических и юридических лиц о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения НМУП «Водоканал» по форме, согласно Приложению 3 к настоящему Приказу;

- заявлений физических и юридических лиц о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения НМУП «Водоканал», поступавшие в адрес НМУП «Водоканал» в 2013-2014 гг. и истекшем периоде 2015 г.;

- документов, отражающих результаты рассмотрения вышеназванных заявлений физических и юридических лиц о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

 

В ходе проведения проверки Инспекцией Самарского УФАС России установлено следующее:

1. Согласно представленным материалам НМУП «Водоканал» является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения и не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Из пункта 1.3 Устава Предприятия, утвержденного Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 25.12.2012 г. № 533 (далее – Устав) следует, что его учредителем и собственником является муниципальное образование городской округ Новокуйбышевск Самарской области.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава целями деятельности НМУП «Водоканал» являются необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач и получение прибыли. В силу пункта 3.2 Устава для достижения указанных целей Предприятие в установленном законом порядке осуществляет следующее виды деятельности: работы по эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения городских и других поселений; работы по эксплуатации централизованных систем водоотведения городских и других поселений; работы по эксплуатации и содержанию зданий, территорий, инженерных сетей и сооружений объектов питьевого водоснабжения и водоотведения городских и других поселений.

 

Постановлением Администрации городского округа Новокуйбышевск от 21.03.2013 г. № 846 НМУП «Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Новокуйбышевск.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обязательным условием для установления в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушения антимонопольного законодательства является наступление неблагоприятных последствий на том или ином товарном рынке в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, положение НМУП «Водоканал» на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей признается доминирующим.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Правоотношения в сфере коммерческого учета воды до 04.09.2013 г. регулировались Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167 (далее – Правила пользования системами водоснабжения и канализации).

Согласно пункту 36 Правил пользования системами водоснабжения и канализации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 г.) до начала разработки технической документации на проектирование узла учета абонент может получить в организации водопроводно-канализационного хозяйства исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Исходные данные выдаются по заявке абонента в 10-дневный срок.

Учитывая изложенное, действующим законодательством для НМУП «Водоканал»  предусмотрена обязанность выдачи технических условий на проектирование узла учета в установленный законом срок.

 

  Комиссией установлено, что в адрес НМУП «Водоканал» в период с 2013 г. по 2015 г. было направлено 3 заявки  на выдачу указанных технических условий. По результатам рассмотрения заявок Департамента городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск и ООО «Луч» Предприятием были выданы технические условия на проектирование и установку приборов учета количества потребляемой воды в срок, установленный действующим законодательством. По результатам рассмотрения заявки ОАО «БИАКСПЛЕН» от 17.04.2013 г. НМУП «Водоканал» выданы технические условия на проектирование и установку прибора учета количества отводимых от предприятия сточных вод. При этом данные технические условия выданы ресурсоснабжающей организацией 19.06.2013 г. за рамками срока, установленного пунктом 36 Правил пользования системами водоснабжения и канализации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 г.).

Согласно пояснениям НМУП «Водоканал», представленным письмом от 03.08.2015 г. № 309-р, нарушение установленных действующим законодательством сроков выдачи технических условий для организации коммерческого учета отводимых сточных вод обусловлено отсутствием технической и организационной практики по данному вопросу.

Вместе с тем, из положений действующего законодательства следует, что указанные обстоятельства не являются правовым основанием для нарушения вышеназванного императивного срока выдачи технических условий на проектирование узлов учета.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что срок для выдачи технических условий на проектирование узлов учета, установленный пунктом 36 Правил пользования системами водоснабжения и канализации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 г.), является императивным. Правовые нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не содержат положений, позволяющих ресурсоснабжающей организации выдавать названные технические условия за рамками установленного срока.

 

3. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, на законодательном уровне за ресурсоснабжающими организациями закреплена обязанность в установленный срок ввести соответствующие приборы учета в эксплуатацию.

Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что прибор учета является неотъемлемой составной частью узла учета, с помощью которого фиксируются количественные изменения объема потребленного ресурса.

В силу части 5 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Следовательно, действующим законодательством предусмотрено безвозмездное опломбирование ресурсоснабжающей организацией приборов учета воды и сточных вод.

При этом частью 6 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Правовое регулирование отношений, связанных с коммерческим учетом воды, до 04.09.2013 г. осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 г. № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 г.) (далее – Правила предоставления коммунальных услуг). С 04.09.2013 г. данные правоотношения регулируются Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. № 776 (далее – Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод).

Как следует из пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Согласно пункту 34 Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана допустить узел учета к эксплуатации не позднее срока, установленного действующим законодательством.

 

В материалах настоящего дела имеются сведения о поступивших в адрес Предприятия обращениях, письмах, заявках физических и юридических лиц на допуск к эксплуатации узлов учета количества потребляемой воды. Из имеющейся информации следует, что за период с 2013 г. по истекший период 2015 г. в адрес НМУП «Водоканал» поступило 271 заявление физических лиц и 77 заявлений юридических лиц на допуск в эксплуатацию узлов учета количества потребляемой воды в жилых домах. В результате рассмотрения указанных заявок составлены акты допуска к эксплуатации в целях проведения коммерческих расчетов узла учета количества потребляемой питьевой воды (далее – акт допуска к эксплуатации узла учета).

Как следует из представленных документов, 11 актов допуска к эксплуатации узлов учета, являющиеся результатом рассмотрения 9-ти заявок физических лиц и 2-х заявок юридических лиц, выданы с нарушением срока, установленного действующим законодательством.

Сведения о дате поступления в НМУП «Водоканал» заявок на допуск в эксплуатацию узла учета, а также о результатах их рассмотрения приведены в таблице № 1.

 

Таблица № 1

 

№ п/п

Сведения о заявителе

Дата поступления заявки

Срок выдачи акта, установленный действующим законодательством

Фактическая дата выдачи акта

1

А. Т.Ю.

17.04.2013 г.

17.05.2013 г.

21.05.2013 г.

2

А. В.Т.

16.05.2013 г.

16.06.2013 г.

30.07.2013 г.

3

Б.О.М.

17.05.2013 г.

17.06.2013 г.

30.07.2013 г.

4

В. Е.Г.

30.09.2013 г.

21.10.2013 г.

31.10.2013 г.

5

К. Н.Н.

26.03.2014 г.

16.04.2014 г.

29.04.2014 г.

6

С.Е.В.

10.04.2014 г.

05.05.2014 г.

15.05.2014 г.

7

Т.К.И.

22.09.2014 г.

13.10.2014 г.

15.10.2014 г.

8

П.А.В.

15.09.2014 г.

03.10.2014 г.

22.10.2014 г.

9

П.Л.А.

30.09.2014 г.

21.10.2014 г.

23.10.2014 г.

10

ООО «Сервис-Центр-Автоматика»

12.07.2013 г.

02.08.2013 г.

22.08.2013 г.

11

НМБУ «Центр-Сервис»

06.11.2013 г.

27.11.2013 г.

01.01.2014 г.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что срок не позднее одного месяца и 15 рабочих дней со дня получения заявки на допуск узла учета к эксплуатации является императивным. Правовые нормы Правил предоставления коммунальных услуг, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод не содержат положений, позволяющих ресурсоснабжающей организации выдавать акты допуска к эксплуатации узлов учета за рамками установленных сроков.

Из пояснений НМУП «Водоканал», представленных письмом от 03.08.2015 г. № 309-р, следует, что нарушение установленных действующим законодательством сроков выдачи актов допуска к эксплуатации узлов учета связан с отсутствием возможности у абонента обеспечить своевременный беспрепятственный допуск сотрудников ресурсоснабжающей организации в помещения с узлами учета.

При этом действующее законодательство не содержит положений о допустимости нарушения указанных императивных сроков выдачи актов допуска к эксплуатации узлов учета по основаниям, указанным НМУП «Водоканал» в письменных пояснениях.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия НМУП «Водоканал» как гарантирующей организации, выразившиеся в нарушении сроков выдачи технических условий на проектирование узлов учета, а также допуска приборов учета к эксплуатации не соответствуют положениям действующего антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссией установлено, что действия НМУП «Водоканал» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привели к ущемлению интересов указанных лиц.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

                                                                                            

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение НМУП «Водоканал» на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей.

2. Признать в действиях НМУП «Водоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать НМУП «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

                                                                                                                                                 

                                                                           

                                                                                                                                   М.Д. Челяпина

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Директору

НМУП «Водоканал»

Гусеву А.В.

 

ул. 50-летия НПЗ, 1Б,

г. Новокуйбышевск,

Самарской области,

446020

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

03.09.2015 г.                                                                                                                                г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста 1 разряда общего отдела М.Д. Челяпиной,

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании  своего  решения  от  19.05.2015 г.  по делу № 18-7504-15/6 о нарушении Новокуйбышевским муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» (далее – НМУП «Водоканал») части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

НМУП «Водоканал» в срок до «30» сентября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении сроков выдачи технических условий на проектирование узлов учета, актов допуска узлов учета к эксплуатации, а именно:

- довести до сведения абонентов путем размещения на стендах в местах массового пребывания людей, в телекоммуникационной сети Интернет, других местах информации о предусмотренном действующим законодательством порядке и сроках выдачи технических условий на проектирование узлов учета, а также сроках выдачи актов допуска узлов учета к эксплуатации.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Самарское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                             Ю.А. Клинкова

 

Члены комиссии:                                                                                                                Н.В. Тишина

 

                                                                                                                                   М.Д. Челяпина

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны