Решение б/н Решение от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по Тульской области

 

ул. ЖаворонковаТула, 300012

тел. (4872) 33-14-95, факс (4872) 35-93-65

e-mail: to71@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

на №  __________  от  ________________

 

 

 

РЕШЕНИЕ

21 января 2021 года                                                                                                                  г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 21 января  2021г.

В полном объеме решение изготовлено 4 февраля 2021г.        

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

     Председатель Комиссии:   <.......>;

                 Члены комиссии:  

<.......>                                                

<.......>;

в присутствии:

представителя филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности № <.......> от 01.07.2020г. – <.......>, в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом (филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - почтовый идентификатор 30099154316809, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - почтовый идентификатор 30099154316960);

представителя АО «ТНС энерго Тула» по доверенности № <.......>от 31.12.2020г. – <.......>в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом (почтовый идентификатор - 30099154316977);

председателя ЖСК «Наш дом» - <.......>

УСТАНОВИЛА:

25.02.2020г. в Тульское УФАС России поступило заявление ЖСК «Наш дом» о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  в лице филиала «Тулэнерго» (сетевая организация) антимонопольного законодательства, путем формирования объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, применяя порядок определения объема поставленной электроэнергии, установленный Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства от 04.05.2012г. № 442 (далее – Основные положения).

Между АО «ТНС энерго Тула» и ЖСК «Наш дом» заключен договор на снабжение электрической энергией № 4221091 от 22.01.2014г., предметом которого является продажа электрической энергии исполнителю (ЖСК «Наш дом») в объемах необходимых для обеспечения оказания собственникам (пользователям) помещений услуги по энергоснабжению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

15.04.2019г. специалистами сетевой организации проведена инструментальная проверка узла учета электроэнергии объекта ЖСК «Наш дом», расположенного по адресу: Тульская область, г. Кимовск, ул. Потехина, в ходе которой, выявлено нарушение, а именно некорректное  исчисление прибором учета параметров мощности и соответственно, объема электропотребления, о чем составлен акт допуска, замены и (или) инструментальной проверки измерительного комплекса электрической энергии № 313 от 15.04.2019г.

Сетевой организацией произведен расчет объема потребленной энергии ЖСК «Наш дом» за период с января по март 2019 года исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный период предыдущего года с января по март 2018 года.

Объем потребления электроэнергии за период с января 2018 года по март 2018 года составил 21839 кВт.ч (январь 7685 кВт.ч + февраль 6225 кВт.ч + март 7929 кВт.ч).

Учитывая, что за период с января 2019 года по март 2019 года потребителю было начислено 12693 кВт.ч по прибору учета (январь 5762 кВт.ч + февраль 4439 кВт.ч + март 2492 кВт.ч), доначисление составило 9146 кВт.ч.

При расчете электроэнергии сетевая организация руководствовалась пунктами 166 и 179 Основных положений, согласно которым, в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Согласно указанному пункту, в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям.

Пунктом 184 Основных положений установлено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг).

Согласно частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Применение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» расчетного способа, предусмотренного Основными положениями, к ЖСК «Наш дом», потребляющему электроэнергию в целях обеспечения собственников (пользователей) помещений коммунальной услугой по энергоснабжению, ведет к несоразмерному увеличению им платы за объем фактически непотребленного ресурса, искусственному увеличению полезного отпуска электроэнергии, оплату которого осуществляет гарантирующий поставщик, а, следовательно, уменьшению потерь электрической энергии сетевой организации, которые должны приобретаться и оплачиваться ею.

Сетевая организация является профессиональным субъектом рынка электрической энергии, обладающим определенным статусом, функциями и обязанностями. Нарушения со стороны сетевой организации при проведении расчетов может повлечь за собой нарушение прав потребителей электроэнергии, в том числе граждан, являющихся самой незащищенной социальной категорией потребителей.

Необоснованное применение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» расчетного способа, предусмотренного Основными положениями, к ЖСК «Наш дом», потребляющему электроэнергию в целях обеспечения собственников (пользователей) помещений коммунальной услугой по энергоснабжению противоречит действующему законодательству.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, Комиссия Управления приходит к выводу, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии,  неправомерно  применяет к ЖСК «Наш дом», приобретающему коммунальную услугу по электроснабжению в целях электроснабжения жилых объектов и домовладений, расчетный способ, определенный Основными положениями, что приводит к необоснованному увеличению полезного отпуска электроэнергии, чем ущемляются интересы Кооператива, и создает ситуацию, которая ведет к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям, и, как следствие, создает угрозу введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии потребителям ввиду наличия (возникновения) задолженности, тем самым ущемляет права и законные интересы Кооператива, и нарушает требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

20.10.2020г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение по обстоятельствам дела № 071/01/10-520/2020 (исх. 2/5559) согласно статье 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

03.11.2020г. филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предоставлены пояснения (вх. № 6858 от 03.11.2020г.) в отношении обстоятельств, изложенных в заключении.

Комиссия Управления, рассмотрев данные пояснения, пришла к выводу, что изложенные в них доводы не свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, а также об отсутствии оснований для принятия решения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 47 настоящего Федерального закона и продолжении рассмотрения дела.

Учитывая, что документов, свидетельствующих о прекращении нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» не представлено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории Кимовского района Тульской области, определенных балансовой принадлежностью его сетей, с долей 100 процентов.

2. Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

              

<.......>

Члены Комиссии:

 

<.......>

 

 

<.......>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны