Решение б/н РЕШЕНИЕ № 03-112/18.1-18 по результатам рассмотрения жалобы от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-112/18.1-18

по результатам рассмотрения жалобы

  • Якутск 18 декабрь 2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе: <...>

в присутствии заявителя, отдел вневедомственной охраны по Нерюнгринскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РС (Я)» (далее – ОВО по Нерюнгринскому району, заявитель) – К., представителя по доверенности от 18.12.2018 №79,

в отсутствие, извещенного надлежащим образом заказчика, акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» (далее – АО «НГВК», заказчик),

рассмотрев жалобу ОВО по Нерюнгринскому району на действия (бездействие) АО «НГВК» при проведении запроса предложений в электронной форме на предоставление услуг по охране объектов водоснабжения и водоотведения на 2019 год (извещение № 31807251276) нарушающих законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОВО по Нерюнгринскому району на действия (бездействие) АО «НГВК» при проведении запроса предложений в электронной форме на предоставление услуг по охране объектов водоснабжения и водоотведения на 2019 год (извещение № 31807251276), нарушающих законодательство о закупках.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик допустил ограничение конкуренции путем объединения в одной закупке несколько видов услуг как по физической охране, так и по технической охране. Кроме того, в характеристиках оказываемых услуг заказчик указывает уже определенные средства связи. В ходе рассмотрения дела представитель ОВО по Нерюнгринскому району поддержала доводы жалобы, пояснила, что заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии автотранспортных средств, в том числе повышенной проходимости именно класса джип, поскольку у заявитель не имеет в наличии автомобилей класса джип, не ранее 2010 года выпуска, кроме того, указаны определенные средства связи, заказчиком в нарушение Положения о закупках отсутствует раздел об обосновании начальной максимальной цены контракта, метод при составлении цены контракта применил заказчик.

Из представленных письменных возражений АО «НГВК» (исх.№2.1-04/1551 от 14.12.2018) следует, что все объекты, подлежащие физической охране находятся на территории МО «Нерюнгринский район» как в самом г. Нерюнгри, так и в его окрестностях, в том числе водозаборы – в лесной зоне за городом. Дорожное покрытие к таким объектам без твердого покрытия (дороги низшего качества – грунтовые дороги щебеночного и гравийного покрытия) – время прибытия группы быстрого реагирования от 10 минут до 35 минут. В случае неблагоприятных метеоусловий, что является особенностью местности, где расположены объекты, подлежащие охране, наличие исправного автотранспорта высокой проходимости играет решающую роль, так как от этого напрямую зависит быстрота прибытия группы быстрого реагирования в случае посягательств, в том числе террористической направленности. Наличие автомобиля высокой проходимости, указанное в техническом задании, оставляет возможность участия охранной организации с автомобилями отечественного производителя, при условии высокой проходимости, не ранее 2010 года выпуска (на дату закупки 8 лет, что для автотранспорта не малый срок амортизации). У заказчика нет обязанности указывать все обстоятельства, основания, согласно которым предъявляются те или иные требования при наличии у охраняемого объекта, тем более имеющего статус «категорированного объекта», документы по присвоению категории имеют гриф «для служебного пользования» и не подлежат публикации в общедоступных источниках. Физическая охрана объектов подразумевает использование в случае необходимости кнопок тревожной сигнализации. Таких кнопок всего две на объектах, подлежащих охране. Логично, что организация, которая осуществляет физическую охрану и производит ежедневную эксплуатацию таких кнопок может производить и обслуживание этих кнопок. При этом, потенциальная охранная организация не ограничивается в праве выбора используемых средств связи и вспомогательных средств, т.к. указываются не только используемые заказчиком в настоящее время средства, но также предусмотрено и наличие аналоговых средств у поставщика услуг (техническое задание – п.3.6). При расчете начальной (максимальной) цены договора АО «НГВК» руководствовались аналогичным договором оказания данных услуг за 2018 год, с применением дефлятора 4%.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

АО «НГВК» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчика, утверждённым протоколом заседания совета директоров АО «НГВК» №1 от 29.06.2017, подписанным председателем заседания совета директоров А.Б Чехуновым (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупке и положением о закупке.

Как следует из материалов дела, 05.12.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31807251276 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов водоснабжения и водоотведения на 2019 год, документация по запросу предложений в электронной форме, утвержденная генеральным директором АО «НГВК» А.Н. Куликовым 01.12.2018 (далее – извещение и документация о закупке).

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках); описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 15 части 10 статьи 4 закона о закупках); требования к участникам такой закупки (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 2 статьи 3 Положения определено, что целями регулирования Положения заказчика являются, в том числе обеспечение эффективного использования средств; создание условий для своевременного и полного обеспечения нужд организации товарами, работами и услугами надлежащего качества на выгодных условиях.

