Решение №АГ/64302/17 Решение о прекращении дела № 1-11-177/00-02-14 от 05.11.2014... от 24 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-11-177/00-02-14

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«24» июля 2017 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» июля 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «24» июля 2017 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-11-177/00-02-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № 1-11-177/00-02-14 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО АНК «Башнефть» (место нахождения: 450077, Россия,
г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 30, к.1) и ПАО «НК «Роснефть» (место нахождения: Российская Федерация, 115035, г. Москва, Софийская набережная, 26/1)
части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашений
в рамках купли - продажи автомобильных бензинов на биржевых
торгах, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции (далее - дело),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на оптовых рынках автомобильных бензинов за 2013-2014 годы, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «АНК «Башнефть» занимают коллективное доминирующее положение на рынке автомобильных бензинов в Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФАС России от 26.10.2009 № 712 ФАС России совместно с территориальными органами осуществляет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты в разрезе регионов (в том числе муниципальных образований) Российской Федерации по вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (их дочерним предприятиям нефтепродуктообеспечения) и независимым участникам рынка, мониторинг по движению моторного топлива в регионах Российской Федерации и по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам, а также мониторинг средневзвешенной величины оптовой надбавки в разрезе компаний.

Помимо вышеуказанного ФАС России осуществляет мониторинг биржевых, внебиржевых цен и индикаторов внешнего рынка, приведенных к условиям сопоставимости с внутренним рынком Российской Федерации.

По результатам анализа данных мониторингов ФАС России установлено:

  • с начала года до середины июля 2014 года во внебиржевом крупнооптовом сегменте рынка нефтепродуктов рост цен на автомобильный бензин марок АИ-92
    и АИ-95 составил порядка 17%. В биржевом крупнооптовом сегменте рынка нефтепродуктов рост цен за тот же период на автомобильный бензин марок АИ-92

    и АИ-95 составил порядка 30%;

  • с мая 2014 года до середины июля 2014 года во внебиржевом крупнооптовом сегменте рынка нефтепродуктов рост цен на автомобильный бензин марок АИ-92 и АИ-95 составил порядка 9%. В биржевом крупнооптовом сегменте рынка нефтепродуктов рост цен за тот же период на автомобильный бензин марок АИ-92 и АИ-95 составил порядка 16%.

По данным Росстата с начала года до середины июля 2014 года рост цен
в розничном сегменте рынка нефтепродуктов Российской Федерации составил
на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 порядка 5%.

В целях выявления причин роста цен на автомобильные бензины на биржевых торгах ФАС России письмами № АГ/23426/14 от 09.06.2014, № ЦА/27518/14
от 09.07.2014, № КА/32529/14 от 13.08.2014 и № АГ/39446/14 от 30.09.2014
у АО «СПбМТСБ» были запрошены реестры всех сделок, заключенных на биржевых торгах нефтепродуктами и зарегистрированных в системе электронных торгов
АО «СПбМТСБ» (далее - реестр биржевых торгов) за период с января по октябрь 2014 года.

Письмом от 23.07.2015 № АД/40654/15 ФАС России направила запрос в адрес АО «СПбМТСБ» о предоставлении обезличенного реестра сделок, заключенных
на биржевых торгах автомобильными бензинами в Секции «Нефтепродукты»

АО «СПбМТСБ» и зарегистрированных в Системе электронных торгов АО «СПбМТСБ», за период с 01.01.2013 - 31.10.2014 включительно, с указанием всех параметров сделок, в том числе номера, даты заключения, базиса поставки, количества лотов, единицы измерения, номера заявок, цены лучшего предложения, цены лучшего спроса, времени выставления лучшего предложения с долями секунд, времени выставления лучшего спроса с долями секунд, времени сделки с долями секунд, цены сделки, объема сделки, единицы измерения.

По результатам анализа представленных реестров биржевых торгов установлено, что на базисе Уфимской группы НПЗ, принадлежащей ОАО АНК «Башнефть», в период с июня по октябрь 2014 г. подавались заявки на продажу автомобильных бензинов со стороны ОАО «АНК «Башнефть» и одновременно на их покупку со стороны ОАО «НК «Роснефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт».

Средний объем заключаемых сделок между указанными компаниями превышал средний объем разовой сделки, заключенной на ЗАО «СПбМТСБ», в несколько раз, сделки заключались в период менее 1 секунды.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что данные сделки могли повлиять на рост биржевых цен ввиду невозможности приобретения данных объемов нефтепродуктов иными участниками биржевых торгов и возникновения неудовлетворенного спроса на нефтепродукты, ФАС России приказом от 05.11.2014 № 694/14 возбуждено дело в отношении ПАО АНК «Башнефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 20.11.2014 (письмо ФАС России от 20.11.2014 № АГ/47100/14) рассмотрение дела было назначено на 15.12.2014.

Определением ФАС России от 27.01.2015 (письмо ФАС России от 27.01.2015 № АГ/3947/15) на основании ходатайства ООО «ЛУКОЙЛ- Резервнефтепродукт» дело в отношении ПАО АНК «Башнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.

Определением ФАС России от 23.07.2015 (письмо ФАС России от 23.07.2015 № 02/40240/15) рассмотрение дела было приостановлено, в связи с нахождением материалов дела в органах предварительного следствия, рассмотрение которых имеет значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с постановлением органов предварительного следствия
от 08.02.2017 в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий признаков манипулирования рынка нефтепродуктов или иного состава преступления не выявлено. В связи с чем, органами предварительного следствия было отказано
в возбуждении уголовного дела о возможном совершении неустановленными лицами манипулирования рынком нефтепродуктов с извлечением излишнего дохода в крупном либо особо крупном размере, в связи с отсутствием события преступления.

По окончании рассмотрения дела в органах предварительного следствия ФАС России определением от 14.04.2017 (письмо ФАС России от 14.04.2017 № АГ/25266/17) возобновило рассмотрение данного дела.

На основании изложенного, принимая во внимание, отсутствие доказательств, позволяющих Комиссии ФАС России сделать вывод о наличии в действиях
ПАО «АНК «Башнефть» и ПАО «НК «Роснефть» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении соглашений между хозяйствующими субъектами, которые привели к ограничению конкуренции на рынке нефтепродуктов, Комиссии ФАС России руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать отсутствие в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО АНК «Башнефть» и ПАО «НК «Роснефть» признаков нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 1-11-177/00-02-14 по признакам нарушения ПАО АНК «Башнефть» и ПАО «НК «Роснефть» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны