Решение №б/н Решение от 20 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «А ГРУПП» (место нахождения: 129164, г. Москва, Ракетный бульвар, д. 16, XXXIV, этаж 10, ИНН 7717625418, КПП 771701001, ОГРН 1087746943020) (далее – ООО «А ГРУПП», заявитель) представителей <...> по доверенности №108 от 27.12.2019, <...> по доверенности № 001 от 31.12.2019,

при участии от заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (место нахождения: 677027, г. Якутск, ул. Кирова, 18, Блок В, ИНН 1435142972, КПП 143501001, ОГРН 1031402073097) (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) представителей <...>по доверенности № 93/20 от 01.01.2020, <...> по доверенности № 405/19 от 17.12.2019, <...> по доверенности № 203/20 от 01.01.2020,

рассмотрев жалобу ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к              г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение                               № 31908523575), нарушающие законодательство о закупках,

 

у с т а н о в и л а:

 

30 декабря 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на  поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией заказчика нарушен порядок определения победителя, поскольку для получения рейтинга заявки по критериям «квалификация участника», «опыт участника», «качество товара», «наличие производственных мощностей» «подтверждение завода-изготовителя» каждый член комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает предложениям участников закупок от 0 до установленного максимального числа баллов.

Если другие критерии оцениваются по формулам и расчетам, указанными в разделе 33 Документации о закупке, то по критерию «Квалификация участника» касательно письма-подтверждения завода-изготовителя не предоставляется возможным проверить по каким формулам и расчетам оцениваются заявки участников.

На рассмотрении жалобы по существу, представители заказчика пояснили, что с доводом жалобы не согласны в связи с тем, что расчет и оценка баллов по критерию «Квалификация участника, а именно «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» произведены закупочной комиссией согласно документации и Положению о закупке товаров, работ, услуг» АО «Сахатранснефтегаз» (далее - Положение), утвержденным 05.12.2018 года и закупочной документации, разработанной в соответствии с Положением и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «А ГРУПП» обоснованной по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, заявителем ООО «А ГРУПП» была подана заявка на участие в конкурсе в электронной форме, которому был присвоен номер <...> с ценовым предложением 111 193 753, 00 рублей (без НДС).

Пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать, в числе прочего, результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с Протоколом-2 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии от 16.12.2019 заявка ООО «А ГРУПП» была допущена к участию в конкурсе в электронной форме.

Протоколом – 3 №899/2019 (31908523575) от 17.12.2019 победителем закупки объявлено ООО «СК ТМК». Согласно  Приложению № 1 к Протоколу-3 участникам закупки выставлены следующие баллы по критериям «цена договора» и «квалификация участника», в котором оценивался опыт участника по подтверждению завода-изготовителя о поставляемой продукции:

 

 

№ п/п

 

 

 

Критерии

 

 

 

Баллы

 

 

 

Значимость

 

ООО «А ГРУПП»

(129164, Российская Федерация, г. Москва, Ракетный бульвар, дом 16, пом. XXXIV, этаж 10)

Значение

Балл

Итого

1.

Цена

договора:

137 613 107,29

 

0,60

 

 

 

 

Предложение цены (руб.)

 

 

111 193 753, 00

97,62

58,57

2.

Квалификация участника

 

0,40

 

 

 

 

2.1.

Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб.

0-60

 

Согласно заявке

60,00

24,00

  2.2.

Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции

Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления

 

0-40

 

 

Согласно заявке

 

5,71

 

2,29

 

ИТОГО

 

 

 

 

84,86

               

 

 

 

№ п/п

 

 

 

Критерии

 

 

 

Баллы

 

 

 

Значимость

ООО «СК ТМК» (123022, Российская Федерация, г. Москва, ул.

Звенигородская 2-я, 13/43 3/VII/39,40)

Значение

Балл

Итого

1.

Цена

договора:

137 613 107,29

 

0,60

 

 

 

 

Предложение цены (руб.)

 

 

120 000 000,00

90,46

54,28

2.

Квалификация участника

 

0,40

 

 

 

 

2.1.

Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб.

0-60

 

Согласно заявке

60,00

24,00

 

2.2.

Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции

Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления

 

0-40

 

 

Согласно заявке

 

40,00

 

16,00

 

ИТОГО

 

 

 

 

94,28

               

 

 

 

№ п/п

 

 

 

Критерии

 

 

 

Баллы

 

 

 

Значимость

ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС» (450059, Российская Федерация, БАШКОРТОСТАН, УФА, РИХАРДА ЗОРГЕ, ДОМ 12, КОРПУС 1, ЭТ/ОФ 2/2220)

Значение

Балл

Итого

1.

Цена

договора:

137 613 107,29

 

0,60

 

 

 

 

Предложение цены (руб.)

 

 

108 551 570,00

100,00

60,00

2.

Квалификация участника

 

0,40

 

 

 

 

2.1.

Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб.

0-60

 

Согласно заявке

00,00

0,00

 

2.2.

Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции

Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления

 

0-80

 

 

Согласно заявке

 

0,00

 

0,00

 

ИТОГО

 

 

 

 

60,00

               

 

Согласно пункту 14.37 статьи 14 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденного Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» Протоколом № 238 от 05.12.2018, закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что баллы по критерию «Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки» проставлены членами закупочной комиссии согласно закупочной документации, от 0 до 100 баллов по субъективной мнению каждого члена комиссии.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Сахатранснефтегаз» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», утвержденного Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» Протоколом № 238 от 05.12.2018 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Как следует из материалов рассмотрения жалобы, 15.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение 31908523575 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на  поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (далее – извещение).

Согласно условиям извещения предметом закупки является: поставка трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка». Начальная (максимальная) цена договора составляет 137 613 107, 29 (сто тридцать семь миллионов шестьсот тринадцать тысяч сто семь рублей двадцать девять копеек), в том числе без учета НДС. Заявки на участие в закупке могут быть поданы с момента публикации извещения до 09:00 ч. 13.12.2019 г. (МСК+6). Дата рассмотрения заявок 16.12.2019 г., дата оценки заявок / подведение итогов в 17.12.2019 г.

Согласно протоколу – 1 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии акционерного общества «Сахатранснефтегаз» от  13.11.2019 на участие в рассматриваемой закупке поступило 4 заявки.

20.12.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены Протокол-1 № 899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 13.12.2019 10:00, Протокол-2 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 16.12.2019 14:00, Протокол-3 №899/2019 (31908523575) заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» от 17.12.2019 14:00.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются способами, в том числе путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс).

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки, в том числе согласно части 16 которого под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика. Извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок (часть 21 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно пунктам 3, 4 части 2.1 статьи 2 Положения о закупке настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг является документом, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ который регламентирует закупочную деятельность АО «Сахатранснефтегаз» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в целях:

– расширения возможностей для участия юридических и физических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирование такого участия;

– развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках,  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13);

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Согласно пункту 4 Приложения к Положению для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии оценки:

1. Стоимостные критерии оценки:

1.1. цена договора;

2. Нестоимостные  критерии оценки:

2.1. качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

2.2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 32 Информационной карты конкурсной документации установлено два критерия оценки заявок участников закупки:

1) «Цена договора», который имеет значимость К=0,60 (или 60%);

2) «Квалификация участника» - К=0,40 (или 40%):

п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия

Значение подкритерия

(в баллах)

1.

Цена договора

К=0,60

 

2.

Квалификация участника

К=0,40

 

2.1.

Опыт участника закупки по аналогичному предмету закупки, руб.

 

Максимальный балл – 60

2.2.

Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции

Оценивается наличие письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления

 

Максимальный балл – 40

 

Пунктом 33 Информационной карты, а также подпунктом «f» пункта 8 Приложения к   Положению установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок:

 

Порядок оценки заявок

  1. Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.

<…>

  1. Для получения рейтинга заявок по критериям «квалификация участника», «опыт участника», «качество товара», «наличие производственных мощностей», «подтверждение завода-изготовителя» каждый член закупочной комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает предложениям Участников закупок от 0 до установленного максимального числа баллов по каждому из установленных показателей подкритериев.

<…>

 

Из вышеуказанного следует, что баллы по критерию «Квалификация участника», присваиваются по усмотрению отдельного члена закупочной комиссии – от 0 до 100 баллов, в том числе по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» от 0 до 40 баллов.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 25 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз».

В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз» при осуществлении конкурентной закупки Заказчик вправе требовать у участника закупки информацию и документы об участнике закупке подавшем заявку на участие в такой закупке.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются по форме, установленной в документации о конкурентной закупке (если такие требования установлены) и в порядке, которые указаны в документации конкурентной закупки, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурентной закупки (подпункт 9.2 пункта 9 Положения).

Заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию (пункт 9.3 Положения).

В случае, если в документации о конкурентной закупке указан такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как квалификация участника закупки, заявка участника закупки должна содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для отстранения участника закупки от участия в такой закупке (пункт 9.3.6 Положения).

Пунктом 26 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации определено, что требования к оформлению заявки устанавливаются в соответствии с Блоком II. Формы для заполнения.

Пунктом 32 Блока I. «Информационная карта» закупочной документации предусмотрено, что подкритерий «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» критерия «Квалификация участника» оценивается наличием письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления.

При этом анализ Блока II. Формы для заполнения закупочной документации форм письма-подтверждения завода-изготовителя участнику размещения заказа о наличии поставляемой продукции на складе, либо о согласии на ее изготовление с указанием конкретных сроков изготовления не содержит.

Материалами дела установлено, что победителем закупки – ООО «СК ТМК» в составе заявки на участие в закупке представлены следующие письма-подтверждения заводов-изготовителей:

1. ПАО «Трубная металлургическая компания» (исх. № 05/08744 от 04.12.2019);

2. АО «Сибирская промышленная группа» (исх. № У-257/19 от 03.12.2019).

Заявитель, ООО «А ГРУПП» также представило следующие письма-подтверждения заводов-изготовителей:

1. АО «Выксунский металлургический завод» (исх. № 200874-и-248/19 от 10.12.2019);

2. ООО ЗАВОД «Современные технологии изоляции» (исх. № 247 от 12.12.2019).

Согласно представленным в составе заявок участников закупки – ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» письмам-подтверждениям заводов-изготовителей каждый завод-изготовитель участника закупки гарантирует соответствие технических характеристик, количество товаров, поставку трубной продукции в срок для нужд «АО «Сахатранснефтегаз».

Следовательно, материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями закупочной документации ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» представлено по два письма-подтверждения заводов-изготовителей.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в приложении № 1 к протоколу оценки и сопоставления заявок  итоговый рейтинг участников закупки по критерию «Квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» рассчитан членами закупочной комиссии  следующим образом:

1. Средний балл участника ООО «СК ТМК»: (40+40+40+40+40+40+40)/7=40,00

Итоговый рейтинг участника ООО «СК ТМК» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 40,00*0,40=16,00

2. Средний балл участника ООО «А ГРУПП»: (0+0+0+0+0+0+40)/7=5,71

Итоговый рейтинг участника ООО «А ГРУПП» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 5,71*0,40=2,29.

3. Средний балл участника ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС»: (0+0+0+0+0+0+40)/7=0,00.

Итоговый рейтинг участника ООО «ТРУБМЕТСЕРВИС» по критерию «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции»: 0,00*0,40=0, 00.

Как следует из устных пояснений представителей заказчика заявка заявителя была оценена закупочной комиссией по критерию «Квалификация участника» от 0 до 100 баллов, в том числе по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» членами закупочной комиссии согласно закупочной документации от 0 до 40 баллов по своему усмотрению, в котором оценка между представленными документами заявителя ООО «А ГРУПП» и победителя ООО «СК ТМК» определялась исходя из содержания писем заводов-изготовителей, а именно письма АО «Выксунский металлургический завод» (исх. № 200874-и-248/19 от 10.12.2019) представленного заявителем, ООО «А ГРУПП» в составе заявки на участие в закупке, которое  не содержит указания изоляций труб по ТУ 1390-008-74747996-2012, что явилось причиной присвоения большинством членов закупочной комиссии нулевого балла по данному подкритерию.

Вместе с тем, принимая во внимание, что заказчик, установив требование о предоставлении писем-подтверждений заводов-изготовителей участниками закупки без установления каких либо требований ни к форме, ни к содержанию таких писем, и, учитывая представление ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» одинакового количества писем-подтверждений заводов-изготовителей в соответствии с требованиями закупочной документации, Комиссия пришла к выводу, что закупочная комиссия должна была оценить заявки участников ООО «СК ТМК» и ООО «А ГРУПП» по подкритерию «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» критерия «Квалификация участника» путем присвоения одинаковых сумм количества баллов, однако, закупочная комиссия проставила баллы  произвольно, не придерживаясь принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2.1 Положения настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг является документом, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ который регламентирует закупочную деятельность АО «Сахатранснефтегаз» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в целях:

1) создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика, в товарах, работах, услугах в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

2) эффективного использования денежных средств;

3) расширения возможностей для участия юридических и физических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирование такого участия;

4) развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «А ГРУПП», поскольку заявка заявителя была оценена закупочной комиссией неправомерно, вопреки  требованиям части 1 статьи 1, пункта 2 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2.1 Положения.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

По смыслу самой цели и принципов Закона о закупках, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя, предлагающего объективно лучшие условия исполнения договора. Следовательно, в документации о закупках, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы, выражаемой в их взаимном соотношении  друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.

В действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, отсутствует. В силу этого, заказчики самостоятельно определяют в Положении и документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусматривают формулу расчета количества баллов или шкалу оценки. Однако данное право заказчика, по смыслу приведенных выше норм Закона о закупках не только не допускает, а напротив, предполагает, что  в документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по спорному критерию.

Таким образом, оценка заявок по критерию «Квалификация участника», а именно «Подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции» производится исключительно на основе субъективных мнений членов комиссии. Учитывая выбранный метод сравнения заявок (экспертный метод), а также тот факт, что перечисленные критерии определения наилучшего предложения заказчиком фактически не установлены, результаты такого сопоставления заявок участников принципиально не поддаются объективной оценке и не могут отражать реальных различий в качестве и свидетельствовать о превосходстве одного участника перед другим.

Следовательно, определенная в Документации система оценки заявок участников позволяет АО «Сахатранснефтегаз» (его закупочной комиссии), манипулируя итоговым рейтингом, выбрать победителем любую организацию вне зависимости от ее предложения.

Вместе с тем, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 № 11237/12, организатор торгов в любом случае должен обеспечить их публичность и открытость по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, а также максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности представленных документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в подпункте «f» части 1 пункта 33 Информационной карты, подпункте «f» пункта 8 приложения к Положению «Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурентной закупке» надлежащего порядка оценки заявки участника закупок по критерию  «квалификация участника», «подтверждение завода-изготовителя о поставляемой продукции», что позволило членам закупочной комиссии выставлять баллы по субъективному мнению каждого члена закупочной комиссии, не опираясь на определенные показатели, признаются нарушающими часть 1 статьи 1, пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках  содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках  любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

 

1. Признать жалобу ООО «А ГРУПП» на действия (бездействие) АО «Сахатранснефтегаз» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на  поставку трубы для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Газопровод-отвод к г. Вилюйску Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия). 2 нитка» (извещение № 31908523575) обоснованной.

2. Признать закупочную комиссию АО «Сахатранснефтегаз» нарушившей требования части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Оператору электронной площадки, ООО «РТС-Тендер» обеспечить возможность исполнения предписания.

5. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны