Постановление №АК/63939/18 Постановление по делу 4-14.3-1290/00-08-18 АО ПРО.МЕД.ЦС.Мар... от 14 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг»
123100, г. Москва,
переулок Студенецкий, д. 3
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 4-14.3-1290/00-08-18
об административном правонарушении
«14» августа 2018 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-1290/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение АО «Астеллас Фарма» с указанием на распространение на территории Российской Федерации рекламы лекарственного средства «Ребагит» («Ребамипид»).
Из поступившего заявления следовало, что на странице 21 буклета XXIII Объединенной Российской гастроэнтерологической недели (Москва, 9-11 ноября 2017 года) размещалась реклама следующего содержания:
«Ребагит. Ребамипид. Инновационный гастро- и энтеропротектор.
Эффективен там, где другие бесполезны!
-
Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника;
-
Единственный индуктор синтеза эндогенных простагландинов, стимулирующих физиологическую защиту слизистой оболочки ЖКТ;
-
Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК);
-
Улучшает заживление язв после эрадикации Helicobacter pylori;
-
Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».
В соответствии с регистрационным удостоверением № ЛП-001831 от 12.09.2012 препарат «Ребагит» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является ребамипид.
Согласно инструкции лекарственного препарата «Ребагит» показаниями к применению препарата являются язвенная болезнь желудка, хронический гастрит с повышенной кислотообразующей функцией желудка в стадии обострения, эрозивный гастрит, предотвращение возникновения повреждений слизистой оболочки на фоне приема нестероидных противовоспалительных средств.
В рекламе лекарственного препарата «Ребагит» содержатся следующие утверждения: «Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника», «Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК)», «Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».
Вместе с тем у каждого человека имеются свои особенности функционирования организма и при различных условиях одно и то же вещество может подействовать в большей/меньшей степени или не подействовать вообще.
В силу пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.
Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия — 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.
Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.
В рекламе препарата «Ребагит» рекламодатель заверяет и ручается, что «Ребагит» является эффективным для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника, препарат защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.
Учитывая изложенное, реклама лекарственного препарата «Ребагит» нарушает пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, реклама лекарственного препарата «Ребагит» содержит утверждение «Эффективен там, где другие бесполезны!».
А также утверждения «Препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника. Предотвращает развитие НПВП — индуцированных гастро- и энтеропатий, включая вызванные ацетилсалициловой кислотой (АСК). Улучшает заживление язв после эрадикации Helicobacter pylori. Защищает слизистую оболочку ЖКТ от повреждающего воздействия бактерий, этанола, щелочей и кислот».
В настоящее время на рынке лекарственных препаратов имеются другие лекарственные препараты, направленные на лечение язвенных болезней желудка и двенадцатиперстной кишки.
Так, в соответствии с регистрационным удостоверением № Р N000032/01 от 14.04.2012 препарат «Ранитидин-Акри» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является ранитидин.
Согласно инструкции по применению препарата «Ранитидин-Акри» показаниями к применению препарата являются лечение и профилактика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, в том числе связанной с приемом нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП).
В соответствии с регистрационным удостоверением № П N014527/01 от 16.10.2008 препарат «Гастроцепин» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата, действующим веществом препарата является пирензепин.
Согласно инструкции по применению препарата «Гастроцепин» показаниями к применению препарата являются острая язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Согласно объяснениям АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» лекарственный препарат «Ребагит» является единственным лекарственным препаратом, зарегистрированным в Российской Федерации в рамках МНН «Ребамипид». Лекарственный препарат «Ребагит» может применяться не только для лечения язвенной болезни желудка, но и для предотвращения повреждений слизистой, то есть вне зависимости от локализации данных повреждений в рамках желудочно-кишечного тракта, например, повреждений тощей и ободочной кишки. Таким образом, утверждение «Эффективен там, где другие бесполезны» использовано для подчеркивания того факта, что лекарственный препарат «Ребагит» обладает уникальными характеристиками и эффективен в лечении кишечника.
Вместе с тем в рекламе с утверждением «Эффективен там, где другие бесполезны!» сообщается также о свойствах препарата в лечении болезней желудка, например, в рекламе сообщается следующее «препарат, эффективный для предотвращения и лечения эрозивно-язвенных поражений как желудка, так и кишечника».
Лекарственные препараты «Ранитидин-Акри», «Гастроцепин» подтвердили лечебные свойства в ходе клинических испытаний, и факт государственной регистрации указанных препаратов подтверждает то, что препараты имеют положительное влияние на течение язвенной болезни желудка.
При данных обстоятельствах сравнение лекарственного препарата «Ребагит» с иными находящимися в обороте лекарственными препаратами для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с указанием на бесполезность таких лекарственных препаратов является некорректным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Учитывая изложенное, реклама лекарственного препарата «Ребагит» нарушает пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьей 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011).
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы лекарственного средства «Ребагит» («Ребамипид») в буклете XXIII Объединенной Российской гастроэнтерологической недели (Москва, 9-11 ноября 2017 года).
Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к АО «ПРО.МЕД.ЦС Маркетинг» (юридический адрес: 123100, г. Москва, переулок Студенецкий, д. 3; ОГРН 1117746167131, ИНН 7703739126, КПП 770301001, дата регистрации: 09.03.2011) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 000 рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044525000
Расчетный счет 40101810045250010041
КБК 161 1 1626000016000140
ОКТМО 4538 0000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте <...>, delo@ fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя <...>