Предупреждение №АЯ-06/3176 Предупреждение №П06-08/2022 2022 о прекращении действий (без... от 11 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. АЯ-06/3176 от 11.03.2022 г.
На основании приказов от 19 марта 2021 года №01/66-пр, от 24 марта 2021 года №01/77 и от 13 апреля 2021 года №01/111-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны» (423805, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Хасана Туфана 23, ОГРН: 1051614258740, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2005, ИНН: 1650135166, КПП: 165001001) (далее-Исполнительный комитет).
По результатам проведения проверки установлено следующее.
Постановлением Исполнительного комитета от 25 октября 2016 г. №5610 (в ред. от 26.03.2021 г.) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Набережные Челны (далее – Схема).
Также электронная версия Схемы размещена на официальном сайте города Набережные Челны.
Согласно Схеме на территории города Набережные Челны предусмотрено размещение 210 нестационарных торговых объектов (далее также – НТО), а также 58 сезонных нестационарных объектов (далее также – СНТО).
Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Набережные Челны утверждено Постановлением Исполнительного комитета от 11.11.2016 г. №5925 (ред. от 29.01.2021 г. № 543) (далее – Положение).
Согласно пункту 5 Положения видами нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны являются:
– павильон;
– киоск;
– торговая галерея;
– торговый автомат;
– лоток;
– палатка;
– бахчевой развал;
– елочный базар;
– сезонные кафе, уличные холодильники для мороженного и прохладительных напитков (не на колесах).
В соответствии с пунктом 14 Положения предоставление заявителям права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения, осуществляется на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, либо без проведения торгов в случаях в случаях, установленных Положением (пункт 24):
1) размещение на новый срок НТО, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном Схемой, в случае надлежащего исполнения хозяйствующим субъектом своих обязательств по ранее заключенному договору;
2) размещение НТО, ранее размещенного на том же месте, в случае исполнения хозяйствующим субъектом своих обязательств по заключенному договору аренды земельного участка, действовавшему на 1 марта 2015 г. и предусматривавшему размещение НТО;
3) предоставление компенсационного (свободного) места;
4) размещение НТО для оказания услуг по ремонту обуви;
5) размещение НТО по реализации печатной продукции;
6) размещение НТО, в том числе объекта общественного питания, собственником (арендатором) стационарного торгового объекта при размещении НТО на смежном земельном участке.
Отмечено, что при подаче двух и более заявок на размещение НТО для оказания услуг по ремонту обуви и по реализации печатной продукции, договор заключается по результатам торгов.
В ходе проведения плановой проверки Исполнительного комитета Инспекцией был составлен акт фото-фиксации нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Набережные Челны, от 02 апреля 2021 года (акт фото-фиксации №2).
Инспекцией выявлены факты размещения 30 нестационарных торговых объектов, расположение которых не предусмотрено Схемой.
№ п/п |
Адрес расположение (примерное место расположения) НТО |
1 |
ул. Низаметдинова, перед домом 1 (парковка перед Дилерским центром «Акос-Челны», Выкуп Авто) |
2 |
ул. Тан, дом 203в/1 киоск (рядом с АЗС ТАИФ-НК, АвтоМир) |
3 |
рядом с ул. Старосармановская, 23 ст4 (Выпечка) |
4 |
рядом с ул. Старосармановская, 23 ст3 (ЗМК «СТАЛЬКОМПЛЕКТ») |
5 |
ул. Казанский проспект, 126а ст4 (незанятый) |
6 |
ул. Казанский проспект, 126а ст5 (Шаурма 24, шашлык на углях) |
7 |
ул. Казанский проспект, 120/1 (АвтоМир) |
8 |
ул. Казанский проспект, 120/2 (Продукты 24) |
9 |
ул. Казанский проспект, 111а ст1 (Шиномонтаж) |
10 |
ул. Казанский проспект, 111а киоск (Шаурмения) |
11 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/1 киоск (Papa Do№i) |
12 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/3 киоск (Сербия) |
13 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/2 киоск (Блины, чебуреки) |
14 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/4 киоск (Быстрогонов) |
15 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/5 киоск (Меховая Лавка) |
16 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/6 киоск (Сухофрукты Орехи) |
17 |
проспект Мусы Джалиля, 9/2 киоск (BF FOOD) |
18 |
проспект Мусы Джалиля, 2 ст2 (рядом с Автовокзалом, Шаурмастер) |
19 |
ул. Магистральная, 47а/1 (Цветы даром) |
20 |
ул. Александра Грина, 46а ст1 (MA№GAL DO№ER) |
21 |
проспект Мусы Джалиля, 55Б киоск (Славица) |
22 |
Сармановский тракт, 44в/2а (Шиномонтаж) |
23 |
18-й комплекс, 70/1 киоск (Славица) |
24 |
16-й комплекс, 7/4 киоск (Шаурма) |
25 |
17-й комплекс, 27а/4 киоск (Славица) |
26 |
58-й комплекс, 23/1 киоск (Славица) |
27 |
Новый город, Комсомольский район, 32-й комплекс, 11Б (Радуга вкуса) |
28 |
Новый город, Комсомольский район, 32-й комплекс, 11/1 киоск (Челны-Холод) |
29 |
Мензелинский тракт, 29д (Памятники, ограды) |
30 |
рядом с Мензелинским трактом, 33а (Памятники, ограды, венки, цветы) |
Таким образом, указанные в вышеприведенной таблице нестационарные торговые объекты размещены на муниципальной земле без проведения торгов, без разрешительной документации Исполнительного комитета. При этом размещение указанных в таблице нестационарных торговых объектов не соответствуют случаям размещения НТО без проведения торгов, поименованным в пункте 24 Положения.
Вместе с тем непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).
В силу части 1 статьи 10 Закона о торговле, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица используют в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Таким образом, под муниципальным контролем подразумевается работа местных органов власти по организации и исполнению в рамках данного территориального образования контроля за соблюдением физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями правил землепользования, зафиксированных положениями местных нормативных актов.
Муниципальное законодательство предусматривает необходимость исполнения предписаний действующих нормативных актов, разработки и проведения надлежащих проверок в отношении землепользования, а также устанавливают определенный орган, в компетенцию которого входит реализация указанных норм.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, бездействие Исполнительного комитета содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории города Набережные Челны, что привело или может привести к ограничению конкуренции.
При этом Исполнительным комитетом направлены возражения на акт проверки, согласно которым представлены нижеследующие пояснения.
№ п/п |
Адрес расположение (примерное место расположения) НТО |
Принадлежность земельного участка, на котором расположен НТО |
1 |
ул. Низаметдинова, перед домом 1 (парковка перед Дилерским центром «Акос-Челны», Выкуп Авто) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:030509:60) |
2 |
ул. Тан, дом 203в/1 киоск (рядом с АЗС ТАИФ-НК, АвтоМир) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
3 |
рядом с ул. Старосармановская, 23 ст4 (Выпечка) |
Объект расположен частично на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и частично на земельном участке, находящемся в частной собственности (кадастровый номер 16:52:080502:6) |
4 |
рядом с ул. Старосармановская, 23 ст3 (ЗМК «СТАЛЬКОМПЛЕКТ») |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:080502:6) |
5 |
ул. Казанский проспект, 126а ст4 (незанятый) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
6 |
ул. Казанский проспект, 126а ст5 (Шаурма 24, шашлык на углях) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
7 |
ул. Казанский проспект, 120/1 (АвтоМир) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
8 |
ул. Казанский проспект, 120/2 (Продукты 24) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
9 |
ул. Казанский проспект, 111а ст1 (Шиномонтаж) |
Объект расположен частично на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и частично на земельном участке, находящемся в частной собственности (кадастровый номер 16:52:080502:6) |
10 |
ул. Казанский проспект, 111а киоск (Шаурмения) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
11 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/1 киоск (Papa Do№i) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
12 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/3 киоск (Сербия) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
13 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/2 киоск (Блины, чебуреки) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
14 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/4 киоск (Быстрогонов) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
15 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/5 киоск (Меховая Лавка) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
16 |
набережная Габдуллы Тукая, 2/6 киоск (Сухофрукты Орехи) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020404:317) |
17 |
проспект Мусы Джалиля, 9/2 киоск (BF FOOD) |
Включен в схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением Исполнительного комитета №5527 от 15.09.2017 (пункт 19) |
18 |
проспект Мусы Джалиля, 2 ст2 (рядом с Автовокзалом, Шаурмастер) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020101:8) |
19 |
ул. Магистральная, 47а/1 (Цветы даром) |
Включен в схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением Исполнительного комитета №5527 от 15.09.2017 (пункт 51) |
20 |
ул. Александра Грина, 46а ст1 (MA№GAL DO№ER) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
21 |
проспект Мусы Джалиля, 55Б киоск (Славица) |
Включен в схему размещения нестационарных торговых объектов постановлением Исполнительного комитета №5527 от 15.09.2017 (пункт 16) |
22 |
Сармановский тракт, 44в/2а (Шиномонтаж) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:020603:179) |
23 |
18-й комплекс, 70/1 киоск (Славица) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
24 |
16-й комплекс, 7/4 киоск (Шаурма) |
Объект расположен частично на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и частично на земельном участке, находящемся в частной собственности (кадастровый номер 16:52:030504:74) |
25 |
17-й комплекс, 27а/4 киоск (Славица) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
26 |
58-й комплекс, 23/1 киоск (Славица) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:040301:158) |
27 |
Новый город, Комсомольский район, 32-й комплекс, 11Б (Радуга вкуса) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
28 |
Новый город, Комсомольский район, 32-й комплекс, 11/1 киоск (Челны-Холод) |
Земельный участок находится в частной собственности (кадастровый номер 16:52:040204:84) |
29 |
Мензелинский тракт, 29д (Памятники, ограды) |
Находится в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена |
30 |
рядом с Мензелинским трактом, 33а (Памятники, ограды, венки, цветы) |
Находится на территории Тукаевского муниципального района |
При этом Татарстанское УФАС России считает необходимым отметить следующее:
– по пункту 1 таблицы, согласно возражениям Исполнительного комитета НТО расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:52:030509:60, находящемся в частной собственности, однако согласно графическому обозначению указанного НТО, отраженному в Приложении №1 Акта фиксации №2, нестационарный торговый объект размещен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
– по пункту 18 таблицы, согласно возражениям Исполнительного комитета, НТО расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020101:8, находящемся в частной собственности, однако, согласно Приложению №18 Акта фиксации №2, указанный НТО расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020101:40. Согласно выписке из ЕГРН от 13.05.2021, правообладатель указанного земельного участка отсутствует, соответственно, земельный участок находится в муниципальной собственности;
– по пункту 19 таблицы Татарстанское УФАС России отмечает, что согласно Схеме расположения нестационарных торговых объектов (постановление Исполнительного комитета №5527 от 15.09.2017 г.), по адресу г. Набережные Челны, ул. Магистральная, 47а/1 предполагается размещение нестационарного торгового объекта со специализацией «Услуги общественного питания», при этом, согласно Приложению №19 Акта фиксации №2 по указанному адресу располагается киоск по продаже цветов;
– по пункту 22 таблицы, согласно возражениям Исполнительного комитета, НТО расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020603:179, находящимся в частной собственности, однако, согласно Приложению №22 Акта фиксации №2, отражающему графическое изображение расположения объекта, указанный НТО расположен на пересечении земельного участка с кадастровым номером 16:52:020603:179, находящимся в частной собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в отсутствия надлежащего контроля за размещением нестационарных торговых объектов, что привело или может привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия мер по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Набережные Челны» и проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участков по следующим адресам:
1) ул. Низаметдинова, перед домом 1 (парковка перед Дилерским центром «Акос-Челны», Выкуп Авто) (приложение №1 к Акту фиксации №2);
2) ул. Тан, дом 203в/1 киоск (рядом с АЗС ТАИФ-НК, АвтоМир) (приложение №2 к Акту фиксации №2);
3) рядом с ул. Старосармановская, 23 ст4 (Выпечка) (приложение №3 к Акту фиксации №2);
4) ул. Казанский проспект, 126а ст4 (незанятый) (приложение №5 к Акту фиксации №2);
5) ул. Казанский проспект, 126а ст5 (Шаурма 24, шашлык на углях) (приложение №6 к Акту фиксации №2);
6) ул. Казанский проспект, 120/1 (АвтоМир) (приложение №7 к Акту фиксации №2);
7) ул. Казанский проспект, 120/2 (Продукты 24) (приложение №8 к Акту фиксации №2);
8) ул. Казанский проспект, 111а ст1 (Шиномонтаж) (приложение №9 к Акту фиксации №2);
9) ул. Казанский проспект, 111а киоск (Шаурмения) (приложение №10 к Акту фиксации №2);
10) проспект Мусы Джалиля, 2 ст2 (рядом с Автовокзалом, Шаурмастер) (приложение №18 к Акту фиксации №2);
11) ул. Александра Грина, 46а ст1 (MA№GAL DO№ER) (приложение №20 к Акту фиксации №2);
12) Сармановский тракт, 44в/2а (Шиномонтаж) (приложение №22 к Акту фиксации №2);
13) 18-й комплекс, 70/1 киоск (Славица) (приложение №23 к Акту фиксации №2);
14) 16-й комплекс, 7/4 киоск (Шаурма) (приложение №24 к Акту фиксации №2);
15) 17-й комплекс, 27а/4 киоск (Славица) (приложение №25 к Акту фиксации №2);
16) Новый город, Комсомольский район, 32-й комплекс, 11Б (Радуга вкуса) (приложение №27 к Акту фиксации №2);
17) Мензелинский тракт, 29д (Памятники, ограды) (приложение №29 к Акту фиксации №2).
Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<…> – [должностное лицо]