Предупреждение №3374/6 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 063/01/10-45/2024, возбужденного по признакам нарушения ООО «Газпром газораспределение Самара» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установило следующее.

 

С 1 сентября 2023 г. Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 71-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которым исключительным правом по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (далее – ТО и ремонт ВДГО в МКД), техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (далее - ТО ВКГО в МКД) и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) в жилом доме обладает специализированная организация, являющаяся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 157.3 ЖК РФ коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в МКД, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления специализированной организацией:

- технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в МКД;

- технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в МКД;

- технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме.

При этом в силу пункта 31(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила №410), в отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Таким образом, наличие соответствующего договора о техническом обслуживании газового оборудования является обязательным условием для оказания услуги газоснабжения.

Согласно пункту 2 Правил № 410 «специализированная организация» - соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

ООО «Газпром газораспределение Самара» является газораспределительной организацией и осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в МКД, техническому обслуживанию внутриквартирного газового  оборудования в МКД и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах (домовладениях) на территории Самарской области в зоне пролегания газораспределительной сети.

В соответствии с частью 9 статьи 157.3 ЖК РФ размер платы за ТО ВКГО в МКД, а также за ТО ВДГО в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) от 29.05.2023 № 387/пр утверждены Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – Методические указания).

Следует отметить, что Методические указания не распространяются на расчет размера платы за техническое обслуживание и ремонт ВДГО в многоквартирном доме.

Размер платы за работы по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме не подлежит государственному регулированию.

Цены на вышеуказанные работы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Вместе с тем, плата за ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме подлежит определению в соответствии с положениями приказа Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр.

 

1. ООО «Газпром газораспределение Самара» приказом от 21.08.2023 № 86 с 01.09.2023 ввело в действие прейскурант цен на работы по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в индивидуальных и многоквартирных жилых домах согласно приложению №1 к приказу. Необходимо отметить, что утвержденный прейскурант предусматривал установление цены на работы по техническому обслуживанию для двух категорий потребителей:

- для юридических лиц и коммерческих целей;

- для населения.

Приказом от 19.12.2023 №169 ООО «Газпром газораспределение Самара» внесло изменения в приказ от 21.08.2023 № 86, изложив приложение № 1 в новой редакции. При этом в новой редакции приложения № 1 предусмотрено установление цен на работы по техническому обслуживанию ТО ВГ(К)ГО только для одной категории потребителей – для населения.

Следует отметить, что Распоряжением ООО «Газпром газораспределение Самара»  от 31.08.2023 №01-01-02/307 «О прекращении действия Прейскуранта ООО «Газпром газораспределение Самара» на техническое обслуживание общедомового, внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на 2023 год» признано утратившим силу Приложение № 3 к распоряжению №01-01-02/354 от 18.12.2022 за исключением пункта 3.21. В свою очередь, пунктом 3.21 вышеуказанного Приложения № 3 установлена плата за работы по техническому обслуживанию общедомового газового оборудования в МКД.

Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Самара» не изменяло размер платы за техническое обслуживание общедомового газового оборудования в МКД с 01.09.2023 года.

Согласно предоставленным письменным пояснениям ООО «Газпром газораспределение Самара» на основании Методических указаний произвело расчет платы за ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, что привело к увеличению стоимости оказываемых услуг.

Так, из анализа имеющихся документов и сведений следует, с 01.09.2023 г. цены на большинство услуг по ТО ВДГО в жилых домах, ТО ВКГО в МКД, оказываемых ООО «Газпром газораспределение Самара» выросли в пределах 21 – 95 %.

Сведения о динамике цен на услуги по ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, оказываемые ООО «Газпром газораспределение Самара» представлены в Таблице № 1.        

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

Таблица №1

 

 

п/п

 Наименование

работ

ООО «Газпром газораспределение Самара»

 

Цена для ЮЛ и комм. целей по 31.08.2023 г., руб./год с учетом НДС

Цена для ЮЛ и комм. целей с 01.09.2023 г., руб./год с учетом НДС

Изме- нение,

%

Цена для населения по 31.08.2023 г., руб./год с учетом НДС

Цена для населения с 01.09.2023 г., руб./год с учетом НДС

Изме-нение,

 %

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

2

ТО плиты газовой двухгорелочной

420

555

32

286

488

71

 

3

ТО плиты газовой трехгорелочной

490

644

31

338

567

68

 

4

ТО плиты газовой четырехгорелочной

558

734

32

380

646

70

 

5

ТО варочной панели

459

555

21

404

488

21

 

6

Техническое обслуживание духового шкафа

221

337

52

194

297

53

 

7

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера)

3118

4496

44

2411

3957

64

 

8

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт
обслуживание (с бойлером и без бойлера)

3897

5995

54

3014

5276

75

 

9

ТО котла с атмосферной горелкой мощностью от 61 до 140 кВт (с бойлером и без бойлера)

4870

7494

54

3768

6595

75

 

10

ТО проточного водонагревателя (колонки)

1028

1559

52

878

1372

56

 

11

ТО конвектора

917

1611

76

726

1418

95

 

 

По результатам проведенного анализа установлено, что уровень цен на вышеуказанные услуги, установленный ООО «Газпром газораспределение Самара», превышает уровень цен, сложившихся на территории Пензенской области, Республики Татарстан, Ульяновской области, Республики Мордовия. Сведения об уровне цен на ТО ВДГО в МКД, установленных в вышеуказанных регионах приведены в Таблице №2.

Таблица №2

 

№ п/п

Наименование работ

Пензенская область

Республика Татарстан

Ульяновская область

 

Республика Мордовия

Самарская область

 

АО «Газпром газораспре-деление Пенза»

ООО «Газпром трансгаз Казань»

ООО «Газпром газораспре-деление Ульяновск»

АО «Газпром газораспре-деление Саранск»

ООО «Газпром газораспре-деление Самара»

 
 

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

 

1

2

3

4

5

6

7

 

2

ТО плиты газовой двухгорелочной

338,88

311,89

339

300

488

 

3

ТО плиты газовой трехгорелочной

393,82

352,32

395

357

567

 

4

ТО плиты газовой четырехгорелочной

448,75

392,79

449

400

646

 

5

ТО варочной панели

338,88

390,87

412

340

488

 

6

Техническое обслуживание духового шкафа

206,06

231,03

251

218

297

 

7

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера)

769,79

-

1559

795

3957

 

8

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт
обслуживание (с бойлером и без бойлера)

915,85

-

-

1869

5276

 

9

ТО котла с атмосферной горелкой мощностью от 61 до 140 кВт (с бойлером и без бойлера)

1 602,74

-

-

-

6595

 

10

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью от 141 до 510 кВт (с бойлером и без бойлера)

1 831,68

-

-

-

-

 

111

ТО проточного водонагревателя (колонки)

595,30

607,26

997

565

1372

 

12

ТО конвектора

984,30

928,31

-

994

1418

 

 

Следует отметить, что размер платы на услуги по ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, оказываемые ООО «Газпром газораспределение Самара» превышает размер платы, установленной на территории Республики Татарстан, несмотря на то, что согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в Республике Татарстан, по отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (ОКВЭД - 35), превышает данный показатель в Самарской области.

1.1. Из содержания представленных расчетов прейскурантов следует, что расходы ООО «Газпром газораспределение Самара», не выделены отдельно по соответствующим затратам для ТО и ремонта ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Методических указаний при определении размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме необходимо применение следующих правил учета доходов и расходов исполнителя:

а) учитываются в полном объеме только доходы и расходы исполнителя, возникающие вследствие выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме;

б) не учитываются доходы и расходы исполнителя, возникающие вследствие осуществления других видов деятельности, в расчете платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме;

в) учитываются прочие доходы, а также прочие расходы исполнителя, определяемые в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний, в расчете платы пропорционально доле выручки от технического обслуживания ВКГО в многоквартирном доме и технического обслуживания ВДГО в жилом доме в общей сумме выручке исполнителя.

Таким образом, включение в расчеты доходов и расходов организации на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, противоречит пункту 3 Методических указаний.

1.2. Методическими указаниями также не предусмотрено установление различных цен в зависимости от категории потребителей.

Исходя из представленного расчета прейскуранта на техническое обслуживание общедомового, внутридомового, внутриквартирного газового оборудования с 01.09.2023 г. тарифы на указанные услуги установлены для двух категорий потребителей:

 - для юридических лиц и коммерческих целей;

- для населения.

При этом при расчете платы применяется различный процент прибыли для юридических лиц и коммерческих целей – 25%, а для населения -10%.

Следует отметить, что представленные письменные пояснения ООО «Газпром газораспределение Самара» не содержат обоснования расчета необходимого размера прибыли исходя из пунктов 23, 24 Методических указаний.

1.3. Как отмечалось ранее, распоряжением ООО «Газпром газораспределение Самара»  от 31.08.2023 №01-01-02/307 «О прекращении действия Прейскуранта ООО «Газпром газораспределение Самара» на техническое обслуживание общедомового, внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на 2023 год» признано утратившим силу Приложение № 3 к распоряжению №01-01-02/354 от 18.12.2022 за исключением пункта 3.21. В свою очередь, пунктом 3.21 вышеуказанного Приложения № 3 установлена плата за работы по техническому обслуживанию общедомового газового оборудования в МКД «для населения» в размере 9 руб. (за 1 кв.м). В графе «для юридических лиц и коммерческих целей» указан прочерк.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме.

Таким образом, в целях оказания услуг по ТО ВДГО в МКД договоры заключаются не только непосредственно с населением, но и с управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, для которых тариф на оказание соответствующих услуг не установлен.

Необходимо отметить, что в прейскуранте, утвержденном распоряжением от 30.11.2021 №276-Р на 2022 год была предусмотрена цена для юридических лиц и коммерческих целей , а также для населения  на ТО общедомового газового оборудования в размере  2,08 руб./год (за 1 кв.м).

В свою очередь, ООО «Газпром газораспределение Самара» не предоставляет потребителям возможность заключения договора на ТО ВДГО в МКД по количеству оборудования, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

1.4. Кроме того, Самарским УФАС России был проанализирован расчет прейскуранта на техническое обслуживание общедомового, внутридомового, внутриквартирного газового оборудования с 01.09.2023 г. включающий в себя сведения о трудоемкости (нормо-час) по каждому наименованию работ в рамках оказания услуги ТО ВДГО.

Следует отметить, что помимо ценообразования, в Методических указаниях определены состав и разряд исполнителей, нормативная трудоемкость (нормы времени, чел.-час) каждого вида работ по ТО ВДГО/ВКГО, определен состав работ (этапы проведения технического обслуживания).

При этом, согласно пункту 18 Методических указаний, состав и разряды исполнителей при выполнении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме не следует определять ниже, а нормы времени выше приведенных в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.

Таким образом, установление показателя нормы времени, чел.-час 0,42 при расчете платы за техническое обслуживание внутриквартирной газовой разводки и техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме не соответствует Методическим указаниям, которыми установлен показатель нормы времени 0,21 чел.-час.

 

1.5. Согласно пояснениям ООО «Газпром Газораспределение Самара», себестоимость услуги, согласно пункту 4 Методических указаний, складывается из следующих составляющих:

Материальные расходы + ФОТ + Страховые взносы + Амортизационные отчисления + Прочие расходы

где:

- в связи с низкой материалоемкостью и незначительными амортизационными отчислениями стоимость материалов и амортизационных отчислений включена в прочие расходы.

- фонд оплаты труда (ФОТ) - трудоемкость в нормо-часах * стоимость 1 нормо-часа;

 трудоемкость указана в методических рекомендациях на каждый вид работ, стоимость нормо-часа (223,57) рассчитана, как:

годовой ФОТ слесаря /12 месяцев / кол-во часов в месяц (164,4).

 - страховые взносы - это обязательный налог, уплачиваемый работодателем с ФОТ (30,2%);

- прочие расходы по ТО ВДГО рассчитаны согласно методическим указаниям по фактическим данным за предыдущий период 2022 год.

При этом, согласно пункту 14 Методических указаний расчет размера платы за техническое обслуживание ВДГО в жилом доме рассчитывается по следующей формуле:

 

где:

 - тариф на работы (услуги) по техническому обслуживанию единицы i-го вида ВДГО в жилом доме;

 - количество единиц ВДГО в жилом доме i-го вида;

i - количество видов обслуживаемого ВДГО в жилом доме.

Пунктом 16 Методических указаний установлено, что тариф на работы (услуги) по техническому обслуживанию единицы i-го вида ВДГО в жилом доме следует рассчитывать по следующей формуле:

 

где:

Рi - расходы, относимые на деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию единицы i-го вида ВДГО в жилом доме, включая прочие расходы;

r - расчетный плановый размер прибыли, определяемый в соответствии с пунктом 24 настоящих Методических указаний.

В свою очередь расходы (показатель Рi) рассчитывается в соответствии пунктом 4 методических указаний.

Так, Расходы (Рi) рассчитываются по следующей формуле:

Рi = М + ЗПосн + СВ + А + Пр,

где:

М - материальные затраты;

ЗПосн - затраты на оплату труда основных (производственных) работников;

СВ - отчисления на страховые взносы от заработной платы основных (производственных) работников;

А - амортизационные отчисления на восстановление основных средств, необходимых непосредственно для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию ВКГО в многоквартирном доме и техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме;

Пр - прочие расходы.

Следует учитывать, что каждый показатель, указанный в формуле по расчету расходов (Рi), рассчитывается отдельно в соответствии с определенным пунктом согласно Методическим указаниям, в том числе и показатели М (материальные затраты) и А (амортизационные отчисления).

Таким образом, расчет ООО «Газпром Газораспределение Самара» показателя (Pi) путем отнесения материальных затрат (М) и амортизационных отчислений (А) в прочие расходы (Пр), не соответствует порядку расчета, установленного Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, на основании действующего законодательства стоимость услуг должна быть установлена с учетом экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. При этом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

С учетом изложенного, представленные ООО «Газпром газораспределение Самара» в антимонопольный орган документы и сведения, не подтверждают наличия экономически обоснованных затрат, послуживших причинами повышения стоимости услуг по ТО ВКГО в МКД и ТО ВДГО в жилом доме.

Учитывая изложенное, по результатам анализа материалов и сведений представленных ООО «Газпром газораспределение Самара» в антимонопольный орган, Самарское УФАС России приходит к выводу о том, что цены на услуги техническому обслуживанию ВКГО в МКД, техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме, утвержденные ООО «Газпром газораспределение Самара» с 01.09.2023 г., при указанных обстоятельствах, не могут быть признаны экономически обоснованными.

2. В силу пункта 6 Правил № 410 работы по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД, договора о ТО ВДГО в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр утверждены типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – Типовые формы договоров).

Типовые формы договоров о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме предусматривают следующие формы порядка уведомления заказчика о конкретных дате и времени проведения работ:

- порядок и сроки устанавливаются по соглашению сторон настоящего Договора;

- уведомление направляется с соблюдением порядка предварительного  уведомления     заказчика, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил №410.

Пункты 48-53 Правил № 410 предусматривают возможность уведомить заказчика способами, позволяющими установить факт получения заказчиком такого уведомления, в случае, если иное не определено договором.

В свою очередь, формы договоров о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, представленные ООО «Газпром газораспределение Самара» предусматривают следующий порядок уведомления Заказчика о конкретных дате и времени проведения работ (оказания услуг): через средства массовой информации и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, информирование по телефону, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ не позднее, чем за 20 дней до их проведения.

Вместе с тем, формы предлагаемые к заключению неопределенному кругу потребителей не позволяют выбрать заказчику наиболее удобный способ уведомления и прийти к соглашению сторон по указанному вопросу.

Указанное свидетельствует о несоответствии форм договоров ООО «Газпром газораспределение Самара», Типовым формам договоров, утвержденных приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр.

3. Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Действия ООО «Газпром газораспределение Самара» по навязыванию условия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, в части цены договора с применением экономически необоснованных затрат содержат признаки недобросовестности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения о выдаче предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного анализа установлено, что с 01.09.2023 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» как специализированная организация, являющаяся газораспределительной, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО в зоне пролегания газораспределительной сети ООО «Газпром газораспределение Самара».

ООО «Газпром газораспределение Самара» является единственной специализированной организацией, с которой в силу положений ЖК РФ, Правил №549, Правил №410 потребитель может заключить договор на оказание услуг по ТО ВДГО/ВКГО в указанных географических границах.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть учтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3-4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум ВС РФ № 2) Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона).

Согласно пункту 12 Пленума ВС РФ № 2 нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, правоприменителям наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В силу положений Закон № 71-ФЗ исключительным правом по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, ТО ВКГО в МКД и ТО ВДГО в жилом доме обладает специализированная организация, являющаяся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования. Таким образом, в настоящее время у потребителей отсутствует возможность обратиться за заключением  договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД, договора о ТО ВДГО в жилом доме к какому-либо иному лицу, кроме специализированной организации, являющейся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.

С учетом изложенного, ООО «Газпром газораспределение Самара» навязывает потребителям условия договора в части цены, которые являются невыгодными для них. Потребители, с которыми заключен (и должен быть заключен) договор с ООО «Газпром газораспределение Самара», поставлены в невыгодные условия по отношению к потребителям услуг, заключившим договор о техническом обслуживании ВДГО / ВКГО с иными специализированными организациями, в том числе на территории иных субъектов Российской Федерации, чья стоимость услуг значительно ниже. Указанные действия приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Кроме того, несоответствие формы договора о ТО ВДГО/ВКГО, предлагаемой ООО «Газпром газораспределение Самара» Типовым формам договоров, утвержденных приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр, также могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что действия ООО «Газпром газораспределение Самара» содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании потребителям невыгодных условий договора по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме.

В силу части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром газораспределение Самара», выразившихся в навязывании потребителям невыгодных условий договора ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ООО «Газпром газораспределение Самара» о необходимости в срок до 08 мая 2024 года прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем совершения следующих действий:

1) установления с 01.09.2023 года экономически обоснованных цен на услуги по ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме;

2) приведения форм договора о ТО ВДГО/ВКГО, предлагаемых к заключению неопределенному кругу потребителей, в соответствие с Приказом Минстроя России от 29.05.2023 N 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме».

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии:                                                                                            

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны