Постановление №026/04/9.21-1204/2019 часть 1 статья 9.21 КоАП РФ от 1 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 026/04/9.21-1204/2019

01 октября  2019 года                                                                  город Ставрополь

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении №424 от 16.09.2019 года, материалы дела об административном правонарушении № 026/04/9.21-1204/2019, которыми установлен факт нарушения МУП «Водоканал» г. Ставрополя (355029, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 456, ОГРН 1022601962657, ИНН 2633001291, КПП 263501001) положений части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <……> на действия МУП «Водоканал» о нарушении процедуры технологического присоединения к сетям водоснабжения.

Ставропольским УФАС России проведено расследование на предмет соблюдения Правил подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. По результатам анализа представленных материалов было установлено следующее.

13.12.2018 года <……> было подано заявление о подключении и заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. На объект расположенный по адресу ул. Лозовая, 24/1 г. Ставрополь, трехэтажный 21 квартирный дом.

МУП «Водоканал» 22.01.2019 года за письмом 1097-04К направил в адрес <……> проекты типового договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения и письмом 1097-04В проекты типового договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоснабжения.

28.01.2019  года между МУП «Водоканал» и <……> были заключены типовой договор №ИК-1812/4437 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и типовой договор №ИВ-1812/4437 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения.

Частью 15 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

                Правила ч. 15 настоящей статьи устанавливают правило заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения (водоотведения) согласно содержанию типовых договоров, утвержденных Правительством РФ от 29.07.2013 N 645.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645)  утверждена типовая форма договора о подключении (технологическом присоединении) к централизированной системе холодного водоснабжения (Приложение №5).

Таким образом, нормативно установлены требования к договорам о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения (водоотведения), соблюдение которых для МУП «Водоканал» обязательно.

Не включение в условие договора необходимых сведений определенных нормативно-правовых актов, является нарушением порядка подключения к централизированной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

В частотности указание точки подключения к централизированной системе холодного водоснабжения является обязательным из следующих условий.

Пунктами 2,3 раздела 1 вышеуказанного типового договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика осуществляет работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим договором.

  Подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границах земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме.

Данный типовой договор предусматривает обязательство организации водопроводно-канализационного хозяйства выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения на границах земельного участка.

         Однако, в нарушение вышеуказанных пунктов типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, МУП «Водоканал»  допустил отступление от условий данного договора, а именно изменил место расположения точки подключения объекта заявителя.

  Так, согласно пункта 3 типового договора №ИК-1812/4437 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и типового договора №ИВ-1812/4437 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения предусмотрено, что Подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме.

         Само содержания пункта 3 заключенных договоров не противоречат требованиям изложенным в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.

         В тоже время фактическое исполнение технологического присоединения к сетям указывают на исполнение заказчиком следующих условий:

Условиями подключения (технологического присоединения) объекта к центральной системе водоснабжения №ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года, являющейся неотъемлемой частью договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения № ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года определено, что «Точка подключения к центральной системе холодного водоснабжения: к водопроводной сети из п/э труб диаметром 110 мм по ул. Лозовая (разрешение имеется от представителей застройщиков 418 квартала). 

То есть, МУП «Водоканал» была определена точка подключения объекта заявителя не на границе земельного участка, а в ином месте, расположенном за границами участка заявителя.

         Следовательно, условия подключения (технологического присоединения) объекта к центральной системе водоснабжения №ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года, заключенного между МУП «Водоканал» и <……> противоречат условиям типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.

Так же Условиями подключения (технологического присоединения) объекта к центральной системе водоотведения №ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года, являющейся неотъемлемой частью договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоотведения № ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года определено, что «Точка подключения к центральной системе водоотведения: к канализационной сети из п/э труб диаметром 160 мм по ул. Лозовая (разрешение имеется от представителей застройщиков 418 квартала). 

То есть, МУП «Водоканал» была определена точка подключения объекта заявителя не на границе земельного участка, а в ином месте, расположенном за границами участка заявителя.

         Следовательно, условия подключения (технологического присоединения) объекта к центральной системе водоотведения №ИВ-1812/4437 от 29.12.2018 года, заключенного между МУП «Водоканал» и <……> противоречат условиям типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.

Таким образом, в деяниях МУП «Водоканал»  установлены признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для привлечения к административной ответственности по вышеуказанной статье, необходимо установить, является ли МУП «Водоканал» г. Ставрополя субъектом естественных монополий.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.

МУП «Водоканал» г. Ставрополя оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, соответственно, является субъектом естественной монополии.

В материалах дела имеется выписка из реестра субъектов естественных монополий, свидетельствующая о том, что МУП «Водоканал» г. Ставрополя является субъектом естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения административного правонарушения –  22.01.2019 года, когда МУП «Водоканал» был направлен договор на подключения к сети водоснабжения и водоотведения и условия подключения (технологического присоединения) объекта к центральной системе водоснабжения и водоотведения.

Место совершения административного правонарушения - г. Ставрополь, где расположен МУП «Водоканал».

Субъект - МУП «Водоканал» г. Ставрополя субъект естественной монополии, на котором лежит обязанность по соблюдению Правил холодного водоснабжения и водоотведения.  

Субъективная сторона - правонарушение совершено умышленно. Лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Объектом нарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: осуществление МУП «Водоканал» г. Ставрополя действий, выразившихся в нарушении порядка заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения. 

В соответствии с требованием статьи 4.1 КоАП РФ, при вынесении Постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая факт совершения данного правонарушения впервые, возможно признать данные обстоятельства смягчающими, согласно части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответственно позволяющие применить минимальный размер санкции по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 В силу п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (абзац 3 пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10).

Оценивая характер и обстоятельства совершенного обществом правонарушения, следует, что деяния общества образуют состав административного правонарушения не формально, а имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Признание совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождение юридического лица от ответственности в данном случае не приведет к обеспечению определенных статьями 1.2, 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целей административной ответственности в правовом государстве.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица, субъекта естественной монополии, а именно сетевой организации обязанностью в соблюдении Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, с учетом положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имелось, поскольку последствия от выявленного нарушения является прямое несоблюдение субъектом естественных монополий требований Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 указал на критерий малозначительности правонарушения - отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, т.е. незначительную общественную опасность правонарушения, а также на тот факт, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие о том, что сетевая организация при наличии предпринятых ей мер, не могла соблюсти сроки определенные Правилами технологического присоединения к электрическим сетям, а так же несоблюдение данных действий связано с действиями третьих лиц.

Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения, представленными доказательствами о том, что в рассматриваемом случае оснований для признания названного правонарушения малозначительным не имелось.

Установленные обстоятельства дела не позволяют признать действия МУП «Водоканал» г. Ставрополя в качестве малозначительных.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

МУП «Водоканал» г. Ставрополя не является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно, применить часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не представляется возможным.

Нарушение ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ является нарушением Правил технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, что в свою очередь является неотъемлемой частью законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, ввиду следующего.

Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" были определены основополагающие принципы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статьей 1 указанного  Федерального закона определено, что Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статьей 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения;

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Содержание статьи 9.21 КоАП РФ указывает, что нарушение совершается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 3 Статьи 8 Федерального закона «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган при рассмотрении нарушения хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, рассматривает вопрос о привлечении к административной ответственности по  ст. 9.21 КоАП РФ.

Статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности определено, что  постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, о естественных монополиях по истечении одного года со дня совершения.

Таким образом, нормой действующего законодательства определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере водоснабжения и водоотведения, о естественных монополиях является 1 год с момента совершения правонарушения. Исходя из материалов дела, датой совершения нарушения водоснабжающей организацией является 22.01.2019г., следовательно, годичный срок истечет 22.01.2020 года, что не превышает годичный срок давности, для данной категории правонарушений определенных ст. 4.5 КоАП РФ. Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1) Признать МУП «Водоканал» г. Ставрополя (355029, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 456, ОГРН 1022601962657, ИНН 2633001291) виновным в нарушении и  нарушившим требования части 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Нарушение выразилось в нарушении порядка заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

2) Назначить МУП «Водоканал» г. Ставрополя (355029, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 456, ОГРН 1022601962657, ИНН 2633001291) в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа, в размере 100 000 рублей (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения антимонопольного законодательства, зачисляются по следующим реквизитам:

Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам: «Получатель» УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140, УИН 16100500000000251129 назначение платежа «Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №026/04/9.21-1204/2019 от 01.10.2019г.».

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении 3 лет со дня его вынесения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административно правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления                                                 Д.Н. Сапунов

Связанные организации

Связанные организации не указаны