В соответствии со статьей 11 Положения закупка любых товаров, работ, услуг может осуществляться путем проведения, в том числе запроса предложений в электронной форме.

Согласно пункту 3 статьи 52 Положения документация должна содержать также все установленные Заказчиком требования и условия участия в запросе предложений в электронной форме, начальную (максимальную) цену договора, если таковую удалось установить, требования к оформлению и содержанию предложения участника запроса предложений в электронной форме, срок и место проведения процедур запроса предложений в электронной форме, критерии и порядок оценки и сопоставления предложений участников запроса предложений в электронной форме с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения, а также иные условия, определенные Организатором закупок.

Согласно условиям документации о закупке предметом договора является предоставление услуг по охране объектов водоснабжения и водоотведения на 2019 год. Объем выполняемых работ, оказываемых услуг: приведены в Техническом задании (Приложение №2 к Документации о проведении запроса предложений в электронной форме). Начальная (максимальная) цена договора 8 280 936 (восемь миллионов двести восемьдесят тысяч девятьсот тридцать шесть рублей) 00 коп., без учета НДС.

В соответствии с разделом 3 Технического задания (приложение №2 к документации о закупке) установлены требования к техническим характеристикам услуги (обеспеченность материально-техническими ресурсами и специальными средствами), в том числе: иметь автотранспортные средства, в том числе повышенной проходимости (класс Джип), иметь для обслуживания тревожной сигнализации средства связи и вспомогательные средства: радиопередатчик TRV 100 High, прибор приемно-контрольный охранно-пожарный «CAPTAIN», «NORD-4TM» (или аналоги).

Согласно п.6.3 Технического задания в качестве подтверждения наличия автомобилей высокой проходимости (класс Джип, предпочтительно леворульный) не ранее 2010 года выпуска предоставляются копии документов: приказы, справки, сертификаты или иные документы, подтверждающих наличие у участника закупки собственных или арендованных транспортных средств.

Согласно Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, при оформлении паспортов транспортных средств указываются, в том числе марка, модель ТС, наименование (тип ТС), категория ТС в соответствии с классификацией ТС, год изготовления ТС.

Таким образом, заказчиком в документации о закупке не определено по каким критериям, техническим характеристикам следует отнести транспортное средство повышенной проходимости именно к классу Джип, поскольку в паспорт транспортного средства классификация ТС соответствует категории ТС либо указывается наименование (тип ТС), следовательно в паспорте транспортного средства не может быть указано «класс Джип».

Кроме того, в ходе изучения, представленной заказчиком на рассмотрение заявки участника ООО ЧОП «Галиаф» также не установлено, что участником в справке о материально-технических ресурсах указаны транспортные средства как транспортные средства повышенной проходимости класса Джип.

С учетом того, что заказчиком закупка проведена по Положению, утвержденному протоколом заседания совета директоров АО «НГВК» №1 от 29.06.2017, в Техническом задании в части требований к техническим характеристикам услуги (обеспеченность материально-техническими ресурсами и специальными средствами), указано на возможность наличия аналогов требуемых средств связи и вспомогательные средств: радиопередатчика TRV 100 High, прибора приемно-контрольный охранно-пожарный «CAPTAIN», «NORD-4TM», следовательно у участников имелась возможность представить не только указанные определенные средства связи и вспомогательные средства, но и аналоги таких средств.

Как указано выше, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, следовательно, АО «НГВК» обязано соблюдать требования, установленные Положением.

В силу пункта 5 части 9 статьи 4, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

К дополнительной информации о закупочной деятельности заказчика можно отнести, в том числе, внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическую информацию о проведенных закупках.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Положения в документации о закупке указывается обоснование начальной (максимальной) цены договора (цены лота), содержащее полученную заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе, путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. Размещение в ЕИС документации о закупке, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

Согласно сведениям, содержащимся в извещении и документации о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 8 280 936 (восемь миллионов двести восемьдесят тысяч девятьсот тридцать шесть рублей) 00 коп., без учета НДС, однако документация о закупке не содержит сведений об обосновании начальной (максимальной) цены договора в соответствии со статьей 2 Положения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ОВО по Нерюнгринскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РС (Я)» на действия (бездействие) АО «Нерюнгринский городской водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на предоставление услуг по охране объектов водоснабжения и водоотведения на 2019 год (извещение № 31807251276) обоснованной.

2. Признать АО «Нерюнгринский городской водоканал» нарушившим пункт 2 статьи 2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчика, утверждённого протоколом заседания совета директоров АО «НГВК» №1 от 29.06.2017 и требования части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику АО «Нерюнгринский городской водоканал» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений законодательства о закупках в соответствии с принятым решением от 18.12.2018 № 03-112/18.1-18 по результатам рассмотрения жалобы.

4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны