Решение №АГ/10589/16 Решение по ходатайству АО "Газпром газораспределение Вологда... от 20 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по результатам рассмотрения ходатайства
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «Газпром газораспределение Вологда» (место нахождения: 160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4А; основные виды деятельности - транспортировка газа по трубопроводам, техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем; строительство объектов газоснабжения, выполнение строительно-монтажных работ) о получении у ООО «Устюггаз» (место нахождения: 162394, Вологодская обл., г.Великий Устюг, ул.Красная гора, д.5; основные виды деятельности — производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов) в субаренду основные производственные средства и нематериальные активы, арендованные у ОАО «Череповецгаз» (место нахождения: 162614, Вологодская обл., г.Череповец, пр-т Луначарского, д.28: основной вид деятельности – сдача имущества в аренду) и у ОАО «Вологдагаз» (место нахождения: 160014, г.Вологда, ул.Саммера, д.№4а; основные виды деятельности – поставка, транспортировка и реализация газа), стоимость которых составляет 77,76% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Вологдагаз» и 87,4% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Череповецгаз», и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства с одновременной выдачей АО «Газпром газораспределение Вологда» предписания (от XXXXXXXXXXXX №XXXXXXXXXX).
Настоящее решение действует только в совокупности с указанным предписанием.
ПРЕДПИСАНИЕ
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «Газпром газораспределение Вологда» (место нахождения: 160014, ул. Саммера, д. 4А, г. Вологда; основной вид деятельности — транспортировка газа по трубопроводам) о получении в субаренду основных производственных средств, арендуемых ООО «Устюггаз»:
1. у ОАО «Вологдагаз», что составляет 77,76% от совокупной балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Вологдагаз»;
2. у ОАО «Череповецгаз», что составляет 87,4% от совокупной балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Вологдагаз» (далее – Ходатайство), и на основании проведенного анализа установила.
Указанную в Ходатайстве сделку АО «Газпром газораспределение Вологда» планирует осуществить на основании договора аренды имущества, перечень которого представлен в Ходатайстве (далее — Договор субаренды).
ООО «Устюггаз» в настоящее время арендует и планирует арендовать в 2016 году газораспределительные сети у ОАО «Череповецгаз», стоимость которых составляет 87,4% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Череповецгаз» на основании договора аренды имущества и проекту договора аренды имущества, представленному в ходатайстве ООО «Устюггаз» на осуществлении указанной сделки 23.11.2015 в ФАС России (последний далее — Договор аренды ООО «Устюггаз» - ОАО «Череповецгаз»).
Кроме того, ООО «Устюггаз» в настоящее время арендует и планирует арендовать в 2016 году газораспределительные сети у ОАО «Вологдагаз», стоимость которых составляет 77,76% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «Вологдагаз» на основании договора аренды имущества и проекту договора аренды имущества, представленному в ходатайстве ООО «Устюггаз» на осуществлении указанной сделки 23.11.2015 в ФАС России (последний далее — Договор аренды ООО «Устюггаз» - ОАО «Вологдагаз»).
В соответствии с пп. б, в, г п.4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9.12.2000 № 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа.
ФАС России в соответствии с п. 5.3.21.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение о ФАС России) устанавливает тарифы на транспортировку газа по трубопроводам, а также согласно п. 5.3.2.3 Положения о ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, в случаях, предусмотренных, в том числе, законодательством о государственном регулировании тарифов.
Согласно Приложению №2 к Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, при расчете тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в структуру расчета расходов субъекта регулирования при осуществлении указанного вида деятельности входит стоимость аренды газопроводов.
Передача в субаренду газораспределительных сетей ОАО «Череповецгаз» и ОАО «Вологдагаз» может привести к дополнительному росту тарифа на услуги по транспортировке газа потребителям Вологодской области, что в итоге отразится на цене газа для конечных потребителей.
Таким образом, дополнительное включение затрат на субаренду газораспределительных сетей может привести к росту стоимости услуг по транспортировке природного газа, не связанной с соответствующими изменениями иных общих условий реализации услуг по транспортировке газа, действующих на соответствующем рынке, что является признаком ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции.
Кроме того, ФАС России приказом от 04.09.2015 № 812/15 утвердила тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области, однако изменение размера арендной платы, в том числе и в сторону увеличения, допускается в период исполнения обязательств сторонами по представленному в Ходатайстве Договору субаренды.
АО «Газпром газораспределение Вологда» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа на территории Вологодской области, поскольку в период 2009-2015 годы арендует газораспределительные сети ООО «Устюггаз», ОАО «Вологдагаз» и ОАО «Череповецгаз». Таким образом, АО «Газпром газораспределение Вологда» передан в пользование весь имущественный газораспределительный комплекс Вологодской области и создана одна газораспределительная организация - АО «Газпром газораспределение Вологда», оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории региона.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, ФАС России приняла решение выдать предписание АО «Газпром газораспределение Вологда» о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по транспортировке газа:
1) уведомить ФАС России о совершении указанной в Ходатайстве сделки не позднее 10 дней после даты осуществления сделки с приложением копии заключенного Договора субаренды;
2) расчет арендной платы по Договору субаренды произвести таким образом, чтобы арендная плата по Договору субаренды не превышала суммарную стоимость арендных плат по Договору аренды ООО «Устюггаз» - ОАО «Вологдагаз» и Договору аренды ООО «Устюггаз» - ООО «Череповецгаз»;
3) не осуществлять действий в период действия Договора субаренды, которые приведут к нарушению пункта 2 данного предписания;
4) при изменении размера арендной платы по Договору субаренды проинформировать ФАС России в течении 10 дней с момента возникновения изменений с приложением подтверждающих документов.
Одновременно ФАС России сообщает, что неисполнение настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о конкуренции является основанием для признания указанной сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.