Решение б/н Решение от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                            г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «07» февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» февраля 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе: руководителя управления П. Л.Л., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ч. Ю.М., специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции М.Д.В.,

рассмотрев дело № 063/01/10-550/2021 по признакам нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» ( части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии Т..Е.И. – представителя ООО «Рубин» (доверенность), Ш. Ю.А. – представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» (доверенность)

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Рубин», содержащее информацию о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

На основании части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, в целях получения дополнительных документов и сведений, для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России были направлены запросы о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес хозяйствующих субъектов.

Самарским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, по результатам которого установлено доминирующее положение (100%) ООО «ЭкоСтройРесурс» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 09.06.2021 г. № 71.

По результатам анализа представленных материалов в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» Самарским УФАС России обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 063/01/10-550/2021 к рассмотрению от 11.06.2021 г. № 6080/6 к участию в нем в качестве ответчика было привлечено ООО «ЭкоСтройРесурс», в качестве заявителя ООО «Рубин».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в злоупотреблении ООО «ЭкоСтройРесурс» доминирующим положением путем неоказания услуг по обращению с ТКО, а также ущемления интересов в результате неравного подхода при применении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО для хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами).

Определением от 22.11.2021 г. № 11343/6 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

17.12.2021 г. на заседании Комиссии было принято решение о выдаче предупреждения ООО «ЭкоСтройРесурс» на основании части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Рубин» при рассмотрении дела также заявлены доводы о навязывании со стороны регионального оператора невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части определения способа коммерческого учета объемов ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Данные доводы оценены Комиссией при рассмотрении дела. По результатам рассмотрения в указанных заявителем действиях регионального оператора признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

При этом по результатам рассмотрения обстоятельств, связанных с злоупотреблением доминирующим положением путем неоказания услуг по обращению с ТКО, Комиссией установлено следующее.

 

2. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО). Указанными нормативными актами установлена обязанность регионального оператора оказывать услуги по обращению с ТКО всем потребителям в зоне своей деятельности.

Согласно положениям статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать заказчику услугу, а заказчик обязуется ее оплатить.

В соответствии частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156.

Согласно пункту 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

В силу пункта 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что региональный оператор имеет обязанность оказывать услугу по обращению с ТКО для потребителя в месте накопления ТКО, определенном в договоре, а потребитель осуществлять складирование ТКО в указанном месте.

 

3. Комиссией установлено, что ООО «Рубин» осуществляет деятельность на рынке управления торгово-развлекательными комплексами (центрами). ООО «ЭкоСтройРесурс» является региональным оператором по обращению с ТКО в Самарской области.

Согласно материалам дела между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 г. № ТКО - 6 037.

В соответствии с пунктом 1 указанного договора ООО «ЭкоСтройРесурс» обязано принимать ТКО в объеме и месте накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель ООО «Рубин» обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа  на услугу регионального оператора.

Как следует из приложения № 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО местом накопления ТКО является: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147.

Согласно подпункту «а» пункта 10 договора потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО.

Таким образом, из анализа условий договора следует, что региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО с места накопления ТКО, указанного в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс». Как следует из материалов дела, в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО определено место накопления ТКО, которое согласовано сторонами и не являлось предметом разногласий при заключении указанного договора.

Согласно письменным и устным пояснениям ООО «Рубин» региональный оператор с момента заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не исполнял условия данного договора в части оказания услуг по обращению с ТКО с учетом места накопления ТКО, согласованного сторонами в договоре.

Комиссией установлено, что в материалах дела содержатся акты, составленные ООО «Рубин», по результатам осмотра места накопления ТКО, расположенного по адресу: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147, принадлежащего ООО «Рубин».

Как следует из указанных актов, евроконтейнеры, принадлежащие ООО «Рубин» и предназначенные для накопления ТКО, на момент проведения осмотра наполнены отходами, относящимися к ТКО. В актах также указано, что дальнейшее складирование ТКО в названные контейнеры не представляется возможным. Отходы, относящиеся к ТКО и складируемые в указанные контейнеры, не вывозились.

Из представленных документов следует, что указанные акты направлялись ООО «Рубин» в адрес регионального оператора ежедневно с 10.07.2020 г. по 13.04.2021 г., а также в последующие периоды.

Из материалов дела следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» принимало указанные акты и уведомляло потребителя о нецелесообразности их подписания со стороны регионального оператора. ООО «ЭкоСтройРесурс» в ответ на полученные акты указывало, что место накопления ТКО не включено в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, Самарской области, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. №228 (далее – территориальная схема).

Согласно позиции регионального оператора, у ООО «Рубин» имеется возможность получения услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к месту нахождения указанного лица контейнерной площадки, включенной в территориальную схему Самарской области.

При этом вышеизложенную позицию ООО «ЭкоСтройРесурс» нельзя признать обоснованной ввиду следующего. В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Аналогичное условие содержится в договоре между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс». В указанном договоре сторонами согласовано, что местом оказания услуги по обращению с ТКО является контейнерная площадка, находящаяся по адресу: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147.

Из содержания переписки между заявителем и ответчиком следует, что региональный оператор не отрицает факт невывоза ТКО с вышеназванного места накопления, указанного в договоре между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Рубин».

Комиссией у регионального оператора запрошены документы и сведения, подтверждающие факт оказания услуг по обращению с ТКО ООО «Рубин», в том числе материалы фото и видеофиксации оказания услуг, иные документы и сведения (выписки из маршрутных журналов мусоровозов, информация из системы ГЛОНАСС и т.д.). 

Правилами обращения с ТКО предусмотрено право регионального оператора в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.

При этом ООО «ЭкоСтройРесурс» не представлены какие-либо документы и сведения, подтверждающие факт оказания услуг заявителя по адресу: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147.

Комиссией также направлен запрос в адрес оператора по транспортированию ТКО ООО «ТрансРесурс».

В материалах дела имеется договор от 27.04.2020 г. №4/ТР, заключенный между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «ТрансРесурс». Согласно пункту 1.1 указанного договора, исходя из приложения № 1 к договору, территория, в границах которой расположены места накопления ТКО, с которых исполнитель осуществляет вывоз ТКО, включает, в том числе территорию Кировского внутригородского района г.о. Самара. На территории указанного района расположено место накопления ТКО, принадлежащее ООО «Рубин».

ООО «ТрансРесурс» в ответ на запрос Самарского УФАС России письмом от 22.11.2021 г. № 2053/21 сообщило, что вывоз ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147 не осуществлялся.

Более того, ООО «Рубин» сообщило, что с 25.12.2017 г. по настоящее время услуги по вывозу отходов с контейнерной площадки, указанной в договоре с ООО «ЭкоСтройРесурс», оказывались иным хозяйствующим субъектом.

Указанное следует из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 года по делу № А55-12150/2020, приобщенного к материалам настоящего дела.

Комиссия также отмечает, что в материалах дела имеется универсальный передаточный документ (далее – УПД) от 31.12.2019 г. №КУ12-010646, направленный региональным оператором в адрес ООО «Рубин». Из содержания указанного документа следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» выставило заявителю плату за оказание услуг по обращению с ТКО за весь 2019 год.

Вместе с тем, согласно пункту 5 договора, заключенного между ООО «Рубин» и ООО «ЭкоСтройРесурс», под расчетным периодом понимается один календарный месяц.

При этом Комиссией установлено, что в течение 2019 года документы, подтверждающие оказание услуг по обращению с ТКО и их стоимость, региональным оператором в адрес ООО «Рубин» не направлялись.

Таким образом, по результатам анализа представленных материалов, Комиссией не установлено доказательств, подтверждающих факт оказания услуг по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» для ООО «Рубин». При этом имеющиеся документы и сведения указывают, что вывоз, транспортирование и размещение ТКО для заявителя производил иной хозяйствующий субъект. 

Указанное в совокупности с иными доказательствами также свидетельствует о неоказании услуг по обращению с ТКО со стороны регионального оператора.

 

4. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах Самарской области при выдаче предупреждения ООО «ЭкоСтройРесурс».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из части 4 статьи 24.7 Закона об отходах, заявитель имеет обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – министерство) проведен открытый конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

По результатам конкурсного отбора ООО «ЭкоСтройРесурс» признано его победителем, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Самарской области на 9 лет. Между министерством и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено соглашение от 01.11.2018 г., в соответствии с которым ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

Пунктом 2.1 указанного соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО на всей территории Самарской области.

Комиссией установлено, что у заявителя отсутствует возможность обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс».

С учетом указанных обстоятельств, а также на основании анализа материалов дела продуктовые границы товарного рынка определены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, географические границы – как зона деятельности регионального оператора, что соответствует границам Самарской области.

