Решение №072/07/18.1–19/2024 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком неп... от 13 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 072/07/18.1–19/2024

13 марта 2024 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина True Conf в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело по жалобе ООО «М» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима (далее также – заказчик) при организации и проведении квалификационного отбора в электронной форме на установку, монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации (реестровый номер закупки 32413350040),

с участием представителя заказчика: МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима (далее – заказчик) Ч. по доверенности № 1 от 12.03.2024,

с участием представителя заявителя: ООО «М» (далее – заявитель) Р. по доверенности № 4 от 09.01.2024,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «М» на действия заказчика МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима при организации и проведении квалификационного отбора в электронной форме на установку, монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком неправомерно не установлено в составе извещения об осуществлении закупки требование к участникам о наличии лицензии МЧС.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Письмом оператора электронной площадки ООО «ЭТП МИР» (исх.№ 5П/24 от 11.03.2024) на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1642/24 от 12.03.2024) представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам дела.

МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима являясь заказчиком выступило организатором проведения квалификационного отбора в электронной форме на установку, монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации (реестровый номер закупки 32413350040), начальная (максимальная) цена договора составила 2 700 440,00 рублей.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе, такими принципами как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Заказчик осуществляет закупки в соответствии с утвержденным заказчиком Положением о закупке (утв. наблюдательным советом МАУ ДО «ДШИ» г. Ишима на основании протокола № 2 от 26.02.2024) которое размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 22.1 Положения о закупке заказчика под квалификационным отбором в электронной форме понимается неконкурентная закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой заказчик определяет участника закупки из числа СМСП, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в извещении о закупке, наиболее полно соответствует требованиям, установленным извещением о закупке и содержит лучшие условия исполнения договора.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Пунктом 9 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление в том числе, деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Статьёй 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128) предусмотрено, что лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Пунктом 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128) предусмотрено, что в перечень работ составляющих деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Частью 4 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Подпунктом 14 пункта 15.2 извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в декларации, указанной в пункте 16.5 извещения о закупке, участник закупки указал адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы): лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с обязательными видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности: пункт 2 Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128).

Пунктом 4.3.1 технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с рабочей документацией и локальным сметным расчетом и включают в себя:

1) приобретение и поставку материалов, оборудования;

2) демонтажные работы (при необходимости);

3) монтажные работы;

4) пуско-наладочные работы установленного оборудования;

5) тестирование (проверка работоспособности) системы в течение 10 календарных дней;

6) настройка и передача сигнала на пульт мониторинга.

Пунктом 4.3.2 технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что до начала выполнения работ подрядчик согласовывает в письменной форме с заказчиком оборудование и материалы, используемые на объекте в процессе выполнения работ. Все поставляемые (применяемые) материалы, изделия, оборудование должны быть безопасны для жизни и здоровья людей и окружающей среды, иметь соответствующие сертификаты качества, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие соответствие их качества действующим нормам и стандартам. Все оборудование и материалы, используемые для выполнения работ, должны соответствовать локальному сметному расчету и характеру выполняемых работ, быть новыми (не были в употреблении, в ремонте, не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

Пунктом 6 раздела «Общие указания» рабочей документации на пожарную сигнализацию 913-22-ПС которая разработана ООО «Инженерно-технический и строительный инжиниринг» предусмотрено, что для передачи тревожных извещений на ПЦН пожарного подразделения применяется существующая объектовая станция. При помощи данной станции сигнал «ПОЖАР» передается на пульт центрального наблюдения (ПЦН) МЧС по радиоканалу.

Пунктом 3.11 ГОСТ 34701-2020 «Системы передачи извещений о пожаре. Общие технические требования. Методы испытаний» предусмотрено, что ретранслятор РТР – это техническое средство, являющееся компонентом системы передачи извещений о пожаре, устанавливаемое в промежуточном пункте между защищаемым объектом и пунктом приема информации и служащее для приема извещений от ПОО или других ретрансляторов, их усиления и/или преобразования, с последующей передачей данных извещений на ППО или другие ретрансляторы.

Согласно локального - сметного расчета № 02-01-01 на объект: пожарная сигнализация здания МАУ ДО «ДШИ» г. Ишима по адресу: г. Ишим, ул. Карла Маркса,д. 36 следует, что в стоимость работ также включено оборудование: объектовая станция-ретранслятор, двухсторонний радиоканал ОС-181-3 (№ п/п 2.30 ЛСР).

Кроме того, соответствующее оборудование присутствует также в составе рабочей документации № 913-22-ПС (пункт 1.13, стр. 15), размещенной в составе извещения об осуществлении закупки.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что в состав работ по договору включена и поставка, монтаж такого элемента как ретранслятор, двухсторонний радиоканал ОС-181-3.

Представитель заказчика пояснила, что обслуживание данного процесса осуществляется в рамках договора от 22.11.2023 № 5736/К24 возмездного оказания услуг заключенного между заказчиком и ООО «Тюменьтехспецсервис+» действующий с 01.01.2024 по 31.12.2024. Заказчик также отмечает, что в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, исполнителю требуется только осуществить работы по установке, монтажу и пусконаладке пожарной сигнализации в здании заказчика в соответствии с проектом (рабочей документацией).

Комиссия Тюменского УФАС России полагает возможным не согласиться с указанным утверждением заказчика, поскольку как уже было указано выше в перечень работ также включена стоимость монтажа такого оборудования как объектовая станция-ретранслятор, двухсторонний радиоканал ОС-181-3, которое является обязательным компонентом системы передачи извещений о пожаре.

В силу пункта 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128) предусмотрено, что лицензированию подлежат работы, как по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем, так и аналогичные работы с установкой, монтажом соответствующих элементов автоматических систем передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,

Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отметить, что буквальное прочтение пункта 6 технического задании (настройка и передача сигнала на пульт мониторинга) предполагает выполнение не только работ по установке, монтажу и пусконаладке пожарной сигнализации, но и выполнение работ, связанных с установкой, монтажом, настройкой оборудования, относящегося к автоматическим системам передачи извещений о пожаре, (включая проверкой его работоспособности), что составляет отдельный вид деятельности, подлежащий лицензированию.

Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, с учетом требований к содержанию и объему работ, составляющих предмет закупки, заказчиком должны быть установлены дополнительные требования о наличии лицензии МЧС Российской Федерации на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ предусмотренных пунктом 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128).

В свою очередь, доводы заказчика о том, что соответствующие работы не включены в описание предмета закупки, учитывая, наличие действующего договора на обслуживание процессов передачи данных на ПЦН пожарного подразделения, Комиссией Тюменского УФАС России не принимаются как не имеющие правового значения и не опровергающие выводы Комиссии Тюменского УФАС России о наличии в документации о закупке требований к выполнению работ, предполагающих привлечение к работам подрядчика с необходимой лицензией.

Таким образом, в действиях заказчика в лице МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима усматривается нарушение требований части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, что допущенное заказчиком нарушение законодательства о закупках является существенным, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика, а также оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «М» на действия заказчика МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима при организации и проведении квалификационного отбора в электронной форме на установку, монтаж и пусконаладку пожарной сигнализации (реестровый номер закупки 32413350040) обоснованной.

2. Признать заказчика – МАУ ДО «Детская школа искусств» города Ишима нарушившим требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать в адрес заказчика, а также оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны