Предупреждение б/н Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 5 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По результатам рассмотрения материалов проверки, направленных  Прокуратурой Оловяннинского района, указывающих на нарушение антимонопольного законодательства со стороны МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловянинский район», выразившееся в заключении договора безвозмездного пользования имуществом от 2.11.2015 c ООО «Коммунальник» без проведения конкурентных процедур, Забайкальским УФАС выявлены признаки нарушения  антимонопольного законодательства, предусмотренного  частью 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловянинский район» (Ссудодатель) и ООО «Коммунальник» (Ссудополучатель) заключен Договор от 2.11.2015.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора от 2.11.2015 Ссудодатель передает Ссудополучателю имущество согласно Приложению № 1 к настоящему договору в безвозмездное пользование на срок, указанный в договоре, а Ссудополучатель обязуется осуществлять пользование этим имуществом в интересах населения и юридических лиц сельского поселения «Яснинское»  (абонентов-потребителей) для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Срок действия договора – со 2 ноября 2015 по 1 декабря 2015 года. Договор считается продленным на тех же условиях до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества (пунктом 3.1. Договора от 2.11.2015).

С учетом того, что сведений о проведении публичных процедур в отношении имущества, указанного в Приложении № 1 к договору от 2.11.2015, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, Договор от 2.11.2016  является действующим.

Таким образом, имущество по договору от 2.11.2015 было передано  ООО «Коммунальник» на срок с 02.11.2015 по настоящее время.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения являются объектами концессионного соглашения.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении").

Таким образом, действующим законодательством РФ прямо установлено, что объекты теплоснабжения, водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений (если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса) или договоров аренды (при отсутствии указанных условий).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Следовательно, для передачи подобных объектов нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Указанные договоры (соглашения) заключаются посредством проведения торгов.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае действиями Администрации по заключению договора аренды муниципального имущества, могут создаваться преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности ООО «Коммунальник» ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что действия собственника государственного или муниципального имущества по передаче муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения в нарушение норм Федерального закона "О теплоснабжении", Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона "О концессионных соглашениях" являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловянинский район», заключая договор безвозмездного пользования имуществом договор от 2.11.2015, с возможностью пролонгации указанного договора и не обеспечив проведение конкурентных процедур в отношении имущества указанного в Приложении 1 к договор № 29/10 от 2.11.2015 , лишил иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование на тех же условиях, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

На основании выше изложенного следует, что действия МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловянинский район» содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона выдается предупреждение.

Забайкальское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Оловянинский район»  о необходимости принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:

- принятия мер по передаче муниципального имущества для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населению и юридическим лицам сельского поселения «Яснинское» с соблюдением требований действующего законодательства, в т.ч. предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

- недопустимости заключения договоров аренды муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», антимонопольного законодательства;

- обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населению и юридическим лицам сельского поселения «Яснинское».

Срок исполнения предупреждения 1 сентября 2016 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Забайкальское УФАС России в течение трех дней со дня окончания  срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны