Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 12 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Полный текст решения с графиками и таблицами в приложении.

 

ОАО «Волжанин»

152968, Ярославская обл.

Рыбинский район,

п. Ермаково

ООО «Брейтовская птицефабрика-Русский Век»

152760, Ярославская обл.,

Брейтовский район,

с. Брейтово, ул. Гагарина, 26

 

ООО «Возрождение»

152830, Ярославская обл., г. Мышкин,

ул. Газовиков, д.7, кв. 66

 

ОАО «Некрасовская птицефабрика»

152260, Некрасовский район,

д. Шишелово

 

ООО Птицефабрика «Романовская»

152309, Тутаевский район, пос. Фоминское,

зона Промзона, стр. 1

 

ООО «Север»

150545, Ярославский район, пос. Дубки,

ул. Ленина, д.1

 

Решение

по делу № 03-03/12-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

25 декабря 2015 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 18 января 2016 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов;

члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля М.В. Антонова, главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Шушкова,

рассмотрев дело № 03-03/12-15 по признакам нарушения Открытого акционерного общества «Волжанин» (далее – ОАО «Волжанин»), расположенного по адресу: 152968, Ярославская обл., Рыбинский район, п. Ермаково, и Общества с ограниченной ответственностью «Брейтовская птицефабрика – Русский Век» (далее – ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский Век»), расположенного по адресу: 152760, Ярославская обл., Брейтовский район, с. Брейтово, ул. Гагарина, 26, Общества с ограниченной ответственностью «Север» (далее – ООО «Север»), расположенного по адресу: 150545, Ярославский район, пос. Дубки, ул. Ленина, д.1, Общество с ограниченной ответственностью Птицефабрика «Романовская» (далее – ООО Птицефабрика «Романовская»), расположенного по адресу: 152309, Тутаевский район, пос. Фоминское, зона Промзона, стр.1,

по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

На основании обращений граждан о значительном повышении цен на яйцо куриное 1 категории Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области была осуществлена проверка в отношении предприятий осуществляющих производство яиц на территории Ярославской области.

В рамках проверки были проанализированы отпускные цены на яйцо куриное 1 категории, реализуемое на территории Ярославской области, информация о закупочной стоимости кормов, кормовых добавок, а также рентабельность производства в период с 01 ноября 2013 года по 01 февраля 2014 года и выявлена синхронность действий производителей яйца куриного 1 категории – ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика – русский век» (Рисунок №1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Таким образом, в действиях ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика – русский век» были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Ярославское УФАС России Приказом № 188 от 01.04.2015 г. возбудило дело 03-03/12-15 в отношении ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика – русский век» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в однонаправленном повышении цен на яйцо куриное 1 категории.

Определением о назначении к рассмотрению дела № 03-03/12-15 о нарушении антимонопольного законодательства ответчикам ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика – русский век» необходимо было представить:

- калькуляцию цен на яйцо куриное 1 категории с 01.08.2014 года по 31.12.2014 года;

- контракты на поставку продукции, необходимой для производства яйца куриного, занимающей в себестоимости конечного продукта долю более 5%, с приложением таблицы, отражающей изменение цен, за период с 01.08.2014 года по дату получения данного определения;

- уведомления от поставщиков продукции о повышении цен на товар за период с 01.08.2014 год по дату получения данного определения.

При рассмотрении настоящего дела на заседании Комиссии представители ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика – русский век» факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не признали. Изложив свою позицию по существу рассматриваемого дела, пояснили, что повышение цены на товар яйцо куриное 1 категории происходит в зависимости от сезонности. Основной составляющей цены является – стоимость кормов, которые дорожают к осени, соответственно цена яиц к декабрю начинает расти. Летом предприятия работают в убыток, рентабельность падает. Цена складывается исходя из спроса.

При анализе документов, представленных ОАО «Волжанин» Ярославским УФАС России было установлено, что основной удельный вес в себестоимости яйца куриного 1 категории у ОАО «Волжанин» имеют корма, составляющие более 60% в структуре себестоимости: (Таблица № 1 – данные о себестоимости яйца 1 категории ОАО «Волжанин»)

В письменных пояснениях ОАО «Волжанин» указало, что при анализе динамики роста/снижения средней цены реализации яйца куриного 1 категории в ноябре 2014 года наблюдается рост цены на яйцо поле летнего снижения (летние снижение цен происходит каждый год). Ежегодно сезонное повышение цен в ноябре, позволяет выйти на уровень средней цены по году, что обеспечивает рентабельность производства продукции за период в целом, так как реализация яйца куриного в летний период приносит убыток предприятию.

Также Общество отметило, что средняя цена реализации яйца куриного включает стоимость бонусов. Предприятие предоставляет для контрагентов скидки в виде бонусов, которые составили:

- в 2013 году – 9224,757 тыс. руб. (на 1 десяток реализованного яйца – 0,14 руб.)

- 2014 году – 38157,058 тыс. руб. (на 1 десяток реализованного яйца – 0,57 руб.)

- за 5 месяцев 2015 года – 20883,261 тыс. руб. (на 1 десяток реализованного яйца – 0,72 руб.)

При анализе документов, представленных ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век» было установлено, что основной удельный вес в себестоимости яйца куриного 1 категории у Общества имеют корма, составляющие более 65% в структуре себестоимости: Таблица № 3 - данные о себестоимости яйца 1 категории ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век»

В ходе рассмотрения дела комиссия привлекла к участию в деле в качестве ответчиков ООО «Романовская птицефабрика», ООО «Север».

ООО «Возрождение», ОАО «Некрасовская птицефабрика» - в качестве лиц, содействующих рассмотрению дела.

При рассмотрении настоящего дела на заседаниях Комиссии и в письменных объяснениях представители птицефабрик факт нарушения части 1 статьи 11 «О защите конкуренции» не признали.

ООО «Возрождение» сообщило, что ситуацию с изменениями цены на яйцо нельзя рассматривать в отрыве от рыночной конъектуры и сезонных колебаний. Прямой зависимости отпускных цен от стоимости ресурсов, используемых для производства яйца куриного, не существует. Цена реализации данного продукта определяется не только его себестоимостью, сколько текущим соотношением спроса и предложения на рынке. В связи с тем, что соотношение крайне неустойчиво, в некоторые периоды последних лет предприятие несло большие убытки от производства яиц, связанные с диспаритетом цен на готовую продукцию и корма, а также оборудование, технику и комплектующие. Традиционно в летний период цена на яйцо существенно снижается. Сезонное повышение рыночных цен позволяет компенсировать убытки и обеспечить минимальную необходимую для нормального функционирования предприятия среднегодовую рентабельность.
ОАО «Некрасовская птицефабрика» сообщило, что 13.08.2016 г. Общество было реорганизовано путем присоединения к Открытому акционерному обществу «Ярославский бройлер» как обособленное подразделение Филиал Племенной репродуктор «Некрасовский» - ОАО «Ярославский бройлер» (далее – ОАО «Ярославский бройлер».

Общество специализируется на производстве мяса цыплят-бройлеров и не является производителем промышленного яйца. ОАО «Ярославский бройлер» производит только инкубационное яйцо с поставкой его на собственный инкубатор для производства цыплят бройлеров. В реализацию поступают незначительные объемы яйца куриного 1 категории – нестандартного инкубационного яйца, которое является непригодным для инкубации на собственном инкубаторе по технологическим требованиям. Реализуется данное яйцо в нескольких магазинах собственной торговой сети предприятия, с июля 2014 года не менялись и составляет 60 рублей за 1 десяток.

Технология выращивания и рационы кормления молодняка кур и взрослого поголовья для производства товарного яйца. Себестоимость племенного яйца значительно выше, чем товарного. Поэтому не корректно сравнение цен реализации яйца промышленного производства и племенного. Себестоимость инкубационного яйца на декабрь 2014 года составила 95,77 рублей за десяток.

Реализации я инкубационного яйца, по цене товарного, для предприятия всегда убыточна, рентабельность – 40%, поэтому основная задача предприятия минимизировать данный объем нестандартного яйца.

ООО Птицефабрика «Романовская» пояснило, что основными факторами, влияющими на изменение цены, являются спрос и изменение себестоимости продукции. В летний период спрос на яйцо падает, и так как продукция является быстро портящейся, то ее необходимо срочно продать по любой цене, лишь бы реализовать продукцию, поэтому в этот период цена на яйцо бывает намного ниже себестоимости продукции. В осенне-зимний период ситуация противоположная, поэтому происходит увеличение цены. За запрашиваемый период себестоимость яйца увеличилась на 30 %. Произошло это за счет увеличения стоимости комбикорма, ветеринарных медикаментов, тары и других материалов необходимых для производства продукции.

Предприятие развивается и работает в условиях рыночной экономики, его целью является извлечение прибыли, что не противоречит законодательству Российской Федерации, поэтому убытки, полученные в летнем месяце Общество, старается компенсировать в зимний период.

В ходе рассмотрения дела у ООО «Романовская птицефабрика», ООО «Север», ООО «Возрождение», ОАО «Некрасовская птицефабрика», ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский Век», ОАО «Волжанин» были запрошены цены и объемы продаж яйца куриного 1 категории в период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г., а также среднюю стоимость корма, закупаемого в указанный период, а также структуру себестоимости по статьям калькуляции с расшифровкой в расчете на 10 яиц.

В силу пункта 4 статьи 4 Закона о конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующими субъектами на конкретном товарном рынке согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В статье 8 Закона о конкуренции определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются такие их действия на товарном рынке, которые заранее известны каждому из указанных лиц, их результат соответствует интересам каждого из них, они вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке. К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, названная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Таким образом, для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из названных лиц.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий наряду с прочими обстоятельствами может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Таким образом, для признания наличия в действиях хозяйствующих субъектов признаков согласованных действий и нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что действия хозяйствующих субъектов:

1) совершены на одном товарном рынке - рынке по продаже яйца куриного 1 категории в границах Ярославской области;

2) являлись относительно единообразными и синхронными;

3) осуществлены хозяйствующими субъектами при отсутствии объективных причин, т.е. действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке;

4) ограничили конкуренцию на товарном рынке, в том числе привели к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке и к отказу хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке.

I. Установление товарного рынка

Определение границ товарного рынка проводилось Управлением по правилам, изложенным в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

Продуктовые (товарные) границы рынка – это товар, не имеющий заменителей, или группа (набор) взаимозаменяемых товаров (субститутов).

В соответствии с 3.1. Порядка Процедура определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющей выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Пункт 3.4. Порядка предусматривает предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Исходя из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.08.2015) для яйца в скорлупе свежего определен код - 01.47.2.

В соответствии с "ГОСТ 31654-2012. Межгосударственный стандарт. Яйца куриные пищевые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта 28.09.2012 N 441-ст) яйца в зависимости от сроков хранения классифицируются по следующим видам:

- диетические;

- столовые.

В зависимости от массы яйцо подразделяется на 5 категорий: Таблица № 4 – категории яиц

Таким образом продуктовые границы определенны как яйцо куриное 1 категории.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности, либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку яйца куриные является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность птицефабрик от оптовых покупателей, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Для сельскохозяйственных предприятий и птицефабрик экономически целесообразно организовать доставку яиц куриных при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка.

Необходимым условием для обращения товара (яиц куриных) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки яиц куриных и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка яиц куриных, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи.

Исходя из вышеизложенного, было определено взять за географические границы Ярославскую область.

 

II. Единообразность и синхронность

Синхронизация - приведение двух или нескольких процессов к такому их протеканию, когда одинаковые или соответствующие элементы процессов совершаются с неизменным сдвигом во времени, либо одновременно (Словарь иностранных слов и выражений. Е.С. Зенович. - М. ООО "Агентство "КРПА "Олимп": ООО "Издательство ACT", 2002).

Синхронность поведения подразумевает такое поведение каждого субъекта, участвующего в согласованных действиях, при котором каждый из них совершает несколько однотипных действий через равные, или относительно равные промежутки времени.

В ходе рассмотрения дела Управление Федеральной антимонопольной службы произвело корреляционный анализ данных представленным птицефабриками подтверждающий синхронность и единообразность.

 

1. Корреляционный анализ и корреляционная связь

Сравнивая различные виды зависимостей между парой величин, можно сказать, что если с изменением значений одной переменной однозначно изменяется определённое значение второй переменной, то речь идёт о функциональной зависимости, если меняется среднее значение (условное математическое ожидание) — о корреляционной связи, а в случае статистической связи меняется определённое распределение второй переменной. Таким образом, наиболее общим явлением является статистическая связь, а корреляционная является её частным случаем.

Корреляционным анализом называют метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между одной парой или множеством пар величин для установления между ними взаимосвязей.

Задачей корреляционного анализа является установление направления (положительное или отрицательное) и формы (линейная или нелинейная) связи между варьирующими признаками, измерение ее величины, и проверка уровня значимости полученных коэффициентов корреляции.

 

2. Коэффициенты корреляции

Коэффициент корреляции (парный коэффициент корреляции) R показателем характера взаимного влияния изменения двух величин. Он принимает значения в диапазоне от −1 до +1: , при этом при говорят о наличии функциональной связи между исследуемыми переменными, а если , то связь отсутствует. В зависимости от значения коэффициента принято различать:

- сильную, или тесную корреляционную связь - при ,

- среднюю - при ,

- умеренную - при ,

- слабую - при ,

- очень слабую - при .

Для вычисления R в зависимости от типа исходных данных используются:

- Для оценки связи между непрерывными величинами (то есть теми, которые принимают значения из множества действительных чисел) используется коэффициент корреляции Пирсона (Pearson product-moment correlation coefficient, или PMCC) r.

- Для оценки связи между ранговыми признаками (то есть между величинами, для которых справедлива только операция сравнения, однако степень сравнения определить нельзя) используются ранговые коэффициенты корреляции Кендалла  , Спирмена  и Фехнера  .

- Для оценки связи между дихотомическими переменными (которые могут принимать какое-либо одно значение из 2-х возможных) — коэффициент  (ещё обозначается как ).

- В случае, если одна из переменных является непрерывной, а другая — дихотомической, используется точечно-биссериальный коэффициент корреляции .

В данном случае для расчета использовался коэффициент Пирсона.

 

3. Коэффициент линейной корреляции Пирсона

Коэффициент линейной корреляции Пирсона используется для оценки тесноты (силы) связи между двумя переменными.

Коэффициент линейной корреляции Пирсона

(2)

представляет собой отношение выборочного коэффициента ковариации

(3)

к произведению выборочных средних квадратических отклонений Sx, Sy:

, (4), (5)

где, xi, yi – числовые значения рассматриваемых переменных, n – объем выборки. После подстановки имеем:

(6)

 

Величина выборочного коэффициента линейной корреляции Пирсона, как и генерального, изменяется в пределах от –1 до +1. 1

 

4. Расчет коэффициента Пирсона

Для расчета коэффициента Пирсона использовались первоначальные данные представленные птицефабриками, а именно стоимость корма и цена яйца куриного 1 категории.

4.1 ОАО «Волжанин» и ООО «Возрождение»

Таблица № 5 – Расчет показателей ОАО «Волжанин» и ООО «Возрождение»

4.2 ОАО «Волжанин» и ООО «Север»

Таблица № 6 – Расчет показателей ОАО «Волжанин» и ООО «Север»

4.3 ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика - Русский век»

Таблица № 7 – Расчет показателей ОАО «Волжанин» и ООО «Брейтовская птицефабрика - Русский век»4.4 ОАО «Волжанин» и ООО «Романовская птицефабрика»

4.4 ОАО «Волжанин» и ООО «Романовская птицефабрика»

Таблица № 8 – Расчет показателей ОАО «Волжанин» и ООО «Романовская птицефабрика»

4.5 ООО «Возрождение» и ООО Север»

Таблица № 9 – Расчет показателей ООО «Возрождение» и ООО Север»4.6 ООО «Возрождение» и ООО Птицефабрика «Романовская»

4.6 ООО «Возрождение» и ООО Птицефабрика «Романовская»

Таблица № 10 – Расчет показателей ООО «Возрождение» и ООО Птицефабрика «Романовская»4.7 ООО «Возрождение» и Брейтовская птицефабрика

4.7 ООО «Возрождение» и Брейтовская птицефабрика

Таблица № 11 – Расчет показателей ООО «Возрождение» и ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век»»

4.8 ООО «Север» и ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век»

Таблица № 12 – Расчет показателей ООО «Север» и ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век»

4.9 ООО «Север» и ООО Птицефабрика «Романовская»

Таблица № 13 – Расчет показателей ООО «Север» и ООО Птицефабрика «Романовская»

4.10 ООО Птицефабрика «Романовская» и ООО «Брейтовская птицефабрика-Русский век»

Таблица № 14 – Расчет показателей ООО Птицефабрика «Романовская» и ООО «Брейтовская птицефабрика-Русский век»

Таким образом корреляционный анализ, проведённый в рамках рассмотрения дела позволяет установить, что связь между птицефабриками ООО Птицефабрика «Романовская», ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век», ОАО «Волжанин», ООО «Север» сильная. 

Единообразность и синхронность птицефабрик наглядно подтверждает рисунок № 13, из которого следует, что динамика цен у птицефабрик имеет одну направленность:

III. Структура стоимости

 

При анализе представленных документов птицефабриками, Ярославским УФАС России была установлена динамика розничных цен на яйцо куриное 1 категории и кормов, закупаемых предприятиями ОАО «Ярославский бройлер, ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век», ООО «Север», ООО Птицефабрика «Романовская», ОАО «Волжанин».

Согласно положениям части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Нормы ФЗ «О защите конкуренции» не могут быть истолкованы как исключающие возможность антимонопольного органа доказать наличие соглашение через их объективированный результат: посредством определения соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведения анализа его состояния и обоснования однотипности поведения на нем хозяйствующих субъектов.

При этом известность каждому из субъектов о поведении друг друга заранее может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом были установлены следующие косвенные доказательства наличия соглашения на товарном рынке:

1. Действия хозяйствующих субъектов совершены на одном товарном рынке – рынке по продаже яйца куриного 1 категории в географических границах Ярославской область;

2. В период с июня 2014 года по октябрь 2014 года в действиях хозяйствующих субъектов усматривается единообразность и синхронность в установлении цены на яйцо куриное 1 категории;

3. Изменение цен не обусловлено объективными факторами (сезонность, рост затрат).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях рассматриваемых субъектов – ОАО «Волжанин», ООО «Север», ООО «Брейтовская птицефабрика – Русский век» и ООО Птицефабрика «Романовская» имеют место все признаки ведения согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке по реализации яйца куриного 1 категории, которые выразились в однонаправленном повышении цен на яйцо куриное 1 категории.

В силу части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать Открытое акционерное общество «Волжанин», Общество с ограниченной ответственностью «Брейтовская птицефабрика – Русский Век», Общества с ограниченной ответственностью «Север», Общество с ограниченной ответственностью Птицефабрика «Романовская» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Открытому акционерному обществу «Волжанин», Обществу с ограниченной ответственностью «Брейтовская птицефабрика – Русский Век», Обществу с ограниченной ответственностью «Север», Обществу с ограниченной ответственностью Птицефабрика «Романовская» обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

 

Члены Комиссии М.В. Антонова

 

 

А.С. Шушкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны