Решение №АГ/50820/14 Решение по делу от 11 декабря 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» ноября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» ноября 2014 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <....>

рассмотрев дело №1-10-100/00-02-14 по признакам нарушения ОАО «Камчатнефтепродукт» (адрес: 683905, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Косманавтов, д. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

1. 11.04.2014 в адрес Камчатского УФАС России поступило заявление Правительства Камчатского края № 1114 о нарушении антимонопольного законодательства при установлении ОАО «Камчатнефтепродукт» (далее - Общество) розничных цен на автомобильный бензин на автозаправочных станциях Камчатского края в марте-апреле 2014 года. При этом, Правительство Камчатского края указало, что ОАО «Камчатнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного в географических границах Камчатского края, в том числе г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово.

Как следует из заявления, в марте - апреле 2014 года Общество поэтапно увеличило розничные цены на нефтепродукты, в частности на бензин Регуляр - 92 розничная цена увеличилась на 1,80 рублей или на 4,6%.

При этом, из предоставленных к заявлению документов, в частности письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 14.04.2014 № 20.14-1934-05 следует, что при формировании цен реализации нефтепродуктов ОАО «Камчатнефтепродукт» значительную долю составляют расходы по логистике. Разница между отпускной ценной поставщика и оптовой ценой реализации достигает 10,0-12,0 тысяч руб./тн.

Рассмотрев заявление и переданные материалы, 17.04.2014 Камчатское УФАС России Приказом № 55 П возбудило дело № 23-06/38-14А по признакам нарушения ОАО «Камчатнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 18.04.2014 рассмотрение дела № 23-06/38-14А было назначено на 28.04.2014. К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края.

Определением от 29.04.2014 рассмотрение дела № 23-06/38-14А было отложено до 22.05.2014.

Определением от 22.05.2014 рассмотрение дела № 23-06/38-14А было приостановлено в целях получения результатов экспертизы экономической обоснованности цен на автомобильный бензин.

Во исполнение письма ФАС России от 16.05.2014 № ИА/19768/14, определением от 05.06.2014 материалы дела № 23-06/38-14А были переданы на рассмотрение в ФАС России.

Приказом ФАС России от 07.07.2014 № 429/14 дело № 23-06/38-14А было принято к рассмотрению и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Делу был присвоен № 1-10-100/00-02-14.

Определением от 16.07.2014 рассмотрение дела № 1-10-100/00-02-14 было назначено на 24.06.2014.

Определением от 19.09.2014 рассмотрение дела № 1-10-100/00-02-14 было отложено на 17.10.2014. Комиссией в качестве заинтересованного лица к делу привлечено ЗАО «Независимая нефтегазовая компания» .

2. Комиссия ФАС России, рассмотрев материалы дела № 1-10-100/00-02-14, установила следующее. Весной 2014 года в Камчатском крае произошел рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92, в том числе на автозаправочных станциях Общества. Так, с 2 марта 2014 по 14 апреля 2014 года цена на автомобильный бензин марки АИ-92 выросла на 1,8 рублей за литр или на 4,51%. В то же время, среднероссийская цена на автомобильный бензин марки АИ-92 выросла на 70 копеек за литр или на 2,34%, что подтверждается ежедневным мониторингом цен на нефтепродукты в разрезе регионов Российской Федерации, проводимым ФАС России (далее — мониторинг ФАС России). Вышеуказанный рост привел к многочисленным жалобам населения Камчатского края в адрес органов власти региона и Камчатского УФАС России.

ОАО «Камчатнефтепродукт» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке мелкооптовой и розничной реализации моторного топлива на территории Камчатского края. На основании приказа Камчатского УФАС России от 14.09.2009г. № 153-П ОАО «Камчатнефтепродукт» включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей более 50% на рынке розничной реализации бензина автомобильного в границах Камчатского края, в том числе г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово.

В соответствии с представленной информацией основными поставщиками нефтепродуктов для Общества являются ЗАО «Альянс Ойл» и ООО «Альянс-Бункер» (группа лиц ОАО «НК «Альянс») (более 90% поставок) и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (группа лиц ОАО «НК «Роснефть»). ОАО «Камчатнефтепродукт» закупало нефтепродукты у вышеуказанных юридических лиц, которые осуществляли отгрузку продукции с собственных нефтебаз. ОАО «Камчатнефтепродукт» посредством танкера, принадлежащему Обществу, осуществляло фрахт нефтепродуктов на собственную нефтебазу, находящуюся в г. Петропавловска-Камчатский. Далее при помощи автотранспорта нефтепродукты распространялись на автозаправочные станции Общества и автозаправочные станции иных хозяйствующих субъектов.

В апреле 2014 года 100% голосующих акций ОАО «Камчатнефтепродукт» было приобретено ВОСТОК ОЙЛ (САЙПРУС) ЛИМИТЕД (группа компаний ОАО «НК «Альянс»).

С 10 июня 2014 года права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности ОАО «Камчатнефтепродукт» получила Компания «АЙ ПИ СИ Индепендент Петролеум Кампани Холдингс Сивай Лимитед» (группа лиц ЗАО «ННК»).

Как следует из письма от 28.02.2014 № 01/362 ОАО «Камчатнефтепродукт» в Правительство Камчатского края увеличение цен Общества в мелкооптовом и розничном сегментах рынка нефтепродуктов Камчатского края на автомобильный бензин АИ-92, продиктовано увеличением отпускных цен на нефтепродукты со стороны поставщиков Общества.

В рамках дела ФАС России были сделаны запросы цен на поставки нефтепродуктов в адрес ОАО «Камчатнефтепродукт». Из ответов следует, что рост стоимости закупки нефтепродуктов у группы компаний ОАО «НК «Альянс» с января 2014 года по конец марта 2014 года на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 9,33%. У группы компаний ОАО «НК «Роснефть» рост стоимости закупки нефтепродуктов составил 0,61%.

20 мая 2014 года ООО «Нефтяная компания Альянс» УК», в группу которого входило Общество, уведомило ФАС России о снижении цен на автомобильный бензин марки АИ-92 на 1 руб. за литр, на автомобильный бензин марки АИ-95 на 55 копеек за литр, на летнее дизельное топливо на 1,25 руб. за литр. Таким образом снижение цены на автомобильный бензин марки АИ-92 составило 2,51%.

Согласно мониторингу ФАС России, цена ОАО «Камчатнефтепродукт» на автомобильный бензин марки АИ-92 в период с 14 апреля 2014 года по 19 мая 2014 года была снижена на 1,71 рубль за литр или на 3,95%. В период до 19.10.2014 цена не увеличивалась. В то же время, среднероссийская цена на автомобильный бензин марки АИ-92 возросла на 2,05 руб. за литр или на 6,59%.

Также на заседании Комиссии представитель Правительства Камчатского края пояснил, что ценовая политика Общества полностью удовлетворяет Правительство Камчатского края. Правительство Камчатского края не усматривает в действиях Общества признаков нарушения норм антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

      • 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

      а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

      б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

      в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

      2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

      а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

      б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

      в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Учитывая тот факт, что повышение Обществом цены на автомобильный бензин марки АИ-92 было продиктовано увеличением закупочной стоимости, то есть увеличением расходов необходимых для производства и реализации товара, а также учитывая снижение Обществом цены на нефтепродукты, Комиссия не усматривает в действиях ОАО «Камчатнефтепродукт» признаков нарушения норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием в действиях ОАО «Камчатнефтепродукт» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1-10-100/00-02-14 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны