Решение б/н РЕШЕНИЕ гор. Волгоград «19» сентября 2023 года ... от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

гор. Волгоград

«19» сентября 2023 года

 

Дело № 034/10/18.1-1066/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие <…> на действия (бездействие) заказчика Государственное автономное учреждение здравоохранения <…> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг (извещение № 32312691025, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии представителей заказчика: <…>, действующей на основании доверенности от 19.09.2023 б/н, <…>, действующего на основании доверенности от 19.09.2023 б/н;

в отсутствие представителей от заявителя, извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие <…> (далее – ООО <…>, Заявитель) вх. № 8154/23 от 08.09.2023 на действия заказчика – Государственное автономное учреждение здравоохранения <…> (далее – ГАУЗ <…>, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг.

Реестровый номер извещения 32312691025. Извещение о проведении закупки размещено 21.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru, далее – официальный сайт ЕИС).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ <…>, утвержденным наблюдательным советом <…> (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении победителя:

1. Извещение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru - 21.08.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 218 073,32 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме – 29.08.2023;

4. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме – 29.08.2023;

5. Дата проведения аукциона в электронной форме – 01.09.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба ООО «ЧОП <…> соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 11.09.2023 исх. № ОЯ/6599/23).

Из Жалобы следует, что при проведении аукциона в электронной форме права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Неправомерно установившего требование к участникам закупки о наличии опыта оказания услуг по предмету закупки.

2. Неправомерно ограничил привлечение к оказанию услуг субподрядчиков.

3. Победитель аукциона не соответствует требованиям законодательства и требования, установленным Заказчиком в аукционной документации.

Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии опыта оказания услуг по предмету закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статья 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

<…> при проведении закупочных процедур руководствовалось Законом о закупках, а также положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГАУЗ <…>.

Пунктом 6 Раздела 3 Документации (Техническое задание) установлено следующее требование к участникам аукциона:

«Наличие опыта оказания услуг охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан аналогичного по характеру, объему и степени сложности охранным услугам, указанным в настоящем техническом задании – не менее 10 лет».

Согласно итоговому протоколу № 765/2 ЭА от 01.09.2023 заявки на участие в аукционе в электронной форме, а именно: ООО «ЧОО <…>; ООО «ЧОП <…>; ООО «ЧОП <…>, были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

С учетом вышеизложенного, права и законные интересы заявителя жалобы действиями заказчика не нарушены и не ущемлены, так как заявка заявителя была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

2. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно ограничил привлечение к оказанию услуг субподрядчиков.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор), а также согласовать любые не противоречащие закону условия такого договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание какого-либо условия предписано законом или иными правовыми актами.

В ГК РФ не содержится требований о строгом соответствии названий договоров, их сторон и прочей употребляемой в договорах терминологии нормам закона.

Согласно положениям статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если же эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, исполнитель вправе привлечь к исполнению договора третьих лиц только при условии, что соответствующая возможность прямо предусмотрена договором оказания услуг. Само по себе отсутствие в договоре оказания услуг условия о личном исполнении договора исполнителем или запрета на привлечение к исполнению договора третьих лиц не свидетельствует о праве исполнителя привлекать к исполнению третьих лиц.

Согласно абз. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закона об охранной деятельности) , заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Системный и буквальный анализ статей 9, 12 Закона об охранной деятельности позволяет прийти к выводу о том, что исполнитель по договору на оказание охранных услуг обязан оказать услуги лично. Данная позиция носит императивный характер по следующим причинам. Статья 780 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предписывает исполнителю личное оказание услуг, хотя и с оговоркой «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг». Однако, специальные нормы Закона об охранной деятельности исключают указанную оговорку, учитывая характер оказываемых услуг, предъявляемые требований к исполнителю и обязывая исполнителя заключить с каждым из своих клиентов письменный договор. Наличие письменного договора с каждым клиентом исключает присутствие третьих лиц в непосредственном исполнении обязательств.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

3. Согласно доводу жалобы, победитель аукциона не соответствует требованиям законодательства и требования, установленным Заказчиком в аукционной документации.

Согласно п. 3.2.4. раздела 1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, аукционной документации участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие (конкретные) требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе в электронной форме, указываются (приведены) в разделе 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ.

В соответствии с пп. 6 п. 17 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 пункта 15 настоящего Раздела, а именно:

- копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности (вид услуг: виды охранных услуг установлены в ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Заказчику необходимо выбрать), в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Данное требование не распространяется на юридических лиц федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- документы (информация), подтверждающие наличие лицензии (запись в реестре лицензий) на осуществление частной охранной деятельности (вид услуг: виды охранных услуг установлены в ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Заказчику необходимо выбрать), в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Данное требование не распространяется на юридических лиц федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместо копии лицензии может быть представлена выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Для подтверждения своего соответствия согласно пп 6 п. 17 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе, участником закупки ООО «ЧОО <…> (победитель закупки) в составе второй части заявки был представлен документ выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности.

Согласно указанной выписке участнику закупки 26.10.2022 выдана лицензия на осуществление частной охранной деятельности № вр34ЧО2022001107, дата окончания действия лицензии: 06.10.2027.

На основании изложенного, участником закупки ООО «ЧОО <…> (победитель закупки) была представлена информация, подтверждающая соответствии участника закупки согласно пп. 6 п. 17 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

По итогам рассмотрения жалобы, ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Заказчика приведших к нарушению прав и законных интересов Заявителя, Комиссией нарушений по доводам Заявителя не установлено.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Законом о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЧОП <…> на действия заказчика – ГАУЗ <…> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг (реестровый номер закупки 32312691025) необоснованной.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны