Постановление №АК/63939/18 Постановление по делу 4-14.3-1290/00-08-18 АО ПРО.МЕД.ЦС.Мар... от 14 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг»

 

123100, г. Москва,

переулок Студенецкий, д. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-1290/00-08-18

об административном правонарушении

 

«14» августа 2018 г.                                                             г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-1290/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение АО «Астеллас Фарма» с указанием на распространение на территории Российской Федерации рекламы лекарственного средства «Ребагит» («Ребамипид»).

Из поступившего заявления следовало, что на странице 21 буклета XXIII Объединенной Российской гастроэнтерологической недели (Москва, 9-11 ноября 2017 года) размещалась реклама следующего содержания:

«Ребагит. Ребамипид. Инновационный гастро- и энтеропротектор.

Эффективен там, где другие бесполезны!

  • Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника;

  • Единственный индуктор синтеза эндогенных простагландинов, стимулирующих физиологическую защиту слизистой оболочки ЖКТ;

  • Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК);

  • Улучшает заживление язв после эрадикации Helicobacter pylori;

  • Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».

В соответствии с регистрационным удостоверением № ЛП-001831 от 12.09.2012 препарат «Ребагит» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является ребамипид.

Согласно инструкции лекарственного препарата «Ребагит» показаниями к применению препарата являются язвенная болезнь желудка, хронический гастрит с повышенной кислотообразующей функцией желудка в стадии обострения, эрозивный гастрит, предотвращение возникновения повреждений слизистой оболочки на фоне приема нестероидных противовоспалительных средств.

В рекламе лекарственного препарата «Ребагит» содержатся следующие утверждения: «Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника», «Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК)», «Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».

Вместе с тем у каждого человека имеются свои особенности функционирования организма и при различных условиях одно и то же вещество может подействовать в большей/меньшей степени или не подействовать вообще.

В силу пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.

Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.

В рекламе препарата «Ребагит» рекламодатель заверяет и ручается, что «Ребагит» является эффективным для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника, препарат защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.

Учитывая изложенное, реклама лекарственного препарата «Ребагит» нарушает пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Кроме того, реклама лекарственного препарата «Ребагит» содержит утверждение «Эффективен там, где другие бесполезны!».

А также утверждения «Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника. Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК). Улучшает заживление язв после эрадикации Helicobacter pylori. Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».

В настоящее время на рынке лекарственных препаратов имеются другие лекарственные препараты, направленные на лечение язвенных болезней желудка и двенадцатиперстной кишки.

Так, в соответствии с регистрационным удостоверением № Р N000032/01 от 14.04.2012 препарат «Ранитидин-Акри» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является ранитидин.

Согласно инструкции по применению препарата «Ранитидин-Акри» показаниями к применению препарата являются лечение и профилактика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, в том числе связанной с приемом нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП).

В соответствии с регистрационным удостоверением № П N014527/01 от 16.10.2008 препарат «Гастроцепин» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является пирензепин.

Согласно инструкции по применению препарата «Гастроцепин» показаниями к применению препарата являются острая язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Согласно объяснениям АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» лекарственный препарат «Ребагит» является единственным лекарственным препаратом, зарегистрированным в Российской Федерации в рамках МНН «Ребамипид». Лекарственный препарат «Ребагит» может применяться не только для лечения язвенной болезни желудка, но и для предотвращения повреждений слизистой, то есть вне зависимости от локализации данных повреждений в рамках желудочно-кишечного тракта, например, повреждений тощей и ободочной кишки. Таким образом, утверждение «Эффективен там, где другие бесполезны» использовано для подчеркивания того факта, что лекарственный препарат «Ребагит» обладает уникальными характеристиками и эффективен в лечении кишечника.

Вместе с тем в рекламе с утверждением «Эффективен там, где другие бесполезны!» сообщается также о свойствах препарата в лечении болезней желудка, например, в рекламе сообщается следующее «препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника».

Лекарственные препараты «Ранитидин-Акри», «Гастроцепин» подтвердили лечебные свойства в ходе клинических испытаний, и факт государственной регистрации указанных препаратов подтверждает то, что препараты имеют положительное влияние на течение язвенной болезни желудка.

При данных обстоятельствах сравнение лекарственного препарата «Ребагит» с иными находящимися в обороте лекарственными препаратами для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с указанием на бесполезность таких лекарственных препаратов является некорректным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Учитывая изложенное, реклама лекарственного препарата «Ребагит» нарушает пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьей 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьей 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011).

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы лекарственного средства «Ребагит» («Ребамипид») в буклете XXIII Объединенной Российской гастроэнтерологической недели (Москва, 9-11 ноября 2017 года).

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

 

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО

ИНН 7703516539
КПП 770301001

БИК 044525000

Расчетный счет 40101810045250010041

КБК 161 1 1626000016000140

ОКТМО 4538 0000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте <...>, delo@ fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

 

Заместитель руководителя                                                        <...>

 

Связанные организации

АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг»
ИНН 7703739126, ОГРН 1117746167131