Решение №17/52597/18 Решение № 223ФЗ-483/18 от 10 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-483/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ГК УЭЛЕС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

05.07.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «ГК УЭЛЕС» от 25.06.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Оборонэнерго» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по обеспечению технологического присоединения планируемых к строительству энергопринимающих устройств объекта МО РФ, расположенного по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Осипенко д. 3 для филиала «Юго-Западный» АО «Оборонэнерго» (извещение № 31806462982) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ГК УЭЛЕС» (далее - Заявитель) от 25.06.2018 б/н (вх. 103654-ЭП/18 от 29.06.2018) на действия (бездействие) заказчика АО «Оборонэнерго» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по обеспечению технологического присоединения планируемых к строительству энергопринимающих устройств объекта МО РФ, расположенного по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Осипенко д. 3 для филиала «Юго-Западный» АО «Оборонэнерго» (извещение № 31806462982) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках для нужд АО «Оборонэнерго», утвержденным решением Совета директоров АО «Оборонэнерго» (протокол от 07.10.2015 № 6) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколам, составленным в ходе проведения Запроса предложений:

      • Извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 10.05.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора (общая) — 7 015 870,15 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 21.05.2018.2018;

      • Дата рассмотрения заявок22.06.2018;

      • Дата подведения итогов закупки — 22.06.2018;

      • На участие в Запросе предложений подано 2 заявки, допущена 1 заявка.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2.7.2.4 Документации установлено, что заявка на участие в Запросе предложений должна полностью соответствовать каждому из установленных Документацией требованию или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми.

В соответствии с пунктами 5.1.5.1, 5.1.5.2 Документации установлено, что участник Запроса предложений должен подать заявку на участие в закупке, включающую письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации, а также приложения к письму о подаче оферты, оформленные в соответствии с формами, предусмотренными Приложением № 4 к Документации.

Пунктом 1.4.3 приложения № 4 к Документации установлено, что требования к сметной документации, предоставляемой участниками Запроса предложений, указаны в техническом задании Документации.

Согласно пункту 2.3.5 технического задания Документации ценовое предложение участника Запроса предложений должно быть дополнено сметой, составленной на основании и в полном соответствии с параметрами, объемами и расценками сметы Заказчика с возможным применением к стоимости сметы (без учета НДС) коэффициента снижения начальной (максимальной) цены участника либо согласием участника, выраженным в письме о подаче оферты в рамках Запроса предложений, на выполнение работ в соответствии со сметой Заказчика с указанием в соответствующем приложении к письму о подаче оферты коэффициента снижения начальной (максимальной) цены участника. Коэффициент снижения начальной (максимальной) цены участника, должен быть равен отношению ценового предложения участника (руб., без учета НДС) участника, к начальной (максимальной) цене (руб., без учета НДС) настоящей процедуры закупки и должен быть указан в смете участника (отражающей в полном объеме смету Заказчика), предложенной им в составе заявки на участие в Запросе предложений, либо в соответствующем приложении к письму о подаче оферты.

В соответствии с протоколом заседания центральной закупочной комиссии от 21.06.2018 № 15.28/31806462982/2 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием требованиям пункта 2.3.5 технического задания Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Запроса предложений и сообщил, что Заявителем в составе заявки не указан коэффициент снижения начальной (максимальной) цены, что не соответствует требованиям Документации.

Пунктом 2.7.2.4 Документации установлено, что участник Запроса предложений не допускается к дальнейшему участию в закупке, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя в виду несоответствия требованиям Документации, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 2.7.1.4 Документации установлено, что при наличии сомнений в достоверности копии документа организатор закупки вправе запросить для обозрения оригинал документа, предоставленного в копии. В случае, если участник процедуры закупки в установленный в запросе срок не предоставил оригинала документа, копия документа не рассматривается и документ считается не предоставленным.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения дозапроса информации в отношении конкретного участника Запроса предложений в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, поскольку участники Запроса предложений по указанным основаниям не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

      • Признать жалобу ООО «ГК УЭЛЕС» (ИНН: 4025432779, ОГРН: 1124025002958) от 25.06.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Оборонэнерго» (ИНН: 7704726225, ОГРН: 1097746264230) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по обеспечению технологического присоединения планируемых к строительству энергопринимающих устройств объекта МО РФ, расположенного по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Осипенко д. 3 для филиала «Юго-Западный» АО «Оборонэнерго» (извещение № 31806462982) необоснованной.

      • Признать заказчика АО «Оборонэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.07.2018 № 223ФЗ-483/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "Оборонэнерго"
ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230
ООО "ГК УЭЛЕС"
ИНН 4025432779, ОГРН 1124025002958