По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области и с 01.01.2019 г. занимает на данном товарном рынке доминирующее положение с долей 100%. Комиссией отмечает, что на момент принятия заключения об обстоятельствах дела положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на данном товарном рынке не изменилось.

 

5. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 необходимо установить наличие у него доминирующего положения и факт совершения им действий, направленных недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей в результате использования своего доминирующего положения.

В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Согласно абзацу 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Комиссия по результатам рассмотрения дела пришла к выводу о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс», используя свое доминирующее положение, необоснованно уклонялось от оказания услуг по обращению с ТКО, в результате чего произошло ущемление интересов ООО «Рубин» в сфере предпринимательской деятельности.

Из материалов настоящего дела следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» настаивало на том, что услуги по обращению с ТКО для ООО «Рубин» оказываются надлежащим образом.

Комиссией установлено, что ООО «Рубин», возражая против данной позиции ООО «ЭкоСтройРесурс», ежедневно составляло акты о нарушении обязательств по договору и направляло их ответчику. Однако региональный оператор уклонялся от разрешения возникшей спорной ситуации и принятия всех возможных мер для надлежащего исполнения договора, настаивая на надлежащем оказании услуг.

Указанное привело к невозможности получения ООО «Рубин» услуги по обращению с ТКО, образующимися в результате его предпринимательской деятельности.

При этом возможность отказа регионального оператора от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают отходы в определенном месте накопления, действующим законодательством не предусмотрена.

Комиссия пришла к выводу, что совершение ООО «ЭкоСтройРесурс» указанных действий обусловлено наличием у Общества доминирующего положения и рыночной власти.

Комиссией установлено, что указанные действия совершаются ООО «ЭкоСтройРесурс» именно в силу обладания особым статусом – региональный оператор по обращению с ТКО. Доминирующее положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на товарном рынке и его статус регионального оператора обуславливают возможность Общества оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке – услуги по обращению с ТКО.

В отношениях с ООО «Рубин» ООО «ЭкоСтройРесурс» действовало как сильная сторона договора и считало, что само по себе заключение сторонами договора свидетельствует об оказании услуг по обращению с ТКО, что не соответствует действующему законодательству и противоречит материалам дела.

Кроме того, согласно материалам дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по договору №ТКО-6 037 на оказание услуг по обращению с ТКО в размере 36 991 557 руб. 48 коп. в отсутствие доказательств оказания услуг по обращению с ТКО, фактически требуя денежные средства за неоказанные услуги, что создавало риски извлечения региональным оператором необоснованной выгоды за счет ООО «Рубин» (дело № А55-12150/2020).

При этом действующим законодательством закреплено право ООО «Рубин» получать услуги по обращению с ТКО у регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс». Однако, в результате действий ООО «ЭкоСтройРесурс» заявитель был лишен данного права.

Вышеизложенные действия ООО «ЭкоСтройРесурс» свидетельствуют об использовании ответчиком рыночной власти, игнорировании законодательства в сфере обращения с ТКО, а также антимонопольного законодательства при взаимоотношениях с ООО «Рубин».

Указанные действия регионального оператора являются злоупотреблением доминирующим положением по смыслу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Комиссия пришла к выводу о наличии объективной взаимосвязи между доминирующим положением ООО «ЭкоСтройРесурс», совершением действием, выразившихся в отказе о предоставлении заявителю услуги по обращению с ТКО, и наступившими негативными последствиями в виде ущемления интересов ООО «Рубин».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившиеся в уклонении от оказания услуг по обращению с ТКО для ООО «Рубин» в рамках заключенного договора, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по обращению с ТКО.

 

6. В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц, участвующих в деле, Комиссией было направлено заключение об обстоятельствах настоящего дела (исх. № 517/6 от 25.01.2022 г.).

ООО «ЭкоСтройРесурс» письмом от 02.02.2022 г. № ЭСР-6490/22 представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела. В возражениях региональный оператор указывает, что вывод Комиссии об уклонении ООО «ЭкоСтройРесурс» от оказания услуг по обращению с ТКО для ООО «Рубин» основан на ошибочном толковании норм права и противоречит судебной практике. По мнению ответчика, согласование региональным оператором и ООО «Рубин» места накопления ТКО в договоре № ТКО-6037 не имеет значения при решении вопроса об оказании/ неоказании услуг по обращению с ТКО, поскольку договором был предусмотрен коммерческий учет объемов ТКО исходя из нормативов их накопления.

Из материалов дела следует, что в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО между заявителем и ответчиком согласовано место накопления ТКО: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 147. Кроме того, договором предусмотрена обязанность регионального оператора осуществлять прием ТКО в объеме и месте накопления, которые определены в договоре (пункт 1), а также обязанность потребителя обеспечивать складирование ТКО в указанных местах накопления (подпункт «г» пункта 10). Договор не содержит положений о том, что вывоз ТКО с вышеуказанного места накопления будет производиться при условии согласования сторонами способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Обязанность регионального оператора исполнять условия договора в полном объеме, в том числе в части приема ТКО с согласованного сторонами места накопления, также следует из толкования положений гражданского законодательства и законодательства, регулирующего порядок обращения с ТКО.

Более того, пунктом 20 договора между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Рубин» для последнего отдельно оговорено условие о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения правил обращения с ТКО путем складирования ТКО вне мест накопления таких отходов, определенных договором.

Как указывает региональный оператор, в случае осуществления коммерческого учета объема ТКО указанным способом потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему обращения с отходами Самарской области. ООО «ЭкоСтройРесурс» также указывает на недоказанность факта оказания услуг по обращению с ТКО для заявителя иным хозяйствующим субъектом.

Комиссия отмечает, что данная позиция регионального оператора заключается в том, что именно потребитель вправе складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему, а не в том, что региональный оператор вправе не осуществлять обращение с ТКО в местах накопления, определенных договором между сторонами.

При вышеуказанных обстоятельствах уклонение ООО «ЭкоСтройРесурс» от оказания услуг по обращению с ТКО для ООО «Рубин» с контейнерной площадки заявителя нельзя признать правомерным. Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении по делу № А55-12150/2020, в рамках которого рассмотрен спор между региональным оператором и ООО «Рубин» о взыскании задолженности по договору № ТКО-6037, оснований не доверять которому у Комиссии не имеется.

В возражениях ответчик заявляет довод о том, что на территории Самарской области услуги по обращению с ТКО любому потребителю автоматически считаются оказанными региональным оператором. По мнению ООО «ЭкоСтройРесурс», отсутствие доказательств фактического оказания услуг не может свидетельствовать о нарушении законодательства о защите конкуренции, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО обладает признаками абонентского договора.

Комиссия считает, что указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не учитывают конкретных обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Ответчик не приводит ссылок на конкретную норму права, освобождающую регионального оператора от доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО при наличии доказательств обратного.

Материалы настоящего дела содержат доказательства, подтверждающие, что услуги по обращению с ТКО для ООО «Рубин» региональным оператором в соответствии с действующим законодательством и условиями договора не оказывались, что подтверждается актами о нарушении исполнения обязательств по договору, перепиской между региональным оператором и потребителем, универсальными передаточными документами, ответом оператора по транспортированию ТКО ООО «Трансресурс», судебными актами по делу № А55-12150/2020. В свою очередь, ООО «ЭкоСтройРесурс» не представлено доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг для ООО «Рубин».

Как установлено Комиссией, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО и во взаимоотношениях с ООО «Рубин» является «сильной» стороной по договору, обладающей рыночной властью. При этом, уклоняясь от оказания услуг по обращению с ТКО для заявителя, региональный оператор настаивает на том, что услуги оказаны надлежащим образом в полном объеме и совершает действия, направленные на взыскание задолженности с потребителя за фактически не оказанные услуги.

Указанные действия ответчика ущемляют не только интересы заявителя, но и могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – арендаторов ООО «Рубин», осуществляющих деятельность на территории ТРЦ «Вива-Лэнд» и не имеющих с региональным оператором отдельного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что представленные доводы и возражения ответчика не свидетельствуют об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для выдачи ООО «ЭкоСтройРесурс» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (подпункт «ж» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «ЭкоСтройРесурс» (….) на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах Самарской области.

 

2. Признать в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (…) нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем уклонения от оказания для ООО «Рубин» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

3. Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

 

4. Выдать ООО «ЭкоСтройРесурс» (…) предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления доминирующим положением, связанного с уклонением от оказания для ООО «Рубин» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                   Л.Л. П.

 

 

Члены Комиссии:                                                                                            Ю.М. Ч.

                                                                                                                                           

                                                                            

                                                                                                                                   Д.В. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны