Решение №АГ/27777/17 прекратить рассмотрение дела Транснефть/Травники-Ойл от 21 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-155/00-02-16

 

«21» апреля 2017 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» апреля 2017 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела 1-00-155/00-02-16 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее - Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело 1-00-155/00-02-16 по признакам нарушения группой лиц в составе Публичного акционерного общества «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва) (ранее - ОАО «АК «Транснефтепродукт») и Акционерного общества «Транснефть-Урал» (место нахождения: Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в приостановке транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» (место нахождения: Челябинская область, город Челябинск, улица Лесопарковая, дом 7, помещение 305), в присутствии на заседании:

<...> - генерального директора ООО «Травники-Ойл» (приказ о переводе работника на другую работу от 15.03.2016 № 5);

<...> - уполномоченного представителя ПАО «Транснефть» (доверенность от 09.11.2016 № 407);

<...> - уполномоченного представителя ПАО «Транснефть» (доверенность от 09.11.2016 № 408);

<...> - уполномоченного представителя ПАО «Транснефть» (доверенность от 09.11.2016 № 409);

<...> - уполномоченного представителя АО «Транснефть-Урал» (доверенность от 07.11.2016 № 10-26-1004);

<...> - уполномоченного представителя АО «Транснефть-Урал» (доверенность от 07.11.2016 № 10-26-1008);

<...> - уполномоченного представителя АО «Транснефть-Урал» (доверенность от 07.11.2016 № 10-26-1003);

<...> - уполномоченного представителя АО «Транснефть-Урал» (доверенность от 07.11.2016 № 10-26-1007);

<...> - уполномоченного представителя АО «Транснефть-Урал» (доверенность от 25.11.2016 № 10-26-1062);

<..>(доверенность от 17.04.2017 № 40 - ведущий инженер научно-исследовательского отдела метрологического обеспечения средств и систем измерений расхода и количества товарной нефти и нефтепродуктов),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «Травники-Ойл» (место нахождения: Челябинская область, город Челябинск, улица Лесопарковая, дом 7, помещение 305) от 20.07.2016 № 157 (вх. № 109649-ЭП/16 от 27.07.2016) о принятии мер антимонопольного реагирования по факту злоупотребления ПАО «Транснефть» доминирующим положением, выразившимся в приостановке транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» (далее - Заявление).

Транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является единственным способом транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» и осуществляется по МНПП (магистральный нефтепродуктопровод) Уфа-Петропавловск и Уфа-Омск дочерним обществом ПАО «Транснефть» АО «Транснефть-Урал».

В соответствии с Распоряжением первого вице-президента ПАО «Транснефть» <...> от 08.06.2016 № 72 в период с 27.06.2016 по 22.07.2016 комиссией ПАО «Транснефть» проведена служебная проверка причин и обстоятельств образования недостач нефтепродуктов в АО «Транснефть-Урал», в рамках которой проверены нефтебазы ООО «Травники-Ойл», ТОО «Петропавловская нефтебеза», ООО «Татнефть-АЗС Центр» НБ «Бавлы», ПАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт» НБ «Шумиха» и РБ «Челябинск» ЧРУ ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт».

В период с 27.06.2016 по 15.07.2016 комиссией ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» была проведена внеплановая проверка сдачи нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл».

По результатам проведенной комиссией ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» внеплановой проверки выявлено 47 нарушений, в том числе в работе СИКН (система измерения количества и показателей качества нефтепродуктов), а также другого оборудования, обеспечивающего достоверность учета нефтепродуктов, влияющих по мнению ПАО «Транснефть» на определение порядка и точности вычислений массы нефтепродукта на АРМ (автоматизированное рабочее место) - оператора в программном обеспечении «Программа автоматического учета показаний массомеров» и возможности несанкционированного искажения (как умышленного, так и не умышленного) результатов измерения массы нефтепродукта.

В этой связи, поскольку, по мнению ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал», выявленные при проверке нарушения влияют на достоверность и безопасность ведения товарно-коммерческих операций, ПАО «Транснефть» 21.07.2016 приостановило сдачу нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» до урегулирования вопросов по устранению замечаний.

В соответствии с пояснениями ООО «Травники-Ойл», замечания комиссии ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» к СИКН не были предусмотрены техническими условиями на его проектирование, выданными ОАО «АК «Транснефтепродукт» и согласованными письмом от 23.06.2008 № 02-106-27.3/3149.

В целях установления доминирующего положения, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации по магистральным трубопроводам за период с 01.01.2013 по 30.09.2016, который приобщен к материалам дела № 1-00-155/00-02-16.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации по магистральным трубопроводам установлено, что долю в размере 100% на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации по магистральным трубопроводам занимает ПАО «Транснефть» и организации системы «Транснефть», в том числе АО «Транснефть-Урал».

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Также, ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» включены в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе:

Раздел III

Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

Регистрационный №

Наименование организации

Адрес организации

Дата и номер включения в Реестр СЕМ

77.3.1

ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»

(ОАО «АК «Транснефть»)

109180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57

Постановление ФЭК

от 14.10.1997 № 115

02.3.1

АО «Транснефть-Урал»»

(ОАО «Уралсибнефтепровод»)

450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Крупской, д.10

Постановление ФЭК

от 14.10.1997 № 115

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Порядок взаимоотношений между ООО «Травники-Ойл» и АО «Транснефть-Урал» закреплен в «Регламенте взаимоотношений ЛПДС (линейно производственно-диспетчерская станция) «Травники-ПП» (филиал) АО «Транснефть-Урал» и нефтебазы ООО «Травники-Ойл» для обеспечения безопасного режима работы МНПП «Уфа-Омск», «Уфа-Петропавловск» и ведения учетных операций на нефтебазе ООО «Травники-Ойл» через СИКН № 01» (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 12 Регламента, во взаимоотношениях АО «Транснефть-Урал» и ООО «Травники-Ойл» должны соблюдаться требования нормативных документов указанных в разделе 2 Регламента, в том числе Отраслевой регламент ОР-03.100.50-КТН-109.15 «Порядок ведения товарно-коммерческих операций с нефтепродуктами при сдаче на нефтебазы, АЗС и Склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктопроводов» (далее - ОР-03.100.50-КТН-109.15).

Абзацем 8 статьи 5.7 ОР-03.100.50-КТН-109.15 предусмотрено, что сдача нефтепродуктов запрещается в случае наличия нарушений или не устраненных ранее выявленных нарушений нормативных документов, влияющих на достоверность и безопасность ведения товарно-коммерческих операций (по решению ПАО «Транснефть»).

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела № 1-00-155/00-02-16 ООО «Травники-Ойл» и АО «Транснефть-Урал» принят «Временный регламент взаимоотношений ЛПДС «Травники-ПП» филиал Челябинского НУ АО «Транснефть-Урал» и ООО «Травники-Ойл» при ведении учетных операций на нефтебазе ООО «Травники-Ойл» по данным массового счетчика-расходомера CFM-300 № 14066335/3775789 и обеспечения безопасного режима работы МНПП «Уфа-Петропавловск» (далее - Временный регламент).

Временный регламент предусматривает возможность использования данных непосредственно с массомера СИКН при осуществлении приемо-сдаточных операций на нефтебазе ООО «Травники-Ойл», срок действия Временного регламента до 30.04.2017.

На заседании Комиссии ФАС России 19.04.2017 ПАО «Транснефть», АО «Транснефть-Урал» и ООО «Травники-Ойл» подтвердили, что в период с 11.04.2017 по 14.04.2017 в соответствии с Временным регламентом успешно состоялась контрольная перекачка нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл».

Вместе с тем, согласно письму ПАО «Транснефть» от 14.02.2017 № АК-31.1-02-06/8105, в целях устранения ранее выявленных замечаний к СИКН и возобновления транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» на постоянной основе, ПАО «Транснефть» предложило ООО «Травники-Ойл» два варианта выхода из сложившейся ситуации и обеспечения достоверного ведения учетных операций.

В ходе заседания Комиссии ФАС России по рассмотрению дела № 1-00-155/00-02-16 19.04.2017 ПАО «Транснефть» подтвердило готовность оснастить СИКН нефтебазы ООО «Травники-Ойл» системой обработки информации за счет собственных средств при непосредственном участии ООО «Травники-Ойл», в том числе осуществлении предпроектного обследования СИКН, разработке и экспертизе проекта на реконструкцию, непосредственном выполнении работ (1 вариант), либо установить собственную стационарную СИКН на «0» километре отвода за счет собственных средств ПАО «Транснефть» (2 вариант).

ООО «Травники-Ойл» готово на любой из предложенных ПАО «Транснефть» вариантов.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют препятствия для осуществления ООО «Травники-Ойл» коммерческой деятельности, связанной с приемом-сдачей нефтепродуктов.

При этом, Комиссией ФАС России установлено, что на момент рассматриваемых действий ответчиков какие-либо гражданско-правовые договоры между ПАО «Транснефть», АО «Транснефть-Урал» и ООО «Травники-Ойл», устанавливающие взаимные права и обязанности, нарушение которых может повлечь ущемление сторон соответствующего соглашения, отсутствуют; фактов навязывания ООО «Травники-Ойл» подписания Регламента Комиссии ФАС России не представлено; а также в соответствии с Регламентом и ОР-03.100.50-КТН-109.15 ПАО «Транснефть» вправе в одностороннем порядке запрещать сдачу нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» в случае наличия нарушений или не устраненных ранее выявленных нарушений нормативных документов, влияющих на достоверность и безопасность ведения товарно-коммерческих операций.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела 1-00-155/00-02-16 по признакам нарушения группой лиц в составе ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в приостановке транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны