Решение б/н Решение и предписание по делу 06-11/18-11. от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2011г                                                                                                                                             .г.Томск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии — руководитель управления В.И. Шевченко,
члены Комиссии — начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Е.П. Фоминых, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Е.В. Чуклина,
рассмотрев дело № 06-11/18-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ОТП Банка, в присутствии:
заявителя — Сбербанка России ОАО, представитель О. на основании доверенности от 09.11.2010 №01-05-18/59;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ОАО «ОТП Банк», представитель С. на основании доверенности от 29.12.2010 №60, представитель Ю. на основании доверенности от 27.12.2010 №1280;
ООО «Губерния», представитель М.;
заинтересованного лица — ООО «Томское рекламно-информационное агентство «Тройка», представитель А. на основании доверенности от 01.12.2010,

УСТАНОВИЛА

                                                                               
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление Томского отделения №8616 Сбербанка России (ОАО), из которого следует, что при размещении статьи под заголовком «В Томске открылся первый офис ОТП Банка», размещенной в региональном приложении «Мой любимый город» газеты «Комсомольская правда» №8-т (25643-т) от 24.02.2011 — 03.03.2011, рекламодателем нарушено законодательство о рекламе.
Заявитель указал, что использование в рекламе фразы о лидерстве ОТП Банка на рынке розничного кредитования нарушает положения статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым реклама должна отвечать требованиям достоверности и добросовестности. Кроме того, в рекламе финансовых услуг отсутствует указание на организационно-правовую форму финансовой организации.
Определением от 21.03.2011 в отношении Общества с ограниченной ответственности «ОТП Банк» (далее ОТП Банк), ООО «Губерния» возбуждено производство по делу по признакам нарушения п.1 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
На рассмотрении дела представители ОАО «ОТП Банк» подтвердили доводы, изложенные в письменных пояснениях от 13.04.2011 №06-13-33-13/01390 ООО «ОТП Банк». В частности, в соответствии с договором на информационное обслуживание от 01.02.2011 №12/1РД, заключенным между ОАО «ОТП Банк» и ООО «ТРИА «Тройка» подготовлена и опубликована рекламная статья «В Томске открылся первый офис ОТП Банка». Статья содержит утверждение о лидерстве ООО «ОТП Банк» на рынке розничного кредитования в Томской области. Заявляя о лидерстве, Банк имел в виду свое лидерство по POS-кредитам (кредитам, выдаваемым физическим лицам в магазинах, партнерах Банка), где ОАО «ОТП Банк» занимает нишу на рынке Томской области с 2005 года и действительно является лидером. В подтверждение представлено исследование рейтингового агентства Frank Research Group. Кроме того, представитель сообщила, что гражданское законодательство разделяет понятие «организационно-правовая форма» и «наименование юридического лица». В статье указано наименование юридического лица — ОТП Банк. В настоящее время реклама не распространяется, поскольку была разовая публикация в периодических печатных изданиях на территории Томской области. С учетом изложенного в действиях ОАО «ОТП Банк» отсутствуют нарушения положений законодательства о рекламе.
Представитель ООО «Губерния» пояснила, что материал подготовлен журналистом газеты «Комсомольская правда», сведения получены от представителей банка, а также из источников Интернета. Макет рекламы согласован с рекламодателем, акт выполненных работ подписан заказчиком.
На рассмотрении дела представитель заинтересованного лица, ООО «ТРИА «Тройка», пояснила, что между ООО «ОТП Банк» и ООО «ТРИА «Тройка» заключен договор информационного обслуживания от 01.02.2011 №12/1РД. В рамках данного договора оказаны услуги по размещению рекламной статьи в газете «Комсомольская правда». Производителем рекламного материала является ООО «Губерния», которому были переданы материалы для написания статьи.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама -реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Информация, размещенная в статье «В Томске открылся первый офис ОТП Банка», размещенной в региональном приложении «Мой любимый город» газеты «Комсомольская правда» №8-т (25643-т) от 24.02.2011 — 03.03.2011 на странице 17, адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к ОТП Банку, финансовым услугам, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, следовательно является рекламой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
Используемое в рекламе утверждение о лидерстве ОТП Банка на рынке розничного кредитования в Томской области создает впечатление о наличии преимущества рекламируемых услуг перед аналогичными услугами других участников рынка, что требует документального подтверждения. На рассмотрении дела ОАО «ОТП Банк» представлено исследование компании Frank Research Group, из которого следует, что в сегменте продажи POS-кредитов ОАО «ОТП Банк» занимает лидирующее второе место. Вместе с тем, из представленного исследования также следует, что доля потребительских кредитов (POS) на рынке розничного кредитования составляет 3,8%. В рассматриваемой рекламе не содержится информации по каким направлениям лидером является ОТП Банк. Из текста рекламы следует, что рекламируемый банк лидирует в сегменте розничного кредитования на территории Томской области по всем показателям.
С учетом изложенного Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о нарушении ОАО «ОТП Банк» пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
Таким образом, отсутствие в рекламной статье «В Томске открылся первый офис ОТП Банка» указания на организационно — правовую форму юридического лица свидетельствует о нарушении ОАО «ОТП Банк» ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ОАО «ОТП Банк», размещенная в форме статьи под заголовком «В Томске открылся первый офис ОТП Банка» на странице 17 в региональном приложении «Мой любимый город» газеты «Комсомольская правда» №8-т (25643-т) от 24.02.2011 — 03.03.2011 нарушает п.1 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с чч.6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.1 ст.28 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламорапсространитель.
Рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом является Открытое акционерное общество «ОТП Банк» (ИНН 7708001614); рекламораспротранителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является Общество с ограниченной ответственностью «Губерния» (ИНН 7017099248), что подтверждается договором от 01.02.2011 №12/1РД на информационное обслуживание, счетом от 15.02.2011 №632, платежным поручением от 30.03.2011 №89492, актом сдачи-приемки услуг от 24.02.2011 №022425, договором, заключенным между ООО «ТРИА «Тройка» и ООО «Губерния», актом от 24.02.2011 №974.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА

 1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО «ОТП Банк», размещенную в форме статьи под заголовком «В Томске открылся первый офис ОТП Банка» на странице 17 в региональном приложении «Мой любимый город» газеты «Комсомольская правда» №8-т (25643-т) от 24.02.2011 — 03.03.2011, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены п.1 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2.Не выдавать ОАО «ОТП Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО «Губерния» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии В.И. Шевченко

Члены Комиссии Е.П. Фоминых

Е.В. Чуклина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе по делу №06-11/18-11

14 апреля 2011г.                                                                                                                         г.Томск

 

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии: В.И. Шевченко руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии: Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Е.В. Чуклина, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

на основании своего решения от  апреля 2011г. по делу №06-11/18-11 о признании ненадлежащей рекламы ОАО «ОТП Банк», размещенной в региональном приложении «Мой любимый город» газеты «Комсомольская правда» №8-т (25643-т) от 24.02.2011 — 03.03.2011 в форме статьи под заголовком «В Томске открылся первый офис ОТП Банка», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
                                                                     

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Губерния» в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы ОАО «ОТП Банк», а также рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги.

2. ООО «Губерния» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания до 27 мая 2011 г.


   В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

            Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                              В.И. Шевченко

Члены Комиссии                                                                                                              Е.П. Фоминых

                                                                                                                                        Е.В. Чуклина                                                 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны