Решение б/н О признании рекламы о вечерних скидках к цене на продукцию с... от 25 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-03-5-02/111

 

24 марта 2015 г.                                                                                                  г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 24  марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии  -  Никуйко Ирина Борисовна,  заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – Демичева Ксения Александровна, старший государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Кузнецова Дарья Александровна, государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Донцов Дмитрий Александрович, специалист первого разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы

рассмотрев дело № 15-03-5-02/111 возбужденное по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5; ч. 7 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») в отношении ЗАО «ТАНДЕР», по факту распространения недостоверной рекламы о предоставлении скидки 30% на салаты собственного производства в магазине «Магнит», расположенного по адресу: г. Волгоград, Бульвар 30-летия победы, 39.

в присутствии  представителя по доверенности ЗАО «ТАНДЕР» Ларионовой Натальи Генриховны (доверенность от 29.10.2014 г.), личность удостоверена по паспорту

 

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступили обращения физического лица (вх. № 11288 от 25.12.2014 г.) и из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области (вх. № 342 от 22.01.2015 г.), с жалобой на распространение недостоверной рекламы о предоставлении скидки 30% на салаты собственного производства в магазине «Магнит», расположенного по адресу: г. Волгоград, Бульвар 30-летия победы, 39.

Заявитель жаловался на непредставление скидки после 21:00 в магазине «Магнит» при покупке салата из опят по-корейски собственного производства магазина Магнит, который, согласно рекламной информации, расположенной непосредственно на холодильной горке с товаром, должен продаваться со скидкой 30% (в рекламе отсутствуют какие-либо сноски или пометки о возможности отказа в предоставлении скидки). Время применения скидок – после 20:00 (информация от продавцов и звуковой рекламы в торговом зале). При этом отказ, по утверждению заявителя был мотивирован тем, что купленный товар не является продукцией собственного производства магазина. К заявлению были приложены фотографии холодильной горки, ценника салата из опят по-корейски, стикера с информацией о цене, весе и стоимости товара и копия кассового чека. На стикере, ценнике и чеке указано «СП ГМ» (собственное производство гипермаркета «Магнит»).

На основании поступившего заявления, Волгоградским УФАС России, был направлен в адрес ЗАО «ТАНДЕР» запрос о предоставлении информации (исх. № 02-8/60 от 13.01.2015 г.), в ответ на который, ЗАО «ТАНДЕР» (вх. № 376 эл. от 09.02.2015 г.) сообщил следующее:

«Акция «Вечерние скидки 30%» в торговом объекте, расположенном по адресу г. Волгоград, пр-т 30-летия Победы, 39, заключалась в том, что покупателю предоставлялась скидка с 18.00 до 21.00 на продукцию собственного производства (список имеется в материалах дела). В период с 27.12.2014 по 31.12.2014 (в период новогодних продаж при круглосуточном режиме работы) скидка предоставлялась с 0 часов 00 минут до 06 часов 00 минут. С 01.01.2015 скидка в указанном магазине снова предоставляется с 18.00 до 21.00 на товары, перечисленные в списке, за исключением салатов по-корейски, акция продолжается по настоящее время».

 

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация о том, на какие товары распространяется скидка является существенной для потребителей. Отсутствие полной информации по данному вопросу вводит потребителя в заблуждение.

На основании имеющихся материалов дела, с учетом полученной информации от ЗАО «ТАНДЕР», Определением от 16 февраля 2015 года в отношении ЗАО «ТАНДЕР» было возбуждено производство по делу № 15-03-5-02/111 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

 

На заседании Комиссии, состоявшейся 17.03.2015 г. с участием представителя по доверенности ЗАО «ТАНДЕР» - Ларионовой Натальи Генриховны, позиция ЗАО «ТАНДЕР» не изменилась. Представитель ЗАО «ТАНДЕР» утверждал, что скидка предоставлялась на продукцию собственного производства (список продукции собственного производства имеется в материалах дела) в промежуток времени с 18.00 до 21.00. Поскольку покупка была совершена после 21:00 скидки на данную покупку не распространялись.

На вопрос Комиссии о том, регламентировано ли каким-либо образом внутренними документами организации  время предоставление скидки, представитель ЗАО «ТАНДЕР» не смог ответить. Также представитель не смог пояснить каким образом до потребителя доводилась информация о товарах на которые не распространяется скидка 30% и о точном времени применения скидок.

Заявитель утверждает, что время действия скидки 30% (с 20.00 час.) стало известно от продавцов и аудиозаписи, транслируемой на территории магазина.

Материалы дела содержат фото, представленные заявителем. Представители ЗАО «Тандер» ознакомлены с материалами дела и не представляли возражений, связанных с достоверностью данных фотоматериалов. На фото холодильной горки в верхней части размещена реклама следующего содержания: «30% на салаты, кулинарию, пироги, пирожки, пиццы, изделия под брендом «Дениш», слойки*, - ниже под сноской, - Остальные группы продукции пекарни, гриль, мясо и рыбу скидка не распространяется. Точное время действия скидок узнавайте у сотрудников гипермаркета. КУШАТЬ ПРОДАНО»

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к.:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к продукции собственного производства магазина «Магнит» и продвижению данных товаров на рынке за счет снижения цены в вечернее время;

- распространяется внутри магазина по адресу г. Волгоград, Бульвар 30-летия победы, 39, на холодильной горке с продукцией собственного производства магазина «Магнит».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия принимает объяснения представителя  ЗАО «ТАНДЕР» о том, что скидка на продукцию предоставлялась с 18.00 до 21.00. При этом у Комиссии остаются сомнения в достоверности данного объяснения. Изучив материалы дела (фотографии, представленные Заявителем), Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о времени предоставлении скидки, информация не была доведена до потребителя.

Рассматриваемая реклама вечерних скидок направлена на продвижение на рынке определенных скоропортящихся товаров собственного производства магазина и нацелена на уменьшение нереализованных остатков продукции в вечернее время. Существенным условием в принятии решения потребителем о покупке того или иного товара является информация о его стоимости. Снижение цены стимулирует увеличение спроса. Поэтому указание в рекламе на снижение цены товара  продвигает товар на рынке, побуждая покупателя приобрести его. При этом существенной информацией для определения конечной цены является как размер скидки и перечень товаров, на которые она распространяется, так и конкретное время скидки. В данном случае, по мнению Комиссии, существенная, для принятия решения о покупке товара, информация, такая как точное время применения скидки (что является условием его приобретения по конкретной скидочной цене) отсутствовала в рекламе. Это искажало смысл рекламы и вводило потребителя в заблуждение. В данном случае потребитель понимал, что в вечернее время до закрытия магазина действовали рекламируемые скидки на определенные товары собственного производства.

Таки образом, в нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», рассматриваемая реклама не содержит каких-либо сведений о том, что скидка распространяется  на продукцию собственного производства магазина «Магнит» именно с 18.00 до 21.00. Таким образом, умалчивается существенная информация об условиях приобретения товара, что вводит потребителя в заблуждение.

 

Относительно признаков нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, Комиссия, принимая во внимание объяснения ЗАО «ТАНДЕР», пояснения представителя по доверенности, считает, что материалы дела не содержат неоспоримых доказательств нарушения данной нормы.

В связи с этим, Комиссией был сделан вывод об отсутствии в действиях ЗАО «ТАНДЕР» признаков нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем выступило ЗАО «ТАНДЕР», осуществляющее торговлю в указанном магазине.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель  несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», пунктами 36 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России.

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу о вечерних скидках к цене на продукцию собственного производства, распространяемую ЗАО «ТАНДЕР» в магазине «Магнит» по адресу г. Волгоград, Бульвар 30-летия победы, 39,   ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", что выразилось в отсутствии существенной информации о конкретном времени применения скидок.

3. Выдать ЗАО «ТАНДЕР» предписание об устранении нарушений рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «ТАНДЕР».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны