Определение №СП-05/5353 Определение о назначении дела №016/01/17-236/2019 о нарушени... от 12 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № СП-05/5353 от 12.04.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В Татарстанское УФАС России поступили материалы проверки Управления ФСБ России по Республике Татарстан (вх. №3293 от 28.02.2019) на действия Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонд).

В ходе анализа представленной информации, выявлено следующее.

За 2016-2018 год Фондом были заключены контракты на сумму менее 100 000 рублей с рядом организацией без проведения закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Данные отражены в нижепредставленной таблице.

№ договора

Дата заключения контракта

Цена контракта

(руб.)

Исполнитель

Предмет

335

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

336

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

342

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

344

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

345

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

346

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

333

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

334

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

337

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

338

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

339

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

340

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

341

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

343

20.11.2017

84290,40

ООО Санаторий «Санта»

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению

178

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

179

 

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

180

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

181

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

182

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

183

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

184

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

185

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

186

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

187

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

188

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

189

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

190

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

191

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

192

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

378

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

379

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

180

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

381

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

382

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

383

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

384

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

385

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

386

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Ливадия»

Санаторно-курортное лечение

379

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

380

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

381

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

382

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

383

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

384

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

385

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

386

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

387

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

388

23.11.2017

99846,00

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

377

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

395

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

396

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

397

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

398

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

399

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

400

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

401

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

402

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

403

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

404

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

405

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

406

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

407

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

408

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

409

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

410

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

411

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

412

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

413

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

414

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

415

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

416

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

417

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

418

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

419

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

420

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

421

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

422

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

423

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

424

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

425

22.11.2017

84290,40

Лечебно-профилактическое учреждения профсоюзов санаторий «Жемчужина»

Санаторно-курортное лечение льготной категории граждан

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Вместе с тем, на основе анализа договоров  Татарстанским УФАС России выявлено злоупотребление заказчиком вышеописанным пунктом, путем заключения договоров на сумму, не превышающую 100  тысяч рублей, что нарушает принципы статьи 8 Закона о контрактной системе и дает преимущества определенной компании при осуществлении закупочных процедур. 

Анализ вышеперечисленных договоров показал, что договоры заключались на идентичный предмет, и в один промежуток времени, что позволяет говорить об умышленном разделении объема работ по договорам со стороны заказчика на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур.

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (часть13 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что работы в рассматриваемых случаях являются абсолютно идентичными, в связи с чем их можно было исполнить в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.

Действия Фонда по заключению множества контрактов на сумму менее 100 000 рублей явно свидетельствуют об искусственном дроблении предмета договора.

Так, между Фондом и Лечебно-профилактическим учреждением профсоюзов санаторий «Жемчужина» заключено 42 договора общую сумму 3 695 752,80 руб. Учитывая идентичность предмета, имелась очевидная возможность названные договоры объединить в одну закупку. При данных условиях, возникло бы соперничество хозяйствующих субъектов на право заключения соответствующего контракта. Однако ввиду разделения объема работ на множество контрактов ценой до 100 000 рублей, названное соперничество не возникло, и Фонд самостоятельно определил организацию, с который был заключен договор.

Кроме того, перечень названных контрактов не исчерпывающий.  

Региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан осуществлялось аналогичное разделение объема работ при заключении контрактов с АО «Мобильная государственная связь», ООО «Буреввестник», ООО «Алсея», ООО «Арсенал», ООО «Торнадо-Авто», ООО «Римоторс», АО «Санаторий Крутушка», ЗАО «Санаторий Радуга», ООО «Санаторий-Профилакторий «Вита», Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий «Васильевский».  

Указанные факты свидетельствуют о регулярном использовании Фондом данной противозаконной, антиконкурентной модели поведения.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов  в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Действия Фонда по искусственному дроблению контрактов исключают соперничество хозяйствующих субъектов, которое реализуется при проведении конкурентных закупок, следовательно, устраняют конкуренции при проведении торгов для нужд  Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, в действиях Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 25.03.2019 г. № 01/130-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми, 2/39) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушение порядка определения победителя торгов, результатом которого стало устранение конкуренции при проведении торгов.

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело № 016/01/17-236/2019  к рассмотрению на 16 мая 2019 г. в 15 часов 00 минут, по адресу 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела 016/01/17-236/2019 в качестве ответчика: ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1655003950, 420061 РТ, г. Казань, ул. Кави Наджми. 2/39)

3.            В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ответчику по делу в срок до 13 мая 2019 г. представить в адрес Татарстанского УФАС России следующую информацию (документы):

3.1. письменные пояснения по факту нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушение порядка определения победителя торгов, результатом которого стало устранение конкуренции при проведении торгов;

3.2. копии договоров, указанных на стр. 1-6 настоящего определения (в электронно-цифровом формате на флэш-носителе или компакт-диске);

3.3. реестр всех договоров, заключенных ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в 2016-2019 г. для осуществления перевозки льготных категорий граждан, санитарно-курортного лечения, приобретения офисной мебели, с приложением сканированных копий таких договоров, а также документов по их исполнению и оплате. Информацию необходимо представить в виде таблицы №1

Номер закупки

Способ совершения закупки

Номер и дата договора

Предмет договора

Сумма договора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка ответчиков по делу или их законных представителей, